Марина Соколова
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-педагогическая работа
с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья в развитии очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье.
Средством, способным решить все эти задачи, является использование коррекционных технологий.
Публикация «Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Современная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе этих технологий как важного средства воспитания гармоничной личности ребёнка, его культурного развития.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя - логопеда, учителя - дефектолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами и положениями ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья.
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно ориентированные формы общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ежедневно в план работы учителя – логопеда, учителя – дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре включены коррекционно - логопедические и музыкально – оздоровительные мероприятия, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья.
Принципы организации коррекционно-образовательного процесса
Принцип системного и комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.
Принцип развивающего образования.
Принцип научной обоснованности и практической применимости.
Принцип вариативности.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
Немаловажное направление работы ДОУ – квалифицированная коррекция речевых нарушений детей с ограниченными возможностями.
Коррекционно-логопедическое воздействие направлено на устранение речевого дефекта, а также предупреждение возможных трудностей в процессе обучения.
Сказкотерапия.
Логопед и дефектологи дошкольного учреждения – «Тополек» убеждены, что сказкотерапия производит оздоровительный эффект на детей с речевыми отклонениями. Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку с ограниченными возможностями здоровья использовать речевой аппарат намного активнее.
Су джок терапия.
В переводе с китайского Су Джок переводится, как Су – кисть, Джок – стоп.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а также оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.
Биоэнергопластика.
Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность.
Учитель – логопед вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Ребёнок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Учитель-логопед следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворения. При этом двумя руками учитель- логопед продолжает давать четкий образец движения.
Кинезиотерапия.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:
• развивают мозолистое тело;
• повышают стрессоустойчивость;
• улучшают мыслительную деятельность;
• способствуют улучшению памяти и внимания;
• улучшают как настроение, так и самочувствие.
Музыкальный руководитель.
• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
• использует на занятиях элементы музыкотерапии
Музыкальные занятия с акцентом на эмоционально – психологическую коррекцию (музыкотерапия, на валеологические песенки – распевки, на логоритмику.
Логоритмика –
это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Она направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей с ограниченными возможностями здоровья, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна, используют ее в качестве фона для занятий.
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами и положениями ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья.
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно ориентированные формы общения с детьми.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ
учителя - логопеда, учителя - дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Лечебно – профилактическая работа.
Наше дошкольное учреждение предлагает систему мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетических механизмов защиты и приспособления организма. Сотрудниками ДОУ разработана система закаливающих мероприятий:
• ежедневные прогулки - 2 раза в день
• утренняя гимнастика без носков - в период весна, лето, осень
• сон без маек - круглый год
• профилактика плоскостопия - после сна ежедневно
• гимнастика после сна
• зрительная гимнастика - на занятиях
• дыхательная гимнастика - на занятиях
• точечный массаж
• полоскание полости рта - сентябрь, декабрь, март, июнь
• оксолиновая мазь - в период вспышки гриппа
• витаминизация 3-его блюда ежедневно
• использование фитонцидов (лук, чеснок) с сентября по апрель
• использование фиточая
Медицинский персонал:
проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
Лечебно-профилактические мероприятия:
массаж, лечебные гимнастики, различные физиопроцедуры соответственно возможностям дошкольного учреждения. Это Поток -1 (электрофорез, УВЧ (ЛОР, небулайзер (ингаляции, ОКУФ (ультрафиолетовые излучения, электросон, гидромассаж (с применением хвойного экстракта).
В нашем дошкольном учреждении имеются спортивные тренажеры. Они способствуют укреплению разных групп мышц и всего организма в целом. Они достаточно просты и удобны в обращении, могут использоваться на физкультурных занятиях, во время гимнастики как после дневного сна, так и утром, в самостоятельной деятельности, на физкультурных праздниках и досугах под руководством инструктора по физической культуре и медицинской сестры.
Быстрые кони волшебной страны,
Вы обязательно людям нужны
Гордо летящие в светлую даль,
Где отступают и боль, и печаль…
Лечебная верховая езда предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в физической, психосоциальной и личностной реабилитации и адаптации.
Детям с ограниченными возможностями не хватает общения.
А когда дети занимаются - общение между ними многого стоит. Их жизнь становится ярче, разнообразнее, дети становятся социально активнее.
ДОУ №13 «Тополек» ставит задачу не только провести занятия лечебной верховой ездой. Перед занятиями дети по мере своих возможностей учатся ухаживать за лошадьми, - тем самым получают навыки трудовой деятельности.
Иппотерапия – это верховая езда и общение с лошадью, используемые в лечебных целях. Медики считают, что иппотерапия дает сразу несколько положительных эффектов. Когда человек едет верхом – у него постоянно меняется положение тела, человек двигается, и при этом развиваются мышечная деятельность, вестибулярный аппарат. При езде верхом на лошади происходит и своеобразный массаж мышц.
Программа занятий иппотерапией предусматривает развитие детей в соответствии с их индивидуальными и психофизиологическими особенностями.
Задачи программы решаются в процессе игровой и учебной деятельности. Она является обязательным документом для воспитателей, тренера по иппотерапии, медсестры.
Проводимая работа имеет положительные результаты для развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В результате воздействия названных форм коррекционных технологий дети становятся более раскрепощенными и общительными, при этом у них корригируются нарушенные психические и физические функции. Творческий характер занятий помогает ребенку открывать в себе что-то новое, лучше понимать себя, развивать свои отношения с другими детьми и миром.
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!