Папки-передвижки

Использование метода проекта в исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста

Нина Пахтина
Использование метода проекта в исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста

Актуальность включения проектной деятельности

в образовательный процесс ДОУ

Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом причин. Во-первых, в требованиях федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной образовательной программы заложены ориентиры на отказ от учебной модели обучения и развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности.

Публикация «Использование метода проекта в исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Во-вторых, произошло включение проектной деятельности в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Так, в программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, проектная деятельность как самостоятельный вид деятельности включена в состав образовательной области «Познание» для детей от 5 до 7 лет, а её элементы, такие как продуктивная деятельность, исследовательская деятельность, презентация результатов и т. д., включены в программные задачи и для детей младшего возраста.

Развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности педагогу помогает интегрированный метод обучения. Как один из вариантов интеграции в дошкольном образовании рассматривается метод проектов. Проектный метод деятельности выбран как наиболее эффективное средство обучения и воспитания, как метод развития творческого познавательного мышления детей.

Гипотеза: используя методы и приемы работы по проекту можно добиться не только повышения уровня усвоения программного материала, но и изменению определенных качеств ребенка, способствующих развитию коммуникативных и рефлексивных навыков.

Представляем педагогический проект «Вода вокруг нас», где систематизирован и структурирован материал по использованию метода проектов детей дошкольного возраста. На примере реализации проекта показаны пути решения поставленных в образовательных программах задач по формированию у детей экологической культуры и познавательной активности.

Почему мы выбрали данную тему? Да потому, что первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения и привития культурно-гигиенических навыков.

Проект приурочен к Всемирному дню воды- 22 марта.

Цель проекта:

расширять представление детей об окружающем мире, развивать творческое познавательное мышление.

Задачи:

- формировать экологическую культуру и познавательную деятельность;

- развивать любознательность, наблюдательность, связную речь детей;

- развивать навыки моделирования и экспериментирования;

- формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически правильное поведение в природе;

- уметь обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности;

-развивать детско-родительские отношения опытом совместной творческой и исследовательской деятельности.

Вид: исследовательско- творческий (коллективный, индивидуальный, ситуативный)

Длительность: краткосрочный (1.5 – 2 месяца)

Участники проекта: дети средней группы и их родители, воспитатель, музыкальный руководитель.

Проектные идеи:

- в основе проекта интеграция экологического воспитания и изодеятельности;

- конечным продуктом проекта является книга, демонстрирующая все виды деятельности детей при решении каждой экологической проблемы (промежуточным результатом может быть выставка коллективных, семейных и индивидуальных творческих работ, показ инсценировки);

- оформленная книга может использоваться педагогами как методический материал для работы с детьми среднего возраста.

Ожидаемый результат: формирование знаний, навыков художественно-творческой и познавательной деятельности, повышение уровня усвоения программного материала.

Способы оценки: наблюдения, беседы, анализ творчества детей.

Перспектива: расширение проекта с усложнением исследовательской деятельности в старшей и подготовительной группах.

Формы реализации проекта:

- непосредственная образовательная деятельность,

- беседы,

- оснащение предметно - пространственной среды,

- работа с родителями,

- презентация проекта,

- экспериментальная деятельность,

- наблюдения, экскурсии,

- чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов,

- организация игровой деятельности,

- трудовые поручения.

Продукт проектной деятельности:

- создание книги,

- выставка детских работ по изобразительной деятельности,

- подготовка и проведение итогового мероприятия «Экологическая сказка «Про маленькую капельку» (досуг).

Содержание работы над проектом по этапам:

1-й этап – организационный.

Исходя из интересов детей, проводится анкетирование родителей, оценка уровня знаний детей по тематике проекта, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.

2-й этап – продуктивный.

Формирование проблемы, совместное планирование и обсуждение предстоящей коллективной и индивидуальной деятельности, поэтапное решение проблемы.

3-й этап – презентативный.

Подготовка и представление результатов деятельности.

4-й этап- итоговый.

Совместное обсуждение хода и результатов проекта, постановка новой проблемы.

Планирование и организация деятельности:

1 Организационный

- Составление плана работы по реализации проекта «Вода вокруг нас»

- Оценка уровня знаний детей по тематике проекта

- Подбор методической литературы.

- Организация предметно-развивающей среды: материалы для исследовательской деятельности и игр с водой, художественная литература, аудио и видео записи, иллюстрации.

- «Круглый стол» с участием детей и родителей. Тема: «Цели и задачи проекта».

- Акция «Подари книгу о природе детскому саду».

2 Продуктивный:

- Вхождение в проблему: знакомство детей с основными понятиями.

- Беседа «Где встречается вода?» (Какая она- вода)

- Рассматривание иллюстраций (реки, моря, озёра, вода в жизни животных, растений, людей, энциклопедий.

- Наблюдения: снегом, снегопадом, дождем, лужами, таянием снега; целевые прогулки на водоём (зимой и весной).

- Чтение художественной литературы: потешки «Водичка, водичка», «Чисто умываемся», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Фетисова «Речка зимой» и отрывки из других книг; просмотр мультфильмов «Капитошка», серии из мультфильмов «Лунтик», «Смешарики» и др., познавательного видео о водоёмах.

- Исследовательская деятельность: коллективный проект «Где живёт капелька», индивидуальные проекты о свойствах воды (темы: «Вода- это жидкось?», «Какого цвета вода?», «Имеет ли вода вкус?», «Почему вода прозрачная?», «Какой формы вода?».

- Игровая деятельность: игры в центре «Песок-вода», настольно-печатные игры «Огонь, вода, свет», Шиворот навыворот», «Вокруг света», «Самая заботливая» и др., пазлы, домино, мозаики, сюжетно-ролевые игры «Готовим обед», «Мы-моряки» и т. д.

- Коммуникативная деятельность: беседы «Кому нужна вода?», «Морское путешествие», игра-драматизация по сказке К. Ушинского «Спор воды с огнём».

- Художественное творчество: рассматривание репродукций картин по теме, рисование «Заснеженная улица», «Дождик, дождик: кап, кап, кап», «Подводный мир», аппликация «Плывёт, плывёт кораблик»,рисование цветной водой на снегу, раскрашивание в книжках-раскрасках.

- Физическая культура: подвижные игры «Море волнуется», «Через ручеёк», «Караси и щука», «Лягушата», эстафеты «Пронеси воду в ложке», «Не разлей».

- Трудовая деятельность: наблюдение за трудом взрослых (мытьё посуды, пола, стирка белья, приготовление еды); совместный труд, поручения (мытьё игрушек, стирка кукольного белья, уход за комнатными растениями, труд на участке детского сада.

- Безопасность: игровые ситуации на тему «Поведение людей около водоёмов».

- Здоровье: ситуативный проект «Надо, надо умываться»; оздоровительная гимнастика «Топчемся в тазу».

- Музыкальная деятельность: слушание песен в записи и пение «Веснянка», «Водичка, водичка», хороводная игра «Ходят капельки по кругу».

- Заключительная беседа «Если б не было воды».

3. Презентативный:

- Презентация индивидуальных проектов о свойствах воды.

- Выставка детских и семейных рисунков.

- Организация досуга «Экологическая сказка про маленькую капельку».

4. Итоговый:

- Оформление выставки индивидуальных проектов.

- Создание книги «Вода вокруг нас»

- Обсуждение результатов проекта, постановка новой проблемы.

Выводы:

- были созданы необходимые условия для организации деятельности по экологическому воспитанию;

- у дошкольников сформировалось бережное отношение к природе, экологически правильное отношение к ней, обогатился опыт мыслительно – поисковой деятельности, усовершенствовались навыки экспериментирования и исследования, появилось желание отобразить свои впечатления в творческой деятельности;

- родители включились в организацию образовательной работы с детьми.

Публикации по теме:

Использование проектного метода в развитии познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 «Жемчужинка» Пояснительная записка к компьютерной.

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Метод мнемотехники как один из ведущих способов развития у детей связной речи. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний.

Использование метода моделирования в обучении детей дошкольного возраста Слайд 1 В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение.

Презентация «Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотехника.

Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста Программа профессионально-личностного саморазвития для повышения квалификации и профессиональной компетенции по теме: «Использование метода.

Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Воздух-невидимка» Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. Задачи образовательные: - способствовать обогащению.

Мастер-класс «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста» МБДОУ №83г. Оренбург Подготовила и провела: Воспитатель МБДОУ № 83 Карикова Фаина Федоровна Мастер - класс для воспитателей на тему: «Использование.

Мастер-класс по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста на примере реализации проекта Мастер-класс по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста на примере реализации проекта «Наш двор глазами.

Использование фонопедического метода для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, а так же психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных.

Презентация «Использование проектного метода в развитии познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста» 1слайд. Добрый день, уважаемые члены комиссии. 2 слайд. Представляю вашему вниманию опыт своей работы по теме «Использование проектного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода проекта в исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 марта 2019 в 08:53
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД