Получи документы

Особенности организации коррекционной работы тифлопедагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Нечаева Наталья
Особенности организации коррекционной работы тифлопедагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Особенности организации коррекционной работы тифлопедагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушение зрения, на этапе подготовки к лечебно-восстановительной работе

Нечаева Н. Е.,

учитель-дефектолог (тифлопедагог) МБДОУ ДС №32 «Дружные ребята»,

учитель –логопед МБУ «ЦППМиСП»

Публикация «Особенности организации коррекционной работы тифлопедагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Обучение и воспитание с ограниченными возможностями здоровья с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно - восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе на выпуске из детского сада.

Многие дети, особенно маленькие, недавно поступившие в детский сад не готовы к лечению на медицинских аппаратах. Это зависит от множества факторов, таких как: личностные особенности детей, когнитивные способности, достаточный уровень предметно-практических действий и положительный настрой на лечение. Работа тифлопедагога с детьми направлена на активизацию зрительных функций: повышение остроты зрения; тренировки сетчатки глаз; развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения; развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации, а так же на развития когнитивных способностей.

1. Подготовка ребенка к проверке остроты зрения.

Первые трудности в лечебно-восстановительной работе могут возникнуть на этапе проверке зрения. Малыши часто не узнают изображения, которые представлены в таблице определения остроты зрения Орловой. Это может быть связано с отсутствием практического опыта узнавания изображений в разных модальностях, с недостаточным объемом знаний об окружающем мире, а также обусловлены несформированностью речевой функции, когда ребенок узнает предмет, но не знает его названия.

Примечание: если ребенок не называет картинки, ему можно предложить их показать из набора таких же картинок, как на таблице: «Найди среди картинок такую же, как у меня, и покажи».

Упражнения для определения остроты зрения

Цель: учить узнавать предметы в разных модальностях (цветном, контурном, силуэтном). Упражнять в назывании картинок таблицы. Различать, выделять, называть, сравнивать величину размеров. Соотносить цветные, силуэтные и контурные изображения.

Дидактическое упражнение «Назови картинку».

Цель: упражнять в назывании картинок таблицы.

Наглядный материал: дидактическое пособие, на котором изображены картинки, представлены в таблице для проверки зрения.

Ход упражнения: Тифлопедагог предлагает детям узнать в силуэтном изображении картинки и назвать картинки. Далее задание усложняется, и педагог просит назвать картинки верхнего ряда, среднего и нижнего ряда. При проведении этого упражнения необходимо уделять внимание речи ребенка, следить, чтобы ребенок правильно и четко произносил название картинок.

Дидактическое упражнение: «Сгруппируй предметы»

Цель: упражнять в умении классифицировать предметы, изображенные в таблице Орловой, по обобщающим признакам: животные, транспорт, игрушки и т. д.

Дидактическое упражнение: «Обведи предмет по трафарету (внутреннему)»

Цель: закрепить название предметов, изображенных на таблице Орловой, умение прослеживать контур этих предметов.

Дидактическое упражнение: «Раскрась контурное изображение».

Цель: закрепить умение закрашивать, не выходя за контур предмета, совершенствовать умение узнавать и называть предмет по его силуэтному изображению.

предметы, изображенные в таблице, среди других предметов.

Упражнения по повышению остроты зрения

Примеры заданий и упражнений для повышения остроты зрения в соответствии с рекомендациями Л. А. Григорян.

Острого зрения 0,04.

1. Раскрашивание крупных деталей рисунка (4 см) в основные цвета красный, оранжевый, зеленый.

2. Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу.

3. Наклеивание крупных аппликаций (4 см).

4. Плетение ковриков из широких полос (3-4 см) ярких цветов.

5. Сборка строительных конструкций из крупных деталей.

Острота зрения — 0,05-0,1.

1. Раскрашивание более мелких деталей рисунка (2-3 см).

2. Выполнение аппликационных работ (2-3 см).

3. Плетение ковриков из полос шириной 2 см.

4. Работа с конструкторами.

5. Рассматривание рисунков крупного размера.

6. Игры с мозаикой.

Острота зрения — 0,2-0,3.

1. Раскрашивание мелких деталей рисунка.

2. Аппликации (размером менее 2 см).

3. Плетение ковриков из полос шириной менее 2 см.

4. Конструирование из мелких деталей.

5. Обнаружение простых ошибок в рисунке (машина без колес).

6. Построение рисунков из мозаики.

7. Лепка из пластилина на наглядном материале (овощи, фрукты).

8. Нанизывание бус диаметром до 1 см на леску.

Острота зрения — О,4 и выше.

1. Рисование круга, треугольника, раскрашивание их, обведение контуров

мелких рисунков через тонкую бумагу.

2. Наклеивание аппликаций до 1 см.

3. Плетение ковриков из полос до 1 см.

4. Конструирование из мелких деталей.

5. Обнаружение ошибок в рисунке с мелкими деталями (дом без трубы).

6. Построение мелких рисунков из мозаики.

7. Лепка из пластилина мелких фигур.

8. Нанизывание на леску бус размером менее 1 см.

2. Подготовка детей к лечению на медицинских аппаратах

По рекомендации врача-офтальмолога коррекционные упражнения проводятся с учетом этапов лечения.

этапы лечения цель игры и упражнения

Плеоптический Повышение остроты зрения амблиопичного глаза - обводка через кальку контурных изображений (Дорисуй по точкам, Обведи и заштрихуй, Угадай предмет, Обведи по контуру, Дорисуй вторую половину);

- нанизывание бус;

- сличение изображений (Что неправильно нарисовал художник, Парные картинки, Найди похожие предметы, Что изменилось, Найди ошибки);

- классификация предметов (Найди похожие предметы, Разложи по группам, Какой предмет лишний, Добавь предмет);

- игры-лабиринты (Цветная прогулка, Найди дорожку, Поймай рыбку, Приведи детеныша к маме);

- использование электрифицированных игрушек (Сколько огоньков, Что ближе, что дальше);

- составление разрезанного на части изображения (Составь целый предмет, Собери картинку, Сложи из геометрических фигур).

Ортоптический Развитие бинокулярного зрения, восстановление способности к слиянию двух изображений в одно. - составление разрезанного на части изображения (Моделирование картины, Сложи картинку, 1-2-3 (разложи картинки на 1, 2, дальнем плане, Дорисуй вторую половину);

- выделение из фона замаскированного объекта (Угадай, кто прячется, Узнай предмет, Узнай по контуру, Узнай по силуэту);

- опознание изображения по какой-либо отдельной части (Кто без чего, Узнай по детали предмет, Найди ошибку, Как не бывает, Что забыл нарисовать художник);

- опознание перевернутых, зашумленных изображений (в различных условиях предъявления) (Кто ближе, кто дальше? (на зашумленных рисунках, Узнай и назови, Кто здесь спрятался, Кто больше увидит и назовет).

Стереоптический Добиться нормального глубинного зрения и тем самым закреплять результаты лечения косоглазия. - оценка глубины пространства (Колодец, Рыбалка, Дорожки, Бадминтон, Настольный теннис, Волейбол, Чтение с решеткой).

Опираясь на опыт работы с детьми с нарушениями зрения можно сделать несколько рекомендации:

• Ранняя и правильно организованная коррекция позволяет значительно повысить эффективность лечения и добиться стабильных результатов. Предаппаратную подготовку следует начинать с раннего дошкольного возраста, предусмотрев для этого серию коррекционно-педагогических упражнений соответствующего характера;

• Важно выполнять все рекомендации врача-офтальмолога;

• Необходимо закреплять результаты плеоптического, ортоптического лечения косоглазия и амблиопии коррекционно-педагогическими играми, упражнениями, входящими в общий комплекс учебно-воспитательной работы дошкольного учреждения.

Занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом.

Публикации по теме:

Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья Содержание работы учителя-дефектолога исходит из и цели деятельности, которая заключается в обеспечении своевременной специализированной.

Роль социального педагога в организации сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи в ДОУ Проблема увеличения количества детей, нуждающихся в психолого - педагогическом сопровождении, ставит перед нами, педагогами, задачу объединения.

Инновационные методы работы детьми с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями органов движения) Дошкольный возраст – это период, когда происходит бурное развитие всех функциональных систем организма, способствующий созданию устойчивого.

Использование компьютерных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Содержание Эффективные педагогические технологии. Информационные технологии. Мультимедийные презентации. Слайд–шоу. Проектная деятельность.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Внутренний мир ребенка с ограниченными.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого».

Мастер-класс «Использование биоэнергопластики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат.

Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Педагогика Марии Монтессори – замечательный пример свободного воспитания. Эта система подходит для детей с особенностями в физическом, эмоциональном.

Семинар «Классификация детей с ограниченными возможностями здоровья: особенности воспитания, обучения и развития» В настоящее время каждый десятый населения Земли, т. е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности,.

Выступление на районном совещании «Лэпбук в образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья»Выступление на районном совещании «Лэпбук в образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья» : «Использование лэпбуков в образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Уважаемые коллеги, добрый день.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации коррекционной работы тифлопедагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 31 октября 2017 в 17:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД