Бельская Татьяна Михайловна
Экспериментально-творческий проект «Изучаем вулканы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сроки реализации проекта : 1 месяц
Цель проекта : Реализация в воспитательно-образовательном процессе познавательной и экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, через ознакомление с природным явлением – вулкан.
Задачи проекта :
1. Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.
2. Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме.
3. Помочь воспитанникам понять, почему вулканы – это грозные явления природы.
Публикация «Экспериментально-творческий проект „Изучаем вулканы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
4. Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, расширять кругозор воспитанников.
5. Приобщать детей к «чтению» энциклопедий, знакомству с новыми явлениями, факторами.
6. Дать представление о действующих, спящих и потухших вулканах.
7. Активизировать речь детей. Сформировать понятия: очаг магмы, жерло, кратер, лава, извержение.
8. Учить детей рисовать, делать аппликации, изготовлять макет вулкана.
9. Поиск эффективных методов и приёмов, способствующих формированию представлений о целостности окружающего мира
10. Учить детей слушать друг друга, принимать и развивать идею сверстников и взрослых, творчески взаимодействовать.
11. Формирование у родителей активной позиции в воспитании и образовании детей. Изготовление макетов вулкан
План реализации проекта
Этапы внедрения проекта Виды деятельности Содержание деятельности
педагог дети родители
I этап
Подготовительный Информационный • Сбор и анализ информации о потребностях и способностях детей;
• Подбор методов, способов и приемов исследования личностных изменений детей;
• Информирование родителей о реализации данного проекта;
• Подборка методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы;
• Оформление информационно – читательского уголка в группе;
• • Мониторинг знаний детей по следующим вопросам;
Что такое вулкан?
Какие виды вулканов ты знаешь?
Чем отличаются действующие, спящие и потухшие вулканы?
Что такое лава?
Какой вред приносят вулканы?
Есть ли польза от вулканов?
Что такое извержение?
Знаешь ли ты, что такое кратер?
• Чтение энциклопедий по теме «Вулканы»;
• Обсуждение целей по данной теме;
• Активное слушание;
• Рассматривание иллюстраций; просмотр видеофильмов.
• Отгадывание загадок, ребусов, чтение стихотворений
• Сообщение родителям о предстоящем проекте (тема, цель, задач проекта);
• Информация для родителей. Найти с детьми:
«Как образуются вулканы», «Что происходит при извержении», «Какие бывают вулканы», «Какой вред приносят вулканы», «Есть ли польза от вулканов».
• Изготовление дома макета вулкан.
II этап
Практический Социальный
Совместное планирование деятельности (с чего начать).
Подготовка познавательного ролика. (презинтация)
Организация деятельности, помощь в решении поставленных задач.
Подбор литературы для детей.
1. Просмотр познавательных роликов «Что такое вулкан», «Название вулканов»;
2. Чтение литературы «Тайна природного явления. В мире вулкана» Совместная деятельность дома. Рассматривание вместе с ребёнком вулкана, (видео фильмы, чтение литературы)
Посмотрите фотографии разных вулканов и почитайте интересные факты про них
Познавательно - исследовательский Организация исследовательской деятельности детей
Провести серию познавательных мероприятий 1. Легенда про древнего Бога «Вулкана»
2. Как образуются вулканы?
3. Разрушительная сила вулканов.
4. Предсказание извержений
5. Превращение лавы. Совместная деятельность дома.
Совместно с ребёнком сделать макет
Участие в фото – конкурсе Семья Лаврентьевых «Изготовление макета из соленого теста
Семья зеленкиных презинтация «Что такое вулкан»
Подготовить материал к проведению исследования
«пемза»
Практическая помощь детям, создание условий и мотивации
Направление и контроль за осуществлением проекта
Подготовить материл к проведению опыта: емкости с водой, пемза, камни и другие предметы, лупы.
Участие в исследовании
«пемза» :
Материал: миска с водой, камни и кусочек пемзы.
Рассмотрите внимательно камни и пемзу. Сравните их друг с другом: в пемзе очень много дырочек. Спросите детей, как он думает, дырочки пустые или в них что-то есть? (в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень). Предложите опустить кусочек пемзы в миску с водой. Есть ли пузырьки? Плавает или тонет пемза? Почему? Дети делают открытие: пемза - камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды.
Участие детей в опыте.
Взять бутылку с минеральной газированной водой. Встряхнуть её и открыть пробку. Вода с газами резко поднимется вверх и выльется из бутылки.
Экспериментально – поисковый Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности
Наблюдение за воспитанниками в проектной деятельности.
Проведение инструктажа по технике безопасности при экспериментальной деятельности
Подготовка к открытому занятию. Совместная деятельность детей с педагогом
- проведение эксперимента «Извержение вулкана»;
- Совместная деятельность дома.
Совместно с ребёнком раскрасить вулкан
Совместная экспериментальная деятельность
Закрепите знания ребенка «почему же вообще происходит извержение вулкана».
С помощью опыта:
Надуйте и слегка сожмите в кулаке шарик, продолжайте надувать. Шарик будет раздуваться между пальцев. То же самое происходит и с магмой, когда горы придавливают сверху, а магма с газами поднимается вверх. В итоге происходит некий взрыв.
Памятка для родителей, «Какие эксперименты проводить дома с детьми?»
Творческий Подготовка материалов для творческой деятельности детей
Разработка конспекта «Извержение вулкана»
Оформление выставки творческих работ детей
Подготовка материала к оформлению «Всё о вулканах»
Подготовка материала в газету детского сада Рисование гуашью «Тайны вулкана»
Лепка вулкана
Участие в творческой работе
«Чудо тесто»
Изготовление вулкана из соленого теста, раскраска вулкана. Творческое задание по желанию ребенка
Совместно с ребенком вылепить из пластилина, соленого теста макет вулкана (можно в разрезе, или сочинить стихотворение (сказку) о вулкане.
Участие в семинаре - практикуме «Творческий талан ребенка в экспериментальной и исследовательской деятельности»
III этап
Завершающий Контрольно - оценочный Повторный сбор и анализ знаний воспитанников.
Обработка полученных результатов мониторинга.
Изучение мнения родителей о пользе проекта в группе.
Анализ инновационного проекта в детском саду и ее результативности.
Подготовка презентации к педагогическому совету
Выработка будущих планов • Участие в беседе «Что получилось, что нет»
Повторный мониторинг знаний детей по следующим вопросам. Письменный опрос:
*Как повлиял проект «Тайны вулкана» на Вашего ребенка?
* «Что нового и интересного Вы узнали в процессе реализации проекта?»
* Как Вы оцениваете результаты проекта, по 5-ти бальной системе?
* Какую тему, Вы предложите для дальнейшего проектирования в группе?
Исполнительский Выступление с проектом на педагогическом совете с участием родительского комитета