МААМ-картинки

Использование арт-терапии в психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Ольга Евгеньевна
Использование арт-терапии в психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование арт-терапии в психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети с различными психолого-физиологическими проблемами, такими как: задержка психического и речевого развития, нарушение зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, дети с аутизмом и умственной отсталостью. Особого внимания и индивидуального подхода требуют дети с нарушениями нервно-психического здоровья, которые могут быть связаны не только с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на формирующуюся детскую психику и эмоциональную сферу.

Публикация «Использование арт-терапии в психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Психологические особенности детей с ОВЗ с нарушением психо-эмоциональной сферы проявляются в двигательной расторможенности, повышенной тревожности возбудимости, проблемным неадекватным поведением. Ребенок порой не в силах справиться со своими негативными эмоциями, проблемами, он ухолит в себя, отгораживается от внешнего мира защитной реакцией безразличия. В этот момент ему очень важны поддержка, понимание и эмоционально развивающие занятия.

На сегодняшний день, одним из наиболее эффективных средств коррекции эмоциональной сферы, является арт-терапия, так как в самой природе искусства лежат психотерапевтические и развивающие возможности. В творческом самовыражении ребенка участвуют почти все психические процессы личности : воображение, ощущение, восприятие, мышление, воля и т. д.

Арт-терапевтический метод, является средством формирования положительных эмоций, благоприятно сказывается на воспитании и развитии личности ребенка, позволяет легче овладевать навыками общения со сверстниками и взрослыми, снижает утомление, негативные эмоциональные проявления, тревожность, агрессивность, помогает сформировать более активную жизненную позицию, помогает ему освоить речевые навыки. Этот метод не имеет возрастных ограничений в использовании, и нет никаких противопоказаний к участию тех или иных людей в арттерапевтическом процессе. Он позволяет деликатно и незаметно обойти защитные механизмы, понять, какие переживания есть у малыша и ненавязчиво их скорректировать.

Существует множество видов и техник арт-терапии, которые могут быть использованы в работе с детьми : изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, видеотерапия, песочная терапия, драматерапия, фототерапия, библиотерапия и др. Рассмотрим некоторые из них:

Изотерапия. Это наиболее распространенный метод арт-терапии, при помощи которого ребенок может свободно выразить свои мысли и чувства ощутить и понять самого себя и быть самим собой. Занимаясь рисованием, ребенок перестраивает своё отношение к различным ситуациям, дает выход своим чувствам и болезненно соприкасается с некоторыми ранее его пугающими, травмирующими образами. Данный метод арт-терапии часто применяется для психологической диагностики эмоционального состояния детей, например, рисуночные тесты: «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Моё настроение» и др.

Помимо рисования, к изотерапии относится лепка. Этот метод оказывает успокаивающее действие, задействует и развивает мелкую моторику. В ходе терапии чаще всего воспроизводят в символической форме такие чувства как обида, гнев и ярость и т. д. Важно то, что все эти негативные образы в процессе лепки можно трансформировать в другие символические образы, которые позволят справиться с сильными чувствами, посмотреть на проблему с разных сторон и найти нужное решение для того чтобы выйти из проблемной ситуации. Болезнь можно трансформировать в здоровье, тревогу - в спокойствие. И не так уж важно, что человек совершенно не умеет лепить.

Песочная терапия. Песок магически действует на детей, они неосознанно начинают выкапывать ямки, пересыпать песок, строить тоннели, горы. А при использовании игрушек, малыш начинает создавать собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.

Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к довербальным уровням психики.

Сказкотерапия - пожалуй, один из самых древних методов терапии. Сказки всегда служили нравственным и моральным законом, предохраняли детей от неудач, учили их жизни. Сказки для данного вида терапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные. Сочинение сказок ребёнком - основа сказкотерапии. Включаясь в эту игру, ребенок сам становится героем сказки, учится строить отношения и принимать самостоятельные решения.

Музыкотерапия. Огромная сила музыки заключается в её способности эмоционально воздействовать на духовную сферу человека, особенно в его детские годы. Это естественная потребность детей в смене эмоциональных состояний, в желании пережить разнообразную гамму эмоциональных состояний, испытать новые яркие чувств.

Успешно применяется и совокупность различных методик и техник. Подобный комплексный подход получил название арт-синтезтерапии и объединил разнообразные методики в единое целое, ведь многие виды искусства легко сочетаются. Например, музыкотерапия и сказкотерапия, театр и драматургия, игротерапия и оригами.

Применение арт-терапии в домашних условиях родителями, позволяет отслеживать малейшие изменения в их эмоциональном состоянии, увидеть их переживания.

Публикации по теме:

ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской.

Индивидуальное логопедическое занятие с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья с использованием песочной терапии Цель: Автоматизация звука [с] в слогах и словах Задачи: • Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с] • Продолжать формировать.

Использование технологии «Проблемный диалог» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья В последнее время в системе образования произошел ряд изменений. Образовательные учреждения призваны обеспечить равный доступ к образованию.

Конспект открытого занятия «Моя будущая семья» с воспитанниками центра психолого-педагогической реабилитации Конспект занятия «Моя будущая семья» Цель: осознание воспитанниками установок на будущую семейную жизнь. Задачи: Образовательные: Формирования.

Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Встретив инвалида на улице, в магазин или где- либо, мы отворачиваемся или же пристально смотрим на человека, испытываем жалость и думаем:.

Программа кружка «Ассорти идей» для воспитанников Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции МБУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Ассорти идей» Подготовила.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья В последние годы в России, как на государственном уровне, так и в общественном сознании, происходят положительные изменения в отношении.

Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья методами арт-терапии Исследования последних лет, проведённые врачами, психологами и педагогами, показали, что в современной детской популяции наблюдается явное.

Сенсорная комната как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровьяСенсорная комната как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Наталья Григорьевна Ефтифеева, заведующий отделением социально-психологической помощи, государственное автономное учреждение социаль-ного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование арт-терапии в психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 17 сентября 2018 в 14:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД