Социально-педагогическая деятельность ДОУ в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья

Евгения Королева
Социально-педагогическая деятельность ДОУ в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья

Одной из важнейших проблем современного отечественного образования является развитие новых подходов к социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Приоритетным направлением этой деятельности является максимально раннее выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с ними.

Это отражено и в законодательстве. В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в том числе дошкольном.

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество сверстников в дошкольной организации способствует не только их социализации, но и социализации их родителей, у которых появляется возможность выйти на рабочее место и быть полезными обществу. Но, к сожалению, на сегодняшний день, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья получают лишь специализированную медицинскую и психологическую помощь, но далеко не всегда имеют возможность посещать дошкольные образовательные организации. Как следствие социальная изоляция детей и их семей, которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития. Все это свидетельствует об актуализации социально-педагогической направленности образовательно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации, что объясняет актуальность исследования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети от 0 до 18 лет, а так же молодежь старше 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования.

Одним из направлений социально-педагогической деятельности является оказание социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. К числу основных форм оказания помощи детям-инвалидам относятся медицинская, психологическая, педагогическая, социально-экономическая, бытовая, спортивная, профессиональная и социально-педагогическая.

Главной задачей социально-педагогической деятельности дошкольной образовательной организации является успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Социализация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья включает в себя овладение определенными навыками, развитие межличностного поведения, эмоциональных связей, общения среди людей, окружающих ребенка. Так целенаправленное и своевременное развитие социального поведения у детей способствует расширению их коммуникативного и социального опыта, предотвращает появление эмоционально–личностных и поведенческих трудностей. Чем раньше это произойдет, тем более высоким будет результат социализации ребенка.

В дошкольной образовательной организации с детьми с ограниченными возможностями здоровья работает группа специалистов: воспитатели группы, педагог-психолог, учитель-логопед, медсестра, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Должность социального педагога сегодня есть не в каждой дошкольной образовательной организации, поэтому элементы социально-педагогической деятельности с детьми ограниченными возможностями здоровья переносится на данных специалистов. Рассмотрим в Таблице 1 содержание деятельности данных специалистов с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Таблица 1

Специалисты, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации (составлена на основе разработок Аляутдиновой Р. Н., Уваровой Т. Б)

Участники педагогического процесса Содержание деятельности

Воспитатели группы Обеспечение адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к группе;

Обучение действиям в определённых ситуациях;

Проведение занятий по продуктивным видам деятельности;

Воспитывает культурно-гигиенические навыки;

Создает доступную развивающую среду и микроклимат в группе;

Консультирование родителей.

Педагог-психолог Оценивание уровня адаптации детей с ОВЗ к группе;

Определение модели воспитания, используемой родителями и диагностика их личностных характеристик;

Обследование психического развития ребенка;

Разработка коррекционно-развивающей программы индивидуального развития ребенка;

Психологическая диагностика, психологическая коррекция;

Рекомендации специалистам и воспитателям;

Консультирование родителей.

Учитель-логопед Развитие речи, умения вести диалог, выход в самостоятельную речь;

Совершенствование общеречевых навыков, закрепление лексико — грамматических категорий и развитие психических процессов;

Рекомендации специалистам и воспитателям;

Консультирование родителей.

Медсестра Изучение медицинской карты ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

Контроль за организацией оздоровительных мероприятий и питанием детей;

Рекомендации специалистам и воспитателям;

Консультирование родителей.

Музыкальный руководитель Развитие музыкальности детей, способности воспринимать музыку;

Приобщение к музыкальному искусству.

Инструктор по физической культуре Обследование физического развития ребенка;

Развитие физических качеств;

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

Рекомендации специалистам и воспитателям;

Консультирование родителей.

Из Таблицы 1 мы видим, что социально-педагогическую деятельность в большей степени выполняют воспитатели группы и педагог-психолог, создавая условия для жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, проводя диагностику эмоционального, физического, психического и др. состояний ребенка–инвалида, все специалисты осуществляют консультацию родителей по интересующим их вопросам.

Социально-педагогическая помощь детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефектов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в социально-педагогический процесс дошкольной образовательной организации изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, социально-педагогические проблемы.

Социально-педагогическая помощь основана на предоставлении вариативных форм обучения детей с ограниченными возможностями. Для детей, которые по каким-либо причинам не могут посещать дошкольную группу в режиме полного дня, может быть создана система структурных подразделений, таких как Центр игровой поддержки развития, Консультативный пункт, Лекотека, Служба ранней помощи, группа развития «Особый ребенок», деятельность которых направлена на оказание социально-педагогической помощи семьям детей от 0 до 7 лет. В каждом структурном подразделении прием ребенка происходит после первичной консультации. В ходе консультации специалистами службы (педагогом-психологом, учителем-логопедом, дефектологом, социальным педагогом и т. д.) проводится диагностика, составляются первичные рекомендации по разработке индивидуальной программы развития, определяются направления развития, различные виды социально-педагогической помощи.

Внедрение в детском саду новых форм дошкольного образования производится в соответствии с Положениями дошкольной образовательной организации об деятельности Лекотек, Службы ранней помощи, Консультативного пункта, групп развития (кратковременного пребывания) «Особый ребенок», а также рекомендательными письмами, сборниками методических рекомендаций. Структурные подразделения позволяют дошкольному учреждению варьировать образовательные формы, предоставляя родителям с детьми выбор, соответствующих запросам и показаниям образовательных услуг. Состав структурных подразделений в ДОУ может быть разным. Дошкольное учреждение может выбрать те формы, которые для него больше подходят.

Таким образом, сущность социально-педагогическая деятельность в дошкольной образовательной организации определяется особенностями детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, социальным статусом ребенка в системе общественных отношений, возможностями дошкольного учреждения в решении задач социализации детей ограниченными возможностями здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адеева Т. Н., Голубева М. С., Тихонова И. В. К вопросу о социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в группе «особый ребенок» [Текст] / Т. Н. Адеева, М. С. Голубева, И. В. Тихонова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика - 2014.-№ 2.

2. Аляутдинова Р. Н. Современное состояние социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ [Текст] / Р. Н. Аляутдинова // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2012. -№ 14-1. -С. 207-213.

3. Архипова С. А. Интеграция детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ [Текст] / С. А. Архипова // Перспективы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 сентября 2012 г.: в 14 частях. Тамбов, -2012.- С. 11-12.

4. Зволейко Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ, реализующих инклюзивную практику [Текст] / Е. В. Звойленко //

Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика. III Международная научно-практическая конферения: сборник статей. под редакцией А. И. Улзытуевой. Чита, -2015.- С. 167-171.

5. Панферова Е. В., Васина Ю. М. Инновационные формы социально-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ [Текст] / Е. В. Панферова, Ю. М. Васина // Социализация в образовательном пространстве детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Уполномоченный по правам ребенка в Калужской области; Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского; Star of Hope (Sweden). -2015. -С. 283-287.

Публикации по теме:

Инклюзивное образование в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья Инклюзивное образование – прогрессивный шаг в развитии образования детей с ограниченными возможностями здоровья и становится широко распространенной.

Программа коррекционной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть 2 2. Содержание логопедической работы 2.1. Система работы учителя-логопеда Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей.

Программа коррекционной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть 3 3. Планируемые результаты освоения программы Педагогические ориентиры • Преодолеть речевой и неречевой негативизм у детей, формировать.

Новогодний сценарий для детей с ограниченными возможностями здоровья (или для неподготовленных детей)Как ребята огоньки искали. (для детей 5-7 лет) Снегурочка Карлсон Дед мороз Кр. Шапочка Базилио Алиса.

Особенности общения детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация В данной статье раскрываются особенности общения детей, которые имеют отклонения в здоровье. Рассматривается понятие общение в.

Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время одной из дискуссионных и актуальных проблем современного образования является образование детей с ограниченными возможностями.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация:в статье рассматриваются вопросы взаимодействия дошкольного образовательного взаимодействия с семьей, приведены наиболее эффективные.

Социально-коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из личного опыта) Социально - коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) Одной из актуальных задач современного.

Социально-педагогические условия социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями в ОУ. Особенно актуальной является проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данным ООН, каждая.

Специфика психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Под термином «задержка психоречевого развития» понимаются синдромы временного отставания развития моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Социально-педагогическая деятельность ДОУ в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 18 декабря 2016 в 19:02
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пластилинография «Ёлочка зимой» для детей 4–5 лет
Цель 1) Развивать у детей мелкую моторику. 2) Развивать творческие способности с помощью нетрадиционной технике работы с пластилином. 3) Воспитывать...
Сценарий новогоднего утренника в старшей группе «Праздничное время»
Сценарий новогоднего утренника в старшей группе «Праздничное время» Цель праздника: - формировать всесторонне развитую, целостную личность; - развивать...
Консультация «Синдром эмоционального выгорания воспитателя»
Немного из истории Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического...
Мастер-класс по изготовлению поделки для участка из мешков из-под сахара «Собака»
Каждый год как только приближается зима возникает вопрос как украсить участок своей группы. Снег выпадает всегда в разное время. Даже если с наступлением...
Фотоотчёт по занятию нетрадиционным рисованием в первой младшей группе «Зимующие птицы»
Моей задачей было показать детям возможность получения изображения птиц с помощью отпечатков ладошек, вызвать яркий эмоциональный отклик на необычный способ...