МААМ-картинки

Использование метода проекта в исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста

Нина Пахтина
Использование метода проекта в исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность включения проектной деятельности

в образовательный процесс ДОУ

Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом причин. Во-первых, в требованиях федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной образовательной программы заложены ориентиры на отказ от учебной модели обучения и развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности.

Публикация «Использование метода проекта в исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Во-вторых, произошло включение проектной деятельности в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Так, в программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, проектная деятельность как самостоятельный вид деятельности включена в состав образовательной области «Познание» для детей от 5 до 7 лет, а её элементы, такие как продуктивная деятельность, исследовательская деятельность, презентация результатов и т. д., включены в программные задачи и для детей младшего возраста.

Развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности педагогу помогает интегрированный метод обучения. Как один из вариантов интеграции в дошкольном образовании рассматривается метод проектов. Проектный метод деятельности выбран как наиболее эффективное средство обучения и воспитания, как метод развития творческого познавательного мышления детей.

Гипотеза: используя методы и приемы работы по проекту можно добиться не только повышения уровня усвоения программного материала, но и изменению определенных качеств ребенка, способствующих развитию коммуникативных и рефлексивных навыков.

Представляем педагогический проект «Вода вокруг нас», где систематизирован и структурирован материал по использованию метода проектов детей дошкольного возраста. На примере реализации проекта показаны пути решения поставленных в образовательных программах задач по формированию у детей экологической культуры и познавательной активности.

Почему мы выбрали данную тему? Да потому, что первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения и привития культурно-гигиенических навыков.

Проект приурочен к Всемирному дню воды- 22 марта.

Цель проекта:

расширять представление детей об окружающем мире, развивать творческое познавательное мышление.

Задачи:

- формировать экологическую культуру и познавательную деятельность;

- развивать любознательность, наблюдательность, связную речь детей;

- развивать навыки моделирования и экспериментирования;

- формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически правильное поведение в природе;

- уметь обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности;

-развивать детско-родительские отношения опытом совместной творческой и исследовательской деятельности.

Вид: исследовательско- творческий (коллективный, индивидуальный, ситуативный)

Длительность: краткосрочный (1.5 – 2 месяца)

Участники проекта: дети средней группы и их родители, воспитатель, музыкальный руководитель.

Проектные идеи:

- в основе проекта интеграция экологического воспитания и изодеятельности;

- конечным продуктом проекта является книга, демонстрирующая все виды деятельности детей при решении каждой экологической проблемы (промежуточным результатом может быть выставка коллективных, семейных и индивидуальных творческих работ, показ инсценировки);

- оформленная книга может использоваться педагогами как методический материал для работы с детьми среднего возраста.

Ожидаемый результат: формирование знаний, навыков художественно-творческой и познавательной деятельности, повышение уровня усвоения программного материала.

Способы оценки: наблюдения, беседы, анализ творчества детей.

Перспектива: расширение проекта с усложнением исследовательской деятельности в старшей и подготовительной группах.

Формы реализации проекта:

- непосредственная образовательная деятельность,

- беседы,

- оснащение предметно - пространственной среды,

- работа с родителями,

- презентация проекта,

- экспериментальная деятельность,

- наблюдения, экскурсии,

- чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов,

- организация игровой деятельности,

- трудовые поручения.

Продукт проектной деятельности:

- создание книги,

- выставка детских работ по изобразительной деятельности,

- подготовка и проведение итогового мероприятия «Экологическая сказка «Про маленькую капельку» (досуг).

Содержание работы над проектом по этапам:

1-й этап – организационный.

Исходя из интересов детей, проводится анкетирование родителей, оценка уровня знаний детей по тематике проекта, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.

2-й этап – продуктивный.

Формирование проблемы, совместное планирование и обсуждение предстоящей коллективной и индивидуальной деятельности, поэтапное решение проблемы.

3-й этап – презентативный.

Подготовка и представление результатов деятельности.

4-й этап- итоговый.

Совместное обсуждение хода и результатов проекта, постановка новой проблемы.

Планирование и организация деятельности:

1 Организационный

- Составление плана работы по реализации проекта «Вода вокруг нас»

- Оценка уровня знаний детей по тематике проекта

- Подбор методической литературы.

- Организация предметно-развивающей среды: материалы для исследовательской деятельности и игр с водой, художественная литература, аудио и видео записи, иллюстрации.

- «Круглый стол» с участием детей и родителей. Тема: «Цели и задачи проекта».

- Акция «Подари книгу о природе детскому саду».

2 Продуктивный:

- Вхождение в проблему: знакомство детей с основными понятиями.

- Беседа «Где встречается вода?» (Какая она- вода)

- Рассматривание иллюстраций (реки, моря, озёра, вода в жизни животных, растений, людей, энциклопедий.

- Наблюдения: снегом, снегопадом, дождем, лужами, таянием снега; целевые прогулки на водоём (зимой и весной).

- Чтение художественной литературы: потешки «Водичка, водичка», «Чисто умываемся», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Фетисова «Речка зимой» и отрывки из других книг; просмотр мультфильмов «Капитошка», серии из мультфильмов «Лунтик», «Смешарики» и др., познавательного видео о водоёмах.

- Исследовательская деятельность: коллективный проект «Где живёт капелька», индивидуальные проекты о свойствах воды (темы: «Вода- это жидкось?», «Какого цвета вода?», «Имеет ли вода вкус?», «Почему вода прозрачная?», «Какой формы вода?».

- Игровая деятельность: игры в центре «Песок-вода», настольно-печатные игры «Огонь, вода, свет», Шиворот навыворот», «Вокруг света», «Самая заботливая» и др., пазлы, домино, мозаики, сюжетно-ролевые игры «Готовим обед», «Мы-моряки» и т. д.

- Коммуникативная деятельность: беседы «Кому нужна вода?», «Морское путешествие», игра-драматизация по сказке К. Ушинского «Спор воды с огнём».

- Художественное творчество: рассматривание репродукций картин по теме, рисование «Заснеженная улица», «Дождик, дождик: кап, кап, кап», «Подводный мир», аппликация «Плывёт, плывёт кораблик»,рисование цветной водой на снегу, раскрашивание в книжках-раскрасках.

- Физическая культура: подвижные игры «Море волнуется», «Через ручеёк», «Караси и щука», «Лягушата», эстафеты «Пронеси воду в ложке», «Не разлей».

- Трудовая деятельность: наблюдение за трудом взрослых (мытьё посуды, пола, стирка белья, приготовление еды); совместный труд, поручения (мытьё игрушек, стирка кукольного белья, уход за комнатными растениями, труд на участке детского сада.

- Безопасность: игровые ситуации на тему «Поведение людей около водоёмов».

- Здоровье: ситуативный проект «Надо, надо умываться»; оздоровительная гимнастика «Топчемся в тазу».

- Музыкальная деятельность: слушание песен в записи и пение «Веснянка», «Водичка, водичка», хороводная игра «Ходят капельки по кругу».

- Заключительная беседа «Если б не было воды».

3. Презентативный:

- Презентация индивидуальных проектов о свойствах воды.

- Выставка детских и семейных рисунков.

- Организация досуга «Экологическая сказка про маленькую капельку».

4. Итоговый:

- Оформление выставки индивидуальных проектов.

- Создание книги «Вода вокруг нас»

- Обсуждение результатов проекта, постановка новой проблемы.

Выводы:

- были созданы необходимые условия для организации деятельности по экологическому воспитанию;

- у дошкольников сформировалось бережное отношение к природе, экологически правильное отношение к ней, обогатился опыт мыслительно – поисковой деятельности, усовершенствовались навыки экспериментирования и исследования, появилось желание отобразить свои впечатления в творческой деятельности;

- родители включились в организацию образовательной работы с детьми.

Публикации по теме:

Использование проектного метода в развитии познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 «Жемчужинка» Пояснительная записка к компьютерной.

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Метод мнемотехники как один из ведущих способов развития у детей связной речи. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний.

Использование метода моделирования в обучении детей дошкольного возраста Слайд 1 В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение.

Презентация «Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотехника.

Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста Программа профессионально-личностного саморазвития для повышения квалификации и профессиональной компетенции по теме: «Использование метода.

Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Воздух-невидимка» Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. Задачи образовательные: - способствовать обогащению.

Мастер-класс «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста» МБДОУ №83г. Оренбург Подготовила и провела: Воспитатель МБДОУ № 83 Карикова Фаина Федоровна Мастер - класс для воспитателей на тему: «Использование.

Мастер-класс по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста на примере реализации проекта Мастер-класс по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста на примере реализации проекта «Наш двор глазами.

Использование фонопедического метода для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, а так же психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных.

Презентация «Использование проектного метода в развитии познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста» 1слайд. Добрый день, уважаемые члены комиссии. 2 слайд. Представляю вашему вниманию опыт своей работы по теме «Использование проектного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода проекта в исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 марта 2019 в 08:53
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода проекта в исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Нина Пахтина (УИ 1881349) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД