Данилова Нина Викторовна
Использование социо-игровой технологии в области речевого развития с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование социо-игровой технологии в области речевого развития с детьми дошкольного возраста
Здравствуйте, Хочу представить вашему вниманию авторский проект
"Социо-игровая технология" в детском саду.
Тип проекта: Педагогический, творческий, практический для детей старшей логопедической группы 5-6 лет, долгосрочный, (октябрь – май 2021-2022 и еще на 1 год).
Участники проекта: дети группы, педагоги, родители (законные представители)
Публикация «Использование социо-игровой технологии в области речевого развития с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
Актуальность
«Главная забота воспитателей-
не обучение, не развлечение,
даже не развитие, а столь
недидактическая вещь как дружба.»
Е. Е. Шулешко
В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социоигровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Социоигровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости. «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов).
Основная идея социоигровой технологии – организация собственной деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.
Не менее важным в социоигровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.
Основатели социоигровой технологии Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, В. М. Букатов вывели следующие законы общения:
- не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;
- не ворчать, не ныть, не бурчать;
- умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;
- будьте взаимно вежливыми, терпимыми и сдержанными;
- относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;
- поддержи, помоги подняться и победить;
- задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;
- не возноси себя над другими, вознеси ближнего;
- дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.
Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания и обучения дошкольников. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнёра по совместной деятельности.
Принципы организации социо-игровой технологии:
• Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
• Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
• Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
• Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
• Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
• Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.
• Движение и активность.
• Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.
Группа «Ромашка» является группой компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста. Дети имеют тяжелые нарушения речи, различные диагнозы, и как следствие, грубо нарушенную коммуникативную функцию.
Таким образом, используемая социо-игровая технология (Е. Е. Шулешко) способствует развитию у детей коммуникативных умений и навыков.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА - Организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.
2. Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.
3. Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.
4. Развитие у детей умения элементарного самоконтроля речевого высказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и зажимов перед деятельностью.
5. Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.
Различают следующие формы и приёмы организации социоигровой технологии в развитии детей дошкольного возраста, специально направленные на создание ситуации успешности и комфортности в коррекции речевых нарушений:
• Игры с правилами.
• Игры-соревнования.
• Игры-драматизации.
• Режиссёрские игры.
• Сюжетно-ролевые игры.
• Сказкотерапия.
• Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
• Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.
• Тренинги.
• Самопрезентация.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап
Изучение научно-методической литературы по данной теме.
Изучение форм организации социоигровой технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Подбор упражнений и игр для развития связной речи.
Сбор и обработка дополнительной информации
2. Практический (выполнение проекта)
Разработка и изготовление вспомогательных, дидактических пособий.
Составление перспективного плана работы «Развитие связной речи у детей логопедической группы, дошкольного возраста через использование социоигровой технологии Е. Е. Шулешко».
Апробация изготовленных игр, упражнений и пособий на практике в работе с детьми логопедической группы в образовательном процессе.
3. Заключительный
Сравнительный анализ.
Отчет о реализации проекта.
Гипотеза:
• У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
• Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.
• Дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию.
• Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам.
• У детей нет чувства страха за ошибку.
Методическая работа
Сбор и анализ информации, работа с методической литературой.
Использование Интернет ресурсов в поисках дополнительной информации для работы сайтов «Социальная сеть работников образования nsportal.ru, «Maam» и др. интернет – источники.
Планирование работы с детьми по теме проекта. Сентябрь – Октябрь 2021г. Список использованной литературы. Перспективный план работы с детьми по данной теме.
Подготовка консультации для родителей по данной теме. Ноябрь 2021г. Консультация
Создание и пополнение игр и упражнений
Пополнение дидактического материала по теме проекта Декабрь - Январь 2021-2022г.
Январь – Апрель 2022г. Наличие игр и упражнений
Наличия дидактического материала
Перспективный план работы
Октябрь
Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.
«Вороны и воробьи»
Цель: Мобилизовать внимание, тело, выдержку.
«Волшебная палочка»
Цель: Развивать речь, внимание, тренировка умения слышать друг друга, сообща решать задачи.
«Встать по пальцам»
Цель: Воспитывать умение определять меру своего участия, нацеленность на результат.
«Замри»
Цель: Развивать умение остановить себя, воспитывать организованность внимания.
Ноябрь
Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
«Одновременность»
Цель: Развивать умение детей согласовывать свои действия, подчиняться общему ритму.
«Чемодан».
Цель: развитие способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми.
«Радио».
Цель: развитие устойчивого интереса к сверстнику.
С родителями:
1. Консультация - Социо-игровая технология Е. Е. Шулешко
2. Мастер – класс - Социо-игровая педагогическая технология, как средство развития коммуникативных навыков.
С педагогами:
Мастер-класс «Укрепление партнерства ДОУ и семьи через социоигровую технологию.
Декабрь
Игры для социоигрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий. «Рассказ-рисунок о том, что вижу»
Цель: Научить детей описывать словами, то что находится у них за спинами.
«Пишущая машинка»
Цель: Развитие синхронности.
«Звук на пальцах»
Цель: Закрепить понятие гласный, согласный звук, длительность их произнесения.
«Слова на один звук»
Цель: Закрепить умение подбирать слова на заданный звук.
«Аквариум»
Цель: Упражнять в умении отыскивать заданную букву на аквариуме и описывать её местонахождения.
«Нахождение буквы по адресу»
Цель: Закреплять умения детей ориентироваться в малых таблицах, уметь отыскивать заданную букву в перевернутом виде. Выполнять сложную инструкцию.
Январь
Демонстрация промежуточных результатов проекта.
Февраль
Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.
Игры вольные (на воле, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т. е. их не всегда можно выполнять в комнате.
«Стихи по ролям»
Для игры воспитатель подбирает диалоги из стихов К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Б. Заходера, С. Михалкова. Играющие произносят текст разными голосами, интонацией, используя разные образы (костюмы, элементы декорации. Дети открывают для себя разные взаимозависимости между конечным результатом, текстом, замыслом, приёмами исполнения.
«Тело в деле»
Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т. п.). Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».
«Фраза с заданными словами»
Воспитатель называет набор слов (лестница, человек, часы). Дети составляют предложение, используя интонацию (страшное предложение, сказочное предложение и т. п.) Разрешается изменять слова по падежам, порядок слов.
Подвижные игры на улице.
С родителями:
1. Родительское собрание с применением социоигровой технологии.
2. Консультации – социоигровая технология Игротека «Фабрика игр» как инновационная форма взаимодействия детей и родителей.
Март
Апрель
Игры по обучению грамоте.
Цель: «Ступеньки»
Цель: Закрепить умение составлять букву из элементов. Упражнять в печатании.
«Буквы по воздуху»
Цель: Уметь узнавать букву, написанную по воздуху разными частями тела.
С родителями:
Краткосрочный проект: «Побуждение родителей к социальной активности и саморазвитию, сплочению детско-родительского коллектива через социо-игровую технологию».
С педагогами: статья «Применение социоигровой технологии в ДОУ»
Май
Демонстрация промежуточных результатов проекта.
Спасибо за внимание.