Ирина Вдовиченко
Использование здороровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вдовиченко И. В. музыкальный руководитель МАДОУ "Центр развития ребенка детский №12 Белгородской области г. Шебекино"
Я, как музыкальный руководитель, комплексно решаю задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
В своей практике я применяю в здоровьесберегающие технологии - комплексы специальных упражнений:
- валеологические песенки-распевки;
Публикация «Использование здороровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- игровой массаж;
- логоритмические упражнения.
Все музыкальные занятия я начинаю с валеологических распевок. Несложные, добрые тексты «Здравствуйте», «Добрый день» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Если у ребенка ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. На музыкальных занятиях обязательно включаю несложные упражнения дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой «Насос», «Цветочки», «Ладошки», «Кошечка», «Ушки», «Большой маятник», которые укрепляют физиологическое дыхание детей (без речи, формируют правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох, тренируют силу вдоха и выдоха, развивают продолжительный вдох. Комплекс дыхательных упражнений использую в игровой форме, это позволяет добиться правильности выполнения упражнений, повысить эмоциональный настрой, активизировать двигательную и творческую активность каждого ребенка. Систематические занятия дыхательной гимнастикой предупреждают заболевания верхних дыхательных путей, укрепляют хрупкие голосовые связки детей, подготовливают их к пению.
Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком). Поэтому для достижения этой цели на каждом занятии провожу разминку – артикуляционную гимнастику «Жаба Квака», «Динозаврик», «Мартышки» по системе Емельяновой В. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка. Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.
На музыкальных занятиях так же использую игровой самомассаж «Какой чудесный носик», «Здравствуйте ладошки, ножки», «Хей, привет!». Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.
Важное место на музыкальных занятиях уделяю пальчиковым играм таким как «Улитка», «Паучина», «Трик-трак», «Смехота». Формирование речи идет при формировании жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пальчиковые игры развивают двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием.
Логоритмические упражнения «Капельки», «Медвежата», «Раэбросай» и др. в музыкальные занятия включаю комплексно, т. е. связываю их с разными видами деятельности: пение, упражнения, танцы, игры.
Дети выполняют логоритмические упражнения с большим удовольствием. Для них – это игра, а значит радость, хорошее настроение, благоприятный эмоциональный настрой. Они стали более уверенными в себе, раскрепощёнными, активными, организованными. С желанием поют песни, ритмичнее двигаются, исполняют танцевальные движения, с радостью участвуют в праздниках и развлечениях.
В результате работы на музыкальных занятиях с использованием логоритмических упражнений, прослеживается положительная динамика в формировании у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.
Систематическое использование на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий формируют устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала. Перечисленные виды упражнений играют важную роль в охране детского голоса, профилактике заболеваний, связанных с дыханием.