Татьяна Ингачева
Использование наглядного моделирования при заучивании стихотворений
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи детей – одна из главных задач детского сада. Говорить – это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих. Всему этому ребёнок учится с помощью взрослого в дошкольные годы. В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит им источником знаний об окружающем мире, средством общения с окружающими.
Публикация «Использование наглядного моделирования при заучивании стихотворений» размещена в разделах
Занимаясь с детьми, мы пришли к выводу: необходимо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, особенно наглядность. Одно из успешных и эффективных средств развития связной речи – моделирование (мнемотехника). Известно, что С. Рубинштейн, А. Леушина, Д. Эльконин, Л. Выготский считали: рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует стремлению детей называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них. При этом очень важно, чтобы все элементы на схеме и рисунке были расположены в нужной последовательности для развернутого высказывания.
Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству детей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников.
Используя технологию наглядного моделирования, мы поставили следующие задачи:
Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии;
Способствовать развитию творческих способностей детей;
Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
Способствовать формированию у детей интереса к заучиванию стихов.
Исходя из поставленных задач, мы спрогнозировали ожидаемый результат:
у детей появляется интерес к заучиванию стихов;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость;
увеличивается круг знаний об окружающем мире.
Работа начиналась с простейших мнемоквадратов. Так мы проводили работу над словом. Например, даётся слово «человек», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для детей 4-5 лет мы предлагали цветные схемы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. Детям постарше давали еще и чёрно-белые схемы. Затем последовательно перешли к мнемодорожкам и перешли к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам - мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.
Работу над стихотворением мы вели поэтапно :
Выразительно читаем стихотворение;
Сообщаем, что это стихотворение будем учить наизусть. Затем еще раз читаем стихотворение с опорой на схему.
Задаем вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку понять основную мысль.
Выясняем, какие слова детям не понятны, объясняем их значение в доступной для ребенка форме.
Читаем отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.
Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Также, мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек во всех возрастных группах дошкольного учреждения, а также дома с родителями.
Проделанная работа дала возможность убедиться в том, что наглядное моделирование формирует у детей интерес к заучиванию стихов при условии плановой систематической работы в этом направлении. У детей расширился круг знаний об окружающем мире, увеличился активный и пассивный словарный запас.