МААМ-картинки

Использование подходов системной семейной терапии для коррекции психологического здоровья дошкольников

Шумель Ольга
Использование подходов системной семейной терапии для коррекции психологического здоровья дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Педагог-психолог Шумель О. Г.

ГБОУ Школа №641 имени С. Есенина

Базовая идея системной семейной психотерапии заключается в том, что семья — это социальная система, то есть комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семья — это «живой организм, напоминающий скорее пламя, чем кристалл». И если страдает один член семьи, это сказывается на остальных.

Публикация «Использование подходов системной семейной терапии для коррекции психологического здоровья дошкольников» размещена в разделах

Системная семейная терапия рассматривает семью как группу взаимозависимых индивидов, исполняющих совместный «танец», где частная проблема одного члена семьи представляется одним из «па» общего взаимодействия. Любые изменения в одном из членов семьи неизбежно вызывают реакцию во всех остальных, которые иногда поддерживают эти изменения, но чаще пытаются вернуть все в исходную позицию.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития, формируется его психологическое здоровье.

Психопатологические симптомы ребенка рассматриваются семейными психотерапевтами как проявление неадекватных внутрисемейных отношений, проявляющихся в специфических правилах, мифах и образцах взаимодействия. Многие тяжелые психологические проблемы ребенка возникают в семье, вследствие определенных взаимоотношений, которые складываются у родных, нередко близких и любимых людей. Трудные взаимоотношения в семье, пусть даже они касаются только двоих, не могут не отражаться на всех членах семьи, особенно на детях.

Ребенок является самым незащищенным и зависимым членом семейной системы, и зачастую, из любви к родителям, «берет на себя» их проблемы.

Поэтому системная семейная терапия способствует улучшению взаимодействия в семье, тем самым происходит коррекция симптома ребенка.

В Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Преодоление» велась работа по семейному консультированию в рамках системной семейной терапии. Встречи с семьями проходили один раз в две недели. В этих интервалах семье предписывалось делать специально подобранные «домашние задания» исходя из проблемы семьи. В семьях, настроенных на изменения, наступала позитивная динамика.

Результаты работы с семьями.

На конец года у шести семей наблюдалась позитивная динамика, результатом которой явилось снижение активности симптома и улучшение психологического здоровья ребенка.

Так, ребенок с РАС стал принимать инструкции взрослого (на начало года категорически не принимал инструкции взрослого, снизилось напряжение и тревога. Ребенок с мутизмом дал быструю динамику (семья пришла на семейное консультирование всего 3 раза) : ребенок стал сам здороваться с окружающими, самостоятельно посещать занятия (до этого его нельзя было оторвать от мамы, вступать в контакт со взрослым. Ребенок с аутоподобным поведением перестал сторониться детей, мог находиться в пассивном взаимодействии с детьми. У ребенка с тревожностью и страхами ушло заикание, снизилась тревога. Мама ребенка с медицинскими страхами уже на 2-ой встрече отметила, что у ее ребенка в поликлинике смогли взять целую пробирку крови на анализ. Все это свидетельствует о положительной коррекции психологического здоровья детей через взаимодействие в семье по-новому (слайды прилагаются).

Что же такое семейная терапия? Семейная терапия представляет собой особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у проблемного члена семьи.

Человек при этом подходе не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система, именно она — объект психотерапевтического воздействия.

В этом его существенное отличие от других психотерапевтических подходов.

Оказывая помощь семье в трудные периоды жизни, не имеет смысла заниматься выявлением психоаналитических причин конфликта : гораздо важнее путем конкретных целенаправленных действий изменить отношения между ее членами. При удачно выбранной стратегии и тактике работы семейная обстановка улучшается по мере того, как выполняются рекомендации специалиста. Перемены ведут к сдвигам в механизме функционирования семьи и способствуют уменьшению проявления симптомов психологического неблагополучия у одного или нескольких ее членов.

В работе с семьями нами используется структурный подход системной семейной терапии. Исходя из этого подхода, каждая семья имеет свою структуру: границы, подсистемы, иерархию, коалиции, роли. Искажения в структурных паттернах (при их ригидности) приводит к дисфункциональности семьи и появлению в семье симптома. С точки зрения структурного подхода, проблемы в семье возникают из-за неспособности семьи отказаться от ригидных паттернов, поэтому мишенью воздействия могут быть именно структурные паттерны, возникающие вокруг «проблемного» члена семьи.

Семья функционирует без развития проблем в том случае, если обладает способностью изменять свои структурные паттерны, перестраиваться в зависимости от стадии жизненного цикла, воздействия среды, т. е. адаптироваться.

Используя в работе с семьями структурный подход, обращаем внимание на структурный параметр -- границы между семейными подсистемами.

С. Минухин выделяет два типа нарушения границ: первый – их спутанность, нечеткость, размытость; второй – излишняя закрытость, приводящая к разобщенности членов семьи. Один из этих типов нарушения границ можно найти в любой неблагополучной семье. Так, выраженная размытость границ между матерью и ребенком приводит к отчуждению отца. В результате в семье начинают функционировать две автономные подсистемы : «мать-ребенок (дети)» и «отец». У детей в этом случае тормозится развитие компетентности в общении со сверстниками, а у родителей существует угроза развода. А вот у семей с разобщающими границами, наоборот, нарушена способность к формированию семейного Мы. Члены семьи настолько разобщены, что не могут удовлетворить в семье важнейшую из человеческих потребностей – в доверии, тепле и поддержке.

Спутанная семья реагирует на любые изменения быстро и интенсивно, ее члены как бы заражают друг друга своим настроением. А вот в безучастной семье преобладает отчуждение, которое ребенок ощущает как холод и может охарактеризовать свою семью так: «У нас никому ни до кого нет дела».

Иерархия – самый важный параметр в семье. Это степень влияния одного члена семьи на другого. Базируется на понятии «исходный порядок». Определяется временем вхождения в систему. Кто раньше вошел в систему, тот главнее.

Родители имеют привилегии перед детьми. Дети-первенцы имеют привилегии перед другими детьми. Нарушение иерархии ведет к появлению проблем.

Нередко встречаются нарушения иерархии, например, всю семью фактически подчиняет себе капризный ребенок, становясь «семейным тираном», или властная бабушка руководит внуками через голову их родителей, или мужчина находится на положении одного из детей своей жены, или ребенок родителей-алкоголиков фактически становится их родителем и родителем своих младших братьев и сестер.

Коалиции – центральный параметр структурного подхода в системной семейной терапии, который влияет на появление нарушений психологического здоровья в семье. Как только в семье появляется ребенок, двое могут дружить против третьего – образуются коалиции.

Коалиции бывают функциональные и дисфункциональные.

Функциональные коалиции — это супружеская подсистема и детская подсистема. Остальные варианты коалиций, как правило, дисфункциональны.

Дисфункциональные коалиции указывают на наличие проблем в семье, например, подсистема мамы и детей, с одной стороны, и папы — с другой. Или мама с одним ребенком против папы с другим ребенком. Или жена со своими родителями в коалиции против мужа со своими родителями. Примеров множество. Коалиции — центральное понятие структурного подхода в системной семейной психотерапии

Роли в семье. Находясь в семье, каждый несет роль. Важно, чтобы это название роли совпадало с функцией, которую этот человек выполняет. Проблемы возникают тогда, когда возникает несоответствие: человек из своей роли не выполняет свою функцию.

В порядке вещей, если члены семьи на время меняются ролями: ребенок может ухаживать за заболевшей мамой, и тогда он на время становится ее родителем, старший ребенок может заботиться о младшем, когда родители на работе, и тогда он на время становится его родителем.

Проблемы начинаются в том случае, если в семье на долгое время смещаются роли. Например, старшая сестра становится функциональной мамой для младшего братика, или жена начинает видеть в своем муже только отца их ребенка, и перестает видеть супруга.

Нарушения границ, иерархии, присутствие дисфункциональных коалиций можно наглядно выделить по социометрическому тесту Эйдемиллера, который мы широко используем в работе (слайды по результатам проведенной диагностики семей прилагаются).

Появление нарушения психологического здоровья в семье (симптома) выполняет важную функцию – стабилизирует семейную систему. Это есть то, что скрепляет систему, что помогает людям держаться вместе. “Мы не можем развестись, потому что у нас трудный и/или больной ребенок”.

Функциональная (здоровая) семья характеризуется гибкой иерархической структурой власти, ясно сформулированными семейными правилами, сильной родительской коалицией, неповрежденными межпоколенными границами.

Отношения между супругами – психологический центр всех внутрисемейных взаимодействий. Испытывая недостаток в теплых эмоциональных отношениях, муж и жена обычно встают перед лицом непреодолимых трудностей, когда «на арене» появляются дети и им приходится выполнять родительские обязанности. Утверждение о том, что появление младенца позволит восстановить нарушенные отношения между супругами является опасным заблуждением.

Таким образом, системное мышление и знание про связи и порядки любви, существующие в семейном поле, позволяет психологу объемно видеть причины трудностей семьи, обратившейся за помощью. Это дает возможность специалистам сократить время и быть более эффективными в работе, наметить решения как для конкретной проблемы, так и для всей семейной системы в целом.

Литература :

1. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. – М, Когнито-Центр, 2009.

2. Сатир В. Вы и ваша семья. – М, Институт общегуманитарных Исследований, 2008.

3. Минухин С, Фишман Ч. Техники семейной терапии. – М, Класс, 2009.

4. Шнайдер Я. Р. Семейные расстановки. – М, Институт консультирования и системных решений, 2009.

5. Черников А. В. Системная семейная терапия : интегративная модель диагностики. – М, Класс, 2005.

Публикации по теме:

Использование аква-терапии в период адаптации дошкольников «Использование Аква терапии в период адаптации дошкольников» Подготовила: воспитатель Галеева Р. Б. первая младшая группа «Ромашка» «Воде.

Использование арт-терапии в психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Использование арт-терапии в психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями.

Использование биологической обратной связи для коррекции речевых нарушений у дошкольников Российским ученым-физиологом, кандидатом биологических наук, Президентом Ассоциации Биологической Обратной Связи Сметанкиным Александром.

Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Игра с песком — это естественная и доступная.

Консультация для педагогов. Использование элементов арт-терапии как средство успешной адаптации дошкольников к детскому саду Использование элементов арт-терапии как средство успешной адаптации дошкольников к детскому саду Поступление ребенка в дошкольное учреждение.

Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования»Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования» Консультация для педагогов «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования (технологическая.

Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения.

Обобщение опыта учителя-логопеда «Использование инновационных подходов в коррекции речевых нарушений у дошкольников»Обобщение опыта учителя-логопеда «Использование инновационных подходов в коррекции речевых нарушений у дошкольников» Обобщение опыта по теме: «Использование инновационных подходов в коррекции речевых нарушений у дошкольниковИнновационные технологии приобретают.

Педагогический совет «Основные источники нарушений психологического здоровья дошкольников» Педагогический совет : «Основные источники нарушений психологического здоровья дошкольников». Здоровье ребенка зависит от многих факторов:.

Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста, с помощью речи реализуется потребность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование подходов системной семейной терапии для коррекции психологического здоровья дошкольников
Опубликовано: 18 февраля 2019 в 17:19
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование подходов системной семейной терапии для коррекции психологического здоровья дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Шумель Ольга (УИ 928521) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД