Получи документы

Использование технологии «Проблемный диалог» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Елена Галактионова
Использование технологии «Проблемный диалог» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В последнее время в системе образования произошел ряд изменений. Образовательные учреждения призваны обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. (№ 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 2 п. 27). Это коснулось и дошкольного образования. Таким образом, целью дошкольного образования для детей с ОВЗ стало: устранение социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с особыми возможностями здоровья к общему образованию, приобщение к жизни в социуме.

Публикация «Использование технологии „Проблемный диалог“ в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Все педагоги, работающие с детьми с ОВЗ (в частности с ЗПР, стремятся максимально полно компенсировать дефициты в их развитии. Известно, что для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР характерна низкая познавательная активность, вплоть до интеллектуальной пассивности. Недостаточное развитие познавательного интереса у детей с задержкой психического развития связывают с интеллектуальным отставанием, незрелостью эмоциональной сферы и личности в целом. Для большинства детей с ЗПР характерно отсутствие познавательно- интеллектуальных предпочтений, т. е. они предпочитают когнитивно облегченные занятия (музыка, рисование, физкультура). Познавательный интерес к когнитивно насыщенным занятиям мало выражен. На занятиях дети проявляют недостаточную сосредоточенность, бездеятельность при затруднениях.

В связи с этим коррекционно-развивающий процесс с такими детьми направлен как на развитие познавательных процессов, так и на развитие познавательного интереса. Не для кого не секрет, что у большинства детей с ЗПР к концу дошкольного возраста сформированы лишь предпосылки познавательного интереса. Что усложнит их обучение в школе. Ознакомившись с технологией проблемного диалога, мы пришли к выводу, что ее использование на занятиях будет способствовать не только полноценному развитию познавательных процессов, но и формированию познавательного интереса.

ФФ

Поскольку у детей с задержкой психического развития не сформирована познавательная, поисковая мотивация (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей. Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Когда ребенок будет стремиться сам получать новые знания, то и сам коррекционный процесс окажется более эффективным. Поэтому в работе с детьми с задержкой психического развития необходимо непосредственное вовлечение детей в процесс познания.

Для успешной работы по формированию познавательного интереса у детей с задержкой психического развития необходима организация личностно- ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Поскольку обучение проходит более эффективно, когда дети пытаются осмыслить мир вокруг себя. То необходимо сделать процесс обучения интерактивным, в который вовлечен сам ребенок, другие дети, взрослые, а так же окружающий мир. Работа на занятиях должна проводиться таким образом, чтобы дети разбирались во всем самостоятельно, так как то, чего ребенок добился сам, усваивается намного быстрее и качественнее.

Тот факт, что именно технология Проблемного диалога может в полном объеме обеспечить соблюдение перечисленных выше требований, и подтолкнул нас к ее внедрению в коррекционно-образовательный процесс.

Несмотря на то, что технология проблемного диалога была разработана для использования в школьном обучении, и совсем недавно ее стали использовать в дошкольном образовании, а внедрение ее в работу с детьми с ЗПР вообще только начинается, мы видим большие перспективы использования данной технологии именно в работе с детьми с ОВЗ. С помощью технологии «Проблемный диалог» в НОД реализуются коррекционно-развивающие задачи и формируется познавательно-исследовательская деятельность. Как пример предлагаем проблемную ситуацию из НОД по экспериментированию «Свойства магнита»

анализ воспитатель дети

Обнажить житейское представление детей вопросом

Предъявить научный факт

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к проблеме Ребята, как вы думаете, если два магнита поднести друг к другу, что произойдет?

Поднести два магнита разными полюсами друг к другу, магниты отталкиваются

Вы сначала как думали?

А как на самом деле?

Какой возникает вопрос?

Ребята, как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить? Они притянуться друг к другу

Что магниты притягиваются друг к другу.

Они отталкиваются

Почему магниты оттолкнули друг друга

О магнитах, когда они отталкиваются, а когда притягиваются друг к другу

Как результат использования технологии «Проблемный диалог» в НОД по экспериментированию решаются коррекционно-развивающие задачи, а именно: развитие умения выдвигать гипотезы, делать выводы. А это в свою очередь помогает в формировании познавательного интереса у детей с ОВЗ, таким образом обеспечивая подготовку к обучению в школе.

На занятиях по экспериментированию проблемный диалог можно включать не только в начале занятия как организационный момент, побуждающий к созданию проблемной ситуации, но и в ходе НОД, что позволяет активизировать мыслительную деятельность детей.

анализ воспитатель дети

Мнение детей вопросом

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к проблеме Как вы думаете все ли магниты имеют одинаковую силу?

Вопрос был один? А мнений сколько? Почему так получилось? Чего мы не знаем?

Какой возникает вопрос?

Да, нет, не знаю

Все ли магниты имеют одинаковую силу

Все ли магниты имеют одинаковую силу

В работе с детьми С ОВЗ помимо основной цели коррекционной работы – повышение уровня психического развития ребенка, у детей формируются знания, умения, навыки, необходимые для обеспечения здорового образа жизни, воспитывая при этом культуру здоровья. Для решения данных задач необходимо задействовать возможность обучения в режимных моментах.

Режимные моменты – так же являются непрерывным процессом обучения детей с ОВЗ.

В своей практике мы применяем проблемный диалог помимо непосредственной образовательной деятельности в совместной деятельности с детьми.

При проведении режимных моментов большое внимание уделяется здоровье сберегающим технологиям. При этом учитывается программа, реализация условий, а также заболевания каждого ребенка. Обучение ребенка с использованием здоровье сберегающих технологий в режимных моментах имеет немаловажное значение для развития и реабилитации их в обществе. Во избежание перегрузки, переутомления необходима частая смена видов деятельности, периоды напряженной работы чередовать с расслаблением. Здоровье сберегающие технологии рассматриваются как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья детей с ОВЗ.

Уже сейчас наш небольшой опыт использования данной технологии в коррекционно-развивающем процессе с детьми с ЗПР свидетельствует о достаточно высоком уровне результативности. У старших дошкольников качественно компенсируются дефициты в развитии и формируется познавательный интерес.

В результате применения технологии «Проблемный диалог» в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.

Сначала души пробуди,

Пусть жажда к знанью в них проснется

Потом питомцев поведи

К прозрачно-чистому колодцу

Живую воду из глубин

Ты черпать научи рукою,

Чтоб свой народ и край любить

Мужать и хорошеть душою.

Публикации по теме:

Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья Проблема психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и его сохранения в современном обществе стоит очень.

Инновационные методы работы детьми с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями органов движения) Дошкольный возраст – это период, когда происходит бурное развитие всех функциональных систем организма, способствующий созданию устойчивого.

Использование компьютерных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Содержание Эффективные педагогические технологии. Информационные технологии. Мультимедийные презентации. Слайд–шоу. Проектная деятельность.

Использование проекта в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по приобщению к истокам русской культуры Родная культура – неотъемлемая часть души ребенка, начало, порождающее личность. Дмитрий Лихачев В МКДОУ «Детский сад № 325 компенсирующего.

«Путешествие Колобка». Конспект индивидуального логопедического занятия с применением технологии «Проблемный диалог» Конспект составила: Кукушкина Г. Н., учитель – логопед Конспект индивидуального логопедического занятия с применением технологии «Проблемный.

Организация работы с детьми 5–7 лет с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада Инклюзивное образование в России - новая, недостаточно изученная форма обучения детей с ограниченными возможностями. Оно предполагает изменение.

Особенности организации коррекционной работы тифлопедагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья Особенности организации коррекционной работы тифлопедагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушение зрения, на.

Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Слайд 1 Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения.

Программа по использованию коллекций в работе с детьми с ограниченными возможностями «Коллекциотерапия» Содержание Пояснительная записка…. 3 Актуальность….4 Цель, задачи…. 4.

Сортировка предметов как средство сенсомоторного развития в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностямиСортировка предметов как средство сенсомоторного развития в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями Сортировка предметов как средство сенсомоторного развития в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии «Проблемный диалог» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 24 февраля 2018 в 13:26
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД