Получи документы

«Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста»

Романова Наталья Викторовна
«Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста»

Результаты исследований показывают, что число детей с речевыми нарушениями с каждым годом растет, а сами речевые расстройства принимают все более сложные формы. Довольно часто речевой дефект взаимосвязан сразу с несколькими нарушениями соматического и нервно-психического здоровья.

В научной и методической литературе отмечено, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. Одно из основных направлений, способствующих речевому развитию детей раннего возраста, является устное народное творчество: колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички и т. д.

Публикация «„Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста“» размещена в разделах

Целью моей работы по данной теме является развитие речи детей младенческого и раннего возраста средствами малых форм фольклора.

Исходя из цели, я реализую следующие задачи:

- формирую у детей способность понимать речь; звукоподражать; способность к целостному восприятию произведений разных жанров;

- развиваю слуховое внимание, артикуляционный и слуховой аппарат;

- активизирую словарь детей;

- воспитываю интерес к художественной литературе, эмоциональную отзывчивость.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту, в процессе организации свободной деятельности.

Что такое детский фольклор? Это специфическая область устного художественного творчества, имеющая в отличие от фольклора взрослого свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей, своеобразный инструмент социализации ребенка.

В своей работе с детьми я использую :

1. Колыбельные песни, цель которых уложить спать и успокоить ребенка. В народе их называют «байками» (заговаривать). Важнейшая особенность всех колыбельных песен – монотонный ритм и успокаивающий мелодико-интонационный стих.

2. Пестушки-произведения, предназначенные для сопровождения физических упражнений и гигиенических процедур, необходимых для младенца.

3. Потешки, в которых поэтические произведения соединяются с драматическим сюжетом, где персонажами становятся пальчики, ручки, ножки младенца, руки того, кто его забавляет («Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока» и т. д.). В потешках содержатся первые уроки нравственности, элементы обучения счету, соотношениях в размерах.

4. Прибаутки-песенки или приговоры более сложного содержания, которыми я забавляю детей. От потешек они отличаются тем, что не связаны с игровыми действиями, а привлекают внимание ребенка исключительно поэтическими средствами. Главное их назначение – сосредоточить внимание и развивать ум ребенка.

5. Заклички – маленькие стихотворные выражения, наделенные заклинаниями и заговорами, с верой в магическую силу слова, воздействующего на природу. Обращения к радуге, солнцу и т. д.

6. Докучные сказки-шутки-балагурки сказочного характера. Докучная сказка предлагается вместо сказки. Например:

Жил-был царь,

У царя был двор,

На дворе был кол,

На колу мочало,

Не сказать ли сначала?

Использование народного фольклора помогает мне обогатить словарь детей.

При отборе малого фольклора учитываю возрастные особенности восприятия художественных произведений, так как не все виды малого фольклора можно использовать в раннем возрасте. Для работы с детьми данного возраста я подбираю потешки, пестушки, заклички, причиталочки, короткие четверостишия, колыбельные песни.

Использую песенки «Жили у бабуси два веселых гуся», «Петя-Петушок» и т. д. Они способствуют развитию фонематического слуха, речевой активности, умению произносить звуки.

Широко использую потешки и пестушки в режимных моментах. Например, провожу гимнастику в стихах : «Воробей нахохлился, скок-поскок», «Мы проснулись-мы проснулись» (развитие понимания речи).

Во время приема пищи использую потешки «А у нас ложки – волшебные немножко», «Кот на печку пошел – горшок каши нашел» (формирование звуковой культуры речи).

Во время одевания «Вова-растеряшка, где твоя рубашка?», «Если хочешь прогуляться, нужно быстро одеваться» (обогащение словаря).

На прогулке использую потешки во время наблюдения, такие как «Солнышко-ведрышко», «Травушка-муравушка» (активизация словаря).

В совместной деятельности использую формы фольклора при играх с куклами, игрушками. Использую потешки «Я пеку, пеку, пеку…», «Ах, ты, деточка, золотая веточка» (умение слушать, повторение за взрослыми необходимых слов).

Использую такой прием работы, как показ разного вида театра: пальчиковый, ложковый, кукольный, настольный.

В «Центре книги» помещаю специальные книжки-малышки, книжки-листалки. Например, «Кошкин дом», «Сорока-белобока», «Теремок» и т. д.

В музыкальном центре помещаю музыкальные инструменты. Когда дети используют дудочку, читаю потешку «Ай, дуду-дуду, сидит ворон на дубу».

Малые формы фольклора хорошо использую в адаптационный период, когда ребенок часто плачет. Читаю потешки, песенки, приговорки. Например, если ребенок ударился, читаю «У Пети болит, у Вовы болит» и т. д.

Таким образом, процесс речевого развития будет проходить успешно, если:

- процесс речевого развития будет иметь систему в работе педагога. Если сам педагог, будет заинтересован в использовании малых форм фольклора в речевом развитии;

- процесс речевого развития с использованием малых форм фольклора будет осуществляться не только на специальных занятиях по речевому развитию, но и в других видах деятельности;

- потешки, прибаутки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь;

- произведения народного творчества должны отражать в себе доступный для понимания мир предметов, вещей и отношений.

Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Интонация должна быть понятной детям: простые, короткие они побуждают малышей к действиям; произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговоркиСборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговорки Пословицы, поговорки- это краткие устойчивые образные народные изречения, в которых выражается многовековой опыт народа. Каждая из них.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалкиИспользование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалки Малые фольклорные жанры можно широко использовать в работе с дошкольниками разных возрастных групп,как приём,который побуждает их к приобретению.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей»Родительское собрание в старшей группе «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей» Родительское собрание в старшей группе детского сада. Тема: "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного.

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете. Загадки»Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете. Загадки» ЗАГАДКИЭтот вид устной поэзии любят и дети, и взрослые. Существовали различные способы наказания для тех, кто не мог отгадать несколько.

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете». Заклички и заговорыСборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете». Заклички и заговоры Люди верили в волшебную силу слова, верили, что произнесённые слова-заклинания может повлиять на силу природы. Как вы думаете, что значит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста»
Опубликовано: 30 марта 2020 в 09:56
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД