Наталья Хмелевская
Использование развивающей предметно — пространственной среды в развитии интеллектуальных способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование развивающей предметно – пространственной среды в развитии интеллектуальных способностей детей».
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий.
Публикация «Использование развивающей предметно — пространственной среды в развитии интеллектуальных способностей детей» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Процесс развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в данное время имеет особую актуальность.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Они в дальнейшем пользуются большой популярностью и добиваются больших успехов в жизни.
Интеллект ребенка – это форма организации его познавательных процессов, которая обеспечивает хорошее восприятие и понимание окружающей действительности.
Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы. К интеллекту относятся речь и способности к самообучению.
Особую роль в интеллектуально развитии дошкольников играет организация предметно развивающей среды, под которой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными игровыми материалами.
Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно – предметно – пространственная среда должна быть :
• содержательно – насыщенной,
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
При организации предметной среды в группе мы учитывали возрастные особенности детей, основной метод развития – проблемно – поисковый, и главную форму организации – игру.
Благодаря организации различных игровых зон, в группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно - исследовательской).
Центр «Развивай-ка»
В нём помещены разнообразные дидактические игры. Они используются в организованной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей.
Настольные игры предусматривают действия не с предметами, а с их изображениями. Чаще всего они ориентированы на решение таких игровых заданий: подбор картинок, составлению целого из частей (разрезанные картинки, кубики, пазлы).
Благодаря таким действиям дети уточняют свои представления, систематизируют знания об окружающем мире, развивают мыслительные процессы, пространственные ориентации, смекалку, внимание.
Дети с удовольствием и большим желанием воспринимают логические блоки Дьенеша, которые помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане пред математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Развивать пространственное воображение детей, а также формировать геометрические представления позволяют счетные палочки.
В играх с палочками создаются возможности развития не только смекалки и сообразительности, но и таких качеств мышления как активность, самостоятельность.
Центр «Умные пальчики»
Уровень развития интеллекта детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Центр «Будем говорить правильно»
Большую ценность в интеллектуальном развитии детей представляют словесные игры. Эти игры возбуждают умственную активность. В таких играх дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; учатся мыслить о вещах, с которыми в данное время не действуют. Основные требования всех видов игр по развитию речи : дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.
Центр «Фантазия»
Чрезвычайно высока роль продуктивной деятельности в интеллектуальном – творческом развитии ребенка.
Продуктивная деятельность - развивает воображение, память, внимание, мелкую моторику рук, приучает ребенка к аккуратной работе за столом.
Оригами является одним из средств развития интеллекта, пространственного и интуитивного мышления, вырабатывания сложной комбинации движения рук.
Центр Природы
Успешному интеллектуально-творческому развитию детей способствует последовательная организация опытно - экспериментальной деятельности ребенка, как индивидуально, так и в группе.
Дети легко находят объекты для исследований. Они знакомятся с объектами живой и неживой природы, во всём их многообразии, их свойствами, учатся делать правильные умозаключения, вдумчиво устанавливать причинно- следственные связи процессов и явлений, логически рассуждать, связно и убедительно излагать свои мысли.
Центр Конструирования
«Лего – конструирование»
В процессе конструирования из Лего – материалов у детей развиваются такие познавательные интересы, как восприятие, внимание, мышление, воображение, речь.
Игра в Лего предоставляет детям широкие возможности для физического, эстетического и социального развития.
Центр «Теремок»
Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном, способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Центр Книги
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Центр Здоровья
Мышление очень тесно связано с уровнем физической активности малыша. Никогда не ограничивайте двигательную активность детей.
Помните, что запреты и ограничения значительно тормозят мыслительные процессы в головном мозге ребенка.
В книге Б. П. Никитина «Ступеньки творчества» есть замечательные слова» К. Э. Циолковского, приоткрывающие завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».
Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательного и исследовательского таланта.
Наша обязанность — помочь ребенку встать на этот путь.