Папки-передвижки

«История мукомольных предприятий города Самары»

Татьяна Ивановна Школина
«История мукомольных предприятий города Самары»

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом в Самарской губернии

через реализацию проекта «История мукомольных предприятий города Самары»

Фамилия, имя, отчество: Школина Татьяна Ивановна

Должность: воспитатель

Полное наименование образовательного учреждения: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 350» городского округа Самара

Публикация «„История мукомольных предприятий города Самары“» размещена в разделах

Воспитание у детей патриотических чувств, любви к своему отечеству и народу – эта проблема всегда была актуальной и сложной в наше непростое время. Чтобы у ребенка дошкольного возраста формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше о своем городе, его истории.

Использование краеведения, помогает детям стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у ребенка в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов, усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Я считаю, именно изучение краеведческого материала в дошкольном возрасте способствует бережному отношению к традициям, сохранению исторических связей. Очень существенна выработка в процессе изучения материалов нравственной оценки событий, деятельности человека в истории. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей воспитанников.

Беседуя с детьми на тему «Где я был в выходные дни и что интересное увидел», мальчик Елисей рассказал о том, что когда ехал в город через Самарку, увидел старое красивое здание из красного кирпича, оно разрушается. Мама ему рассказала, что это бывшая мельница. Дети заинтересовались этим рассказом, стали расспрашивать о том, что такое мельница. Мы с детьми решили больше узнать об этом разрушающемся здании. Так возник проект об истории мукомольных предприятий города Самары.

Актуальность проекта состоит в том, когда проезжаешь по мосту через реку Самарку, перед нами, к сожалению, открывается скорбная панорама: вот деревянная стена крепости, откуда пошла и есть Самара, а рядом. мукомольные заводы. Один из них в ужасном запустении, а другой - варварски рушат, но даже огромный кран-чудо современной техники не может сломать этого исполина. Глядя на эту картину, сердце кровью обливается. Зачем, почему, с какой целью!

Будет, очень жаль, если не убережем единственный на Волге город хлеборобов и хлебопромышленников, еще сохранивший старый колорит.

Целью нашего проекта было изучить и проследить историю мукомольных предприятий города Самары через работу по краеведению как элемент дошкольного образования.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- развить у детей интерес к истории города;

- сформировать познавательный интерес у детей;

- посетить места событий - мукомольные заводы, бывшие мельницы;

- активизировать словарный запас детей новыми понятиями и историческими данными о родном городе;

- воспитать у детей чувство гордости за культурные ценности Самары.

Гипотезой проекта стала гипотеза ребё нка: мукомольные заводы надо восстанавливать, чтобы они дальше нам служили, они нужны нашему городу – это наша история.

При реализации проекта очень важную роль играл наглядный материал. Мы рассматривали с детьми старые и современные фотографии, иллюстрации города Самары. Интересные рисунки получились у детей на тему «Мой любимый уголок Самары».

Знакомясь с новым материалом, дети постоянно сталкивались с незнакомыми историческими понятиями и терминами. Словарная работа велась в следующем порядке: вопрос детям о том, что они знают или думают по каждому конкретному понятию, затем точное объяснение и по возможности наглядный показ.

Беседовали на тему «Что такое мукомольный завод и что такое элеватор?».

Дети познакомились с тем, что такое элеватор. Элеватор зерновой - сооружение для хранения больших масс зерна, оборудованное устройствами для приёма, взвешивания, сушки, очистки и отгрузки зерна.

Что такое мельница, какие бывают мельницы? Мельница - это здание с установленными в нем машинами для размола зерна и выработки из него муки или крупы. Ветряная мельница. Водяная мельница. Паровая мельница. Электрическая мельница. Что такое мукомольный завод? Мукомольный - связанный с размолом зерна, изготовлением муки.

В проекте я старалась в доступной форме использовать сложный для детей материал, информационно-компьютерное сопровождение в форме презентаций: Презентация «Прогулка по городу. Старая и современная Самара», Презентация «История мукомольных предприятий города Самары», которые помогли бы детям познакомиться с историей мукомольных предприятий города Самары.

Посетили библиотеку, где дети узнали об истории мукомольных предприятий родного города.

Активное участие дети принимали в создании коллажа «Я люблю тебя Самара».

Для реализации проекта я привлекла в исследовательскую деятельность родителей с детьми по поиску и подбору иллюстративного и фотографического материала по теме мукомольный завод, элеватор, мельница. Я предложила родителям прогулки с детьми к памятникам промышленности города Самары, посещение библиотеки с детьми, поискать интересующую информацию по интернету.

После посещения экскурсии с родителями к старым промышленным зданиям дети приносили фотографии и оживленно делились своими впечатлениями.

Вот рассказы детей.

Елисей.

У нас в Самаре есть большой элеватор, там, где очищают зерно. Самую большую мельницу Самары построили купцы Соколовы. Сейчас оно из красного кирпича, шести этажей. Сейчас там мукомольный завод №1. Мне понравилось еще здание и мельница Стройкова и Якиманова. Вот бы их восстановить, жалко, что они разрушаются. Сейчас там находится академия. Надо беречь нашу историю и культуры.

Данила.

Мы ездили с папой и мамой на элеватор. Элеватор похож на большой дом. Еще мы ездили на бывшую мельницу Соколовых. Там теперь находится торговый центр СтройДом. И еще мы ездили на одну мельницу, там сейчас институт. Я бы хотел, чтобы взрослые подумали, как можно сберечь эти здания. Мне очень жалко будет, если они разрушатся.

Андрей.

Я узнал, что такое элеватор. Элеватор - это где хранится зерно. А раньше были амбары. Нашему элеватору почти сто лет, это очень много. Его специально построили рядом с Волгой и железной дорогой, чтобы удобно было привозить зерно и увозить муку. Жалко будет, если все это разрушится.

Понаблюдав, за своими воспитанниками, я сделала вывод, что им очень нравятся такие прогулки по старой Самаре. Дети с удовольствием наблюдали с родителями, сравнивали, делали выводы.

Совместно с родителями мы собрали материал об истории мукомольных заводов старой Самары. Сделали альбом «История мукомольных предприятий города Самары».

Родители, принимающие участие в проектной деятельности: получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы.

Дети узнали, какой была Самара в прошлом. Наше Поволжье всегда было зерновым краем России. У нас здесь отличный транспортный узел, где хранился стратегический запас не только области, но и для страны.

Самара была центром хлебной торговли и мукомольной промышленности.

Зерно поступало в Самару и из других хлеборобных районов. Везли его по железной дороге и по воде, в небольших баржах.

Хранилось зерно в огромных деревянных амбарах, построенных в ряд вдоль крутого берега реки Самарки, где сейчас хлебный элеватор, комбикормовый завод. Поэтому стали строить мельницы, появились паровые мельницы, которые работали на пару.

Самая большая паровая мельница в Самаре, построенная Соколовыми отцом и сыном, сохранилась и до настоящего времени, значится под номером один, работает и считается лучшим мукомольным предприятием города. Оно построено больше ста лет назад, имеет шесть этажей, выполнено из красного кирпича, расположено за Хлебной площадью у моста через реку Самарку, в самом начале улицы Водников, на углу с улицей Григория Засекина. В 1990-е – начале 2000-х завод ещё работал. Там даже обновляли оборудование и ставили новые производственные линии. Его купили какие-то москвичи, набрали кредитов и объявили о банкротстве. Оборудование выломали, повыбрасывали прямо из окон (для чего даже пришлось сломать и расширить некоторые оконные проёмы) во двор и вывезли. К сожалению, в настоящее время многое из этого разрушено или не действует.

Еще знаменитые здания Самары – это здания мельниц Соколовых и Башкировых. Это элеватор одной из крупнейших мельниц в Самаре. В советские годы это был мукомольный завод №3. После банкротства завода все здания перешли в частные руки и стали торговым центром Строй-Дом. Собственно в нем и работают сейчас. Это тыльная сторона здания - со стороны ул. Водников. Здание шестиэтажное.

Мельница Стройкова – Якиманова - (ул. Горького, 65). Сегодня это один из корпусов Сам ГПУ. (Поволжская государственная социально-гуманитарная академия).

Четырехэтажное здание из красного кирпича. В настоящее время здесь третий цех мукомольного завода № 3 по производству обдирной ржаной муки.

Собрав фотографии, сделали фотогазету «История мукомольных предприятий города Самары».

Подводя итог нашему проекту мы с детьми говорили о том, что в старой части города столько бывших купеческих особняков находятся в очень неприглядном виде. Но почему бы не восстановить старые здания? Зачем разрушать производственные объекты? Необходимо разработать и реализовать в городе программу реставрации исторической части города.

Хотелось бы, чтобы все, что напоминает нам о прошлом, не разрушалось, а сохранялось. Будет, очень жаль, если мы не убережем единственный на Волге город хлеборобов и хлебопромышленников, еще сохранивший старый колорит. Мы считаем, что эти объекты должны быть работоспособными всегда и во все времена как часть продуктовой независимости страны.

Послание Губернатора Самарской области Н. И. Меркушкина депутатам Самарской Губернской Думы и жителям региона.

Из Программы «Культурное наследие» на 2012-2020 год

«…В Самарской области 1177 объектов культурного наследия. И состояние большей части из них неудовлетворительное и требует неотложных мер по сохранению. И, конечно, надо как можно более активно вести работу по областной целевой программе «Культурное наследие» на годы. Но дело не только в этом. Без участия социально ответственного бизнеса, без широкого участия интеллигенции, школы, семьи, всей общественности эту проблему решить очень трудно…».

Данный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу детей, их самостоятельность в выполнении различных заданий.

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к событиям старой и современной жизни Самары, постоянно учиться у прошлого и если каждый из нас будет заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Литература:

1. Алабин П. «Двадцатипятилетие Самары, как губернского города. Самара», 1877.

2. Головкин К. П. «Самара в конце XVIII-начале XX в. в.» Классика самарского краеведения. Антология, вып. 3, Самара, 2007.

3. Завальный А. Н. «Самарский краевед». Самара, 2011

4. Курятников В. Н. «История Куйбышевского района города Самары». 2003г.

Мукомольно-элеваторная и комбикормовая промышленность, 1985, №2.

5. Муравьев Д. Н. «Мукомолье средней Волги». Средневолжский краевой научно-исследовательский институт пищевой промышленности. Москва-Самара, 1933

6. Муравьев Д. Н. «Мукомольная промышленность Самарской губернии, ноябрь 1925», № 11, 12, 13, 14.

7. Послание Губернатора Самарской области Губернской Думе. Самара, 2012

8. https://urban3p.ru

9. https://samaraart.ru

10. https://trudsam.ru

11. https://vsedomarossii.ru. ю

12. https://livejournal.ru

13. https://google.ru

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Весна всегда кончается Победой. Города-герои, города воинской славы» Приложение 1 к сценарию открытого мероприятия «Слава тебе, победитель - солдат!» Фото №1 Напутственные слова отцов своим детям – будущим.

Беседа «История образования и развития города Грязи» "История образования и развития города Грязи. " Воспитатель: Татьянина. Н. В. - Дети, как называется наша страна? (Россия). - А какой главный.

Фотоотчет. Первенство города по легкоатлетическому троеборью среди воспитанников ДОУ городаФотоотчет. Первенство города по легкоатлетическому троеборью среди воспитанников ДОУ города Лучшая пропаганда здорового образа жизни – это занятия физкультурой и спортом. Пожалуй, ничто так не сближает педагогов и детей, как совместные.

Конспект занятия «История жителей города Миньяра» Программное содержание: 1. Уточнить с детьми информацию о родном городе (когда был создан, кто в нем живет). 2. Закрепить знания детей о.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «История нашего города Сим»Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «История нашего города Сим» Цель: знакомить детей с историей основания города сим, воспитывать чувство гордости, уважения и любви к тому месту, где родился и живешь,.

НОД в подготовительной группе «В названиях улиц история города»НОД в подготовительной группе «В названиях улиц история города» Программное содержание: 1. Вызвать у детей желание рассказать о своем городе, где они родились. 2. Расширить знания детей о знаменитых людях.

Оформление помещения-раздевалки в старшей группе «Из Самары в Космос!»Оформление помещения-раздевалки в старшей группе «Из Самары в Космос!» В рамках краткосрочного проекта "55 лет со дня первого полета в космос" было оформлено помещение раздевалки по теме: "Из Самары в космос".

Классный час ко Дню города Краснодара во 2 классе «Странички истории любимого города» Классный час ко дню города «Странички истории любимого города» Кл. рук. 2 «Д» класса Берека О. С. Цель мероприятия: • сохранение и развитие.

Сценарий познавательно-игровой программы ко Дню города «В гостях у хозяина города — Белого медведя» СЦЕНАРИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ «В гостях у хозяина города-Белого медведя» Цели и задачи: - Расширять представление о Норильске,.

Занятие для старшей группы «История возникновения нашего города» Тема занятия: История возникновения нашего города. Цель занятия: расширять и обогащать представления детей о городе в котором живем, расширять.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«История мукомольных предприятий города Самары»
Опубликовано: 9 октября 2016 в 20:37
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД