Приложение МААМ

Использование упражнения системы М. Монтессори в работе с детьми

Кечина Альфия
Использование упражнения системы М. Монтессори в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Приходя в детский сад, ребенок вступает на новую ступеньку своего жизненного пути. Здесь он начинает активно развиваться в разных областях. Ребенок учится быть самостоятельным, общаться со сверстниками, взрослыми, учится правильно держать карандаш, рисовать, считать – словом готовиться к следующей ступеньке в своей жизни - школе. Но как это порой бывает трудно для некоторых детей! В практике своей работы всё чаще приходится встречаться с детьми испытывающими трудности в усвоении общеобразовательной программы ДОУ. И прогресс в работе часто начинается с принятия простого и сурового факта: если ребёнок не может освоить навык - то ты, либо завысила планку, либо недостаточно мотивировала ребёнка для усвоения материала. Одним из методов который поможет в работе любому специалисту может стать трёхступенчатый урок по методу М. Монтессори.

Публикация «Использование упражнения системы М, Монтессори в работе с детьми» размещена в разделах

Это урок, который состоит из трех этапов или ступеней. Он применяется для того, чтобы дать ребенку новые понятия, пополнить его словарный запас.

Э. Сеген считал, что урок должен складываться следующим образом.

1. Ассоциация сенсорного восприятия с названием. Например, мы показываем ребенку два цвета: красный и синий. Показывая красный, мы говорим: «это – красный», а, показывая синий, мы говорим – «это синий». Затем мы кладем цветные мотки перед глазами ребенка на стол.

2. Распознавание предмета, соответствующего названию. Мы говорим ребенку: «Подай мне красное», а затем: «подай мне синее».

3. Запоминание слова, соответствующего предмету. Показывая предмет, мы спрашиваем ребенка: «Какой он? И он должен ответить: «Красный»».

Э. Сеген, как рассказывала М. Монтессори, строго настаивал на этих трех периодах короткого урока, и советовал некоторое время подержать все три предмета (например, таблички) перед глазами ребенка. Он рекомендовал также никогда не показывать одного цвета, но всегда два или три за один раз, так как контраст способствует запоминанию. «Ассоциация названий с сенсорными стимулами является источником огромного удовольствия для ребенка».

В дополнение к точности и упорядоченности М. Монтессори определила требования к уроку:

- простота (“ничего, кроме безусловной истины”);

- краткость (“веди счет словам своим”);

- объективность (“бросить луч света и пойти своей дорогой).

Длительность урока незначительна - от 0,5 до 2-3 минут. Урок должен исходить от самого ребенка, а не от взрослого. Педагог, наблюдая за ребёнком, должен понять, когда можно перейти к уроку, создать соответствующую атмосферу и установить личностный контакт с ребенком. На коврике (или на столе) должен лежать только материал для урока для того, чтобы “ограничить поле сознания ребенка предметом урока” (М. Монтессори)

Рассматривая трехступенчатый урок на современном уровне, выделяют следующие ступени:

1 ступень – это информация, или ступень знания. Здесь ребенку даются новые знания, понятия представление о предмете.

Педагог говорит ребенку названия предметов, свойств или количество: Например: "Это. ". (Шар, куб, призма и т. д.). Или: «Это -. (например, красное, это – синее)». Педагог говорит, указывая на соответствующую табличку – ребенок видит и слышит, работает слуховое и зрительное восприятие.

Чтобы у ребенка закрепилось это знание, существует 2 ступень.

2 ступень – это опыт, это уровень опыта. Здесь ребенок практически учится. Через опыт усваивает знания, полученные на 1 ступени.

На этой ступени педагог дает ребенку задания типа: «Дай мне, покажи, пожалуйста. ", … Покажи мне…». Выполняя задания, ребенок не просто пассивно созерцает предметы, но активно действует с ними. Это практическое выполнение. При этом педагог не предполагает, что ребенок сможет выразить свое действие словами. Ребенок только покажет. На этом уровне ребенок усваивает. У него появляется пассивное знание. Он знает, но не говорит. Если ребенок путает данные понятия, например, красное и синее, педагог возвращается к первому уровню, и снова называет: «Это – красное, это – синее», а не говорит, что это неправильно, ни в коем случае не указывает на ошибку ребенка. Эта ступень самая важная, так как на ней происходит обучение! Она самая длительная и может длиться на протяжении года. Пока педагог не поймет, что ребенок понял и усвоил знания, он не может перейти к третьей ступени. Если ребенок показывает неверно, педагог возвращается к первой ступени.

3 ступень – проверка переданных знаний, их усвоения. На этой ступени новые термины и понятия переходят из пассивного словаря в активный. Чтобы способствовать этому, педагог указывает на предмет и задает вопрос: «Что это?» или «Какой это?». Здесь ребенок уже должен сказать, что это. Он отвечает, а не только показывает. Мы взрослые не всегда отличаемся терпением, нам хочется поторопить, обратить внимание ребенка на ошибку, этого не следует делать, если ребенок не запомнил новое слово, цвет, геометрическое тело, спокойно вернитесь к первой ступени Важный момент - педагог не дает ребенку этот тест, пока не будет уверен, что он справится.

Трехступенчатый урок проводится, как правило, не более чем с тремя новыми предметами или понятиями.

Важно: данный метод абсолютно универсален: по типу данной презентации можно работать с любым дидактическим материалом и лексическими темами: фрукты и овощи, дикие и домашние животные, форма, цвет, геометрические тела и др. Для примера рассмотрим изучение геометрических фигур.

Круги

Материал: набор кругов большой, чуть меньше, ещё меньше, ещё меньше, маленький

Цель: расширение словарного запаса, тренировка внимания, памяти мышления.

Презентация:

1. Педагог и ребенок раскладывают круги на стол. Педагог показывает ребенку большой круг: «Посмотри, это большой круг?»

Педагог кладет следующий круг называя и говорит: «Это чуть меньше, ещё меньше, а это маленький. Выкладывая дорожку.

1-я ступень:

Педагог показывает «Посмотри, это большой круг?» Это чуть меньше, ещё меньше, а это маленький. Выкладывая дорожку.

2-я ступень:

1. Педагог говорит: «Дай мне маленький круг, чуть больше, ещё больше, ещё больше, самый большой.»

3-я ступень:

1. Педагог просит ребёнка самостоятельно выложить дорожку от большого к маленькому называя круги. Педагог указывает на круг и задаёт вопрос касающийся его названия, какого-либо свойства или количества. «Что это? Какой это круг? Сколько кругов? Подобные вопросы также желательно повторить не менее 2 раз для каждого предмета перемешивая их перед следующим вопросом.

2. Ребенок может продолжить работу, либо уносит материал на место

В чем же универсальность данного метода, а в том что, трехступенчатый урок дает ребенку новые знания и навыки, расширяет представления об окружающем мире, а педагогу тот ключ который позволит создать атмосферу, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, где он будет развиваться, и обучаться в собственном ритме, а педагог показывать как справится с любым заданием.

Используемая литература :

1. Сорокова, М. Г. Система М. Монтессори : Теория и практика: учеб. пособие

для студ. учреждений высшего образования / М. Г. Сорокова – 6-е изд., – Москва : Изд. центр «Академия»,.

2. https://vuzlit.ru/2310668/trehstupenchatyy_urok_montessori

Публикации по теме:

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речиИспользование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речи Семинар-практикум дефектологов Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Тема: «Использование.

Дидактические игры и упражнения, используемые в работе с детьми второй младшей группы 1. Дидактическая игра «Разноцветная посуда» (ознакомление с цветом). Дети подбирают по цвету посуду, сравнивают, обмениваются предметами.

Фотоотчёт о использовании оборудования Монтессори в работе с детьми раннего возрастаФотоотчёт о использовании оборудования Монтессори в работе с детьми раннего возраста В современной отечественной педагогической практике четко прослеживается тенденция к развитию вариативности в организации образования детей.

Игры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьмиИгры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьми Дети, которые имеют диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нуждаются в особом подходе. С каждым годом таких детей.

Использование пальчиковых игр в моей работе с детьми Что же такое пальчиковые игры? Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Использование шишек в работе с детьмиИспользование шишек в работе с детьми Сосновые и еловые шишки – отличный природный материал для творчества. Природный материал лучше собирать вместе с детьми, развивая внимание,.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Использование мини-ковролинографов в работе с детьмиИспользование мини-ковролинографов в работе с детьми Одним способом совершенствования пальчиковой моторики, зрительного восприятия дошкольников является метод ковролинографии. Ковролинограф.

Фотоотчет «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»Фотоотчет «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста» Тема: «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста» Цель самообразования: повышение компетенции в вопросах использования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование упражнения системы М. Монтессори в работе с детьми
Опубликовано: 17 августа 2022 в 09:51
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование упражнения системы М. Монтессори в работе с детьми» (включая файлы) размещена пользователем Кечина Альфия (УИ 2205832) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД