Яна Пукач
Роль социального педагога в организации сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема увеличения количества детей, нуждающихся в психолого - педагогическом сопровождении, ставит перед нами, педагогами, задачу объединения всех специалистов детского сада с целью реализации эффективной коррекционно-педагогической работы, обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ.
Как специалист ДОУ – социальный педагог, я участвую в работе ПМПк. Деятельность специалистов ПМПк ДОУ позволяет разработать основные направления комплексных мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с ОВЗ, определить содержание и систему взаимодействия в команде.
Публикация «Роль социального педагога в организации сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Социально-педагогическое направление деятельности способствует эффективной социализации ребенка с ОВЗ, повышению и развитию его потенциальных возможностей.
Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в микросоциальной среде детского сада.
Работу свою мы строим в тесном взаимодействии с семьей.
Взаимодействие специалистов предполагает совместную деятельность по сопровождению всех участников образовательного процесса – детей, педагогов, родителей.
Психолого-педагогическое сопровождение идё т по двум направлениям:
- внутрисадовый (взаимодействие педагогов, специалистов ДОУ и родителей);
- внешний (социальное партнёрство, профессиональное взаимодействие детского сада с внешними ресурсами).
В мою работу психолого-педагогического сопровождения входит :
- комплексный сбор данных о ребенке;
- проведение диагностики, совместно со специалистами сада;
- разработка рекомендаций педагогам и родителям;
- индивидуальное консультирование педагогов и родителей;
- индивидуальное консультирование родителей группой специалистов;
- выступление на педсоветах, методических объединениях с целью распространения опыта.
На формирование личности ребенка, прежде всего, оказывает влияние семья, поэтому сопровождение воспитанников в ДОУ осуществляется с учетом данного фактора. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса : родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения с ними. Педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства обучения и воспитания. Дети, чувствуя помощь и поддержку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее.
Координатором сотрудничества с семьей в нашем детском саду является социальный педагог.
В своей работе я применяю следующие формы взаимодействия с семьей.
1. Индивидуальная работа с семьями :
- посещение семьи с целью встречи со всеми её членами;
- выявление потребностей, проблем и ресурсов семьи;
- выяснение занятий ребенка вне детского сада;
- ответы на вопросы родителей;
- наблюдение за тем, как в семье обращаются с ребенком, общаются, обучают и развивают его;
- демонстрация стратегии поведения, обучения, решение проблем.
2. Работа с семьями в дистанционном режиме:
- стендовая информация;
- памятки родителям;
- контакты по телефону;
3. Групповая работа с родителями:
- родительские собрания;
- семинары - практикумы;
- групповые консультации;
- привлечение родителей к подготовке и проведению мероприятий детского сада;
- анкетирование родителей;
Важно отметить, что социальный педагог в своей работе по сопровождению семьи руководствуется принципом «всегда на стороне ребенка», а также базовыми положениями Конвенции о правах ребенка.
Таким образом, на основе данных я выявляю потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, социокультурного развития, определяю направления помощи в адаптации ребенка в детском саду.