Олеся Костина
«Я расту» как инструмент взаимодействия педагога и родителей воспитанников младшего дошкольного возраста в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Дневник «Я расту» как инструмент взаимодействия педагога и родителей воспитанников младшего дошкольного возраста в период адаптации
Костина Олеся Константиновна, воспитатель МКДОУ 2
(пгт Ульяновка)
В статье автор проводит характеристику такого инструмента взаимодействия педагога и родителей воспитанников младшего дошкольного возраста в период адаптации, как дневник «Я расту». Автором раскрываются его ключевые элементы и возможности использования в практике работы дошкольной образовательной организации.
Публикация «„Я расту“ как инструмент взаимодействия педагога и родителей воспитанников младшего дошкольного возраста в период адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Средняя группа
- Темочки
Ключевые слова: детский сад, период адаптации, ребенок, родитель, педагог, взаимодействие
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) актуализирует проблему взаимодействия педагогов и родителей воспитанников. Все чаще родители становятся не просто наблюдателями, но и непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса, они нацелены на тесное сотворчество с педагогами, стремятся к выработке единого вектора и политики в отношении развития своего ребенка. Особенно тесным и важным данное сотрудничество становится в период адаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию (ДОО).
Эффективность протекания процесса адаптации детей третьего года жизни в момент их поступления ДОО зависит от того, насколько активно в этом процессе принимают участие родители, насколько оперативно и тесно они готовы совместно работать с воспитателями. Т. Г. Ханова указывает на то, что комфорт пребывания воспитанников в ДОО зависит не только от организации образовательного процесса и режимных момент, не только от психологического климата внутри группы, но и от того, насколько родители интегрированы в этот процесс, каким образом организовано их взаимодействие с педагогом [5].
В работе Л. Ю. Москалевой отмечается, что процесс адаптации ребенка к детскому саду тесно связано с процессами здоровьесбережения, так как здоровье ребенка является одной из основных ценностей, а задача по его сохранению и укреплению одной из приоритетных согласно ФГОС ДО [4]. Указанный процесс просто не возможен без привлечения к нему родителей. Особенно важно организовать такой подход в период адаптации, когда психологическое и физическое состояние ребенка особенно уязвимо.
Современная педагогическая практика предлагает множество инструментов и методов по организации процесса взаимодействия между педагогами и родителями воспитанников в период адаптации. К ним относятся – индивидуальные и групповые консультации, беседы, открытые лекции, мастер-классы, тематические подборки, памятки и т. д. Все они обладают определенной эффективностью, однако не один из них не приглашает родителей к сотворчеству, не обладает значительной долей интерактивности и взаимодействия. Именно интерактивность, с точки зрения Т. Г. Хановой, является залогом успешности совместной работы родителей и воспитанников [5].
В качестве такого интерактивного инструмента, способного решить большинство проблем взаимодействия родителей и педагогов в период адаптации воспитанников младшей группы, может использоваться дневник «Я расту».
При разработке структуры данного дневника были использованы положения и принципы, представленные в работах Е. П. Арнаутовой [1], О. Л. Зверевой [2], И. В. Кощиенко [3].
Дневник «Я расту» может выступать в качестве эффективной формы взаимодействия ДОО и родителей воспитанников, и служить средством адаптации воспитанников младшей группы к условиям детского сада. Следовательно, дневник нужно рассматривать не просто как адаптационный лист или папку роста, развития и достижений ребенка, а дневник также становится «мостом», который соединяет воспитательно-образовательную среду детского сада и семьи воспитанников и является эффективным средством взаимодействия ДОО и родителей детей в период адаптации.
Родители воспитанников играют важную роль в ведении дневника «Я расту» в период адаптации. Они могут быть не только источником информации и реальными помощниками и оказывать поддержку ребенку, но и стать непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка в процессе адаптации к условиям детского сада. Поэтому первоначально необходимо привлекать активных, неравнодушных родителей для организации работы с дневником. С помощью дневника родители увидят своего ребенка со стороны, лучше узнают его желания, особенности поведения и развития.
Раздел I. «Здравствуйте, это я!»
Цель раздела: зафиксировать ключевые данные ребенка и хронологические рамки дневника.
В разделе будет представлено фото ребенка, фото его обведенной ладошки, а также самая важная информация: имя ребенка, дата его рождения, имена папы и мамы, даты начала и окончания ведения дневника.
Раздел II. «Расскажу о себе…»
Цель раздела: фото-фиксация развития навыков ребенка; история рождения ребенка.
В разделе будут представлены фотографии, на которых будут представлены основные навыки, развитые у ребенка. Также в разделе предусмотрено место для краткого рассказа мамы о своем ребенке – его истории рождения, причинах выбора имени и т. д.
Раздел III. «И растет ребенок там – не до дням, а по часам…»
Цель раздела: фиксация антропометрических данных ребенка, фиксация пищевых привычек ребенка в процессе адаптации, фиксация динамики дневного сна в период адаптации, фиксация динамики эмоционального фона ребенка в период адаптации.
Данный раздел создан для того, чтобы родители могли отслеживать, как в динамики проходит процесс адаптации ребенка, а также для ежемесячной фиксации антропометрических данных ребенка. В разделе выделены отдельные развороты для отслеживания динамики дневного сна ребенка, для фиксации пищевых привычек, а также для отслеживания эмоционального состояния ребенка на период адаптации.
Раздел IV. «Исследую мир вокруг…»
Цель раздела: фиксация социальных и коммуникативных привязанностей ребенка в период адаптации.
В разделе будет размещена информация о том, с кем ребенок дружит в детском саду, какая у него любимая игрушка в детском саду, какие виды деятельности ребенок предпочитает.
Раздел V. «Я говорю»
Цель раздела: фиксация ключевых этапов речевого развития ребенка.
В данном разделе будет фиксироваться каждое новое слово ребенка, когда ребенок начал его произносить, значение нового слова.
Раздел VI. «Любимый детский сад»
Цель раздела: фото-фиксация ключевых событий и мероприятий ребенка в детском саду.
В разделе будут размещены наиболее яркие фото о жизни ребенка в детском саду.
Раздел VII. «Я - творец»
Цель раздела: фото-фиксация продуктов творчества ребенка.
В разделе будут размещены фото рисунков и поделок ребенка.
Раздел VIII. «Подсказки воспитателя»
Цель раздела: представление рекомендаций для родителей по адаптации детей 2-3 лет к детскому саду.
Работа над внедрением методического пособия должна вестись на протяжении нескольких этапов:
1 этап: диагностика уровня адаптации к ДОО детей третьего года жизни экспериментальной группы.
2 этап: разработка методического пособия дневник «Я расту».
3 этап: изучение эффективности разработанного пособия. Анкетирование родителей воспитанников третьего годи жизни, находящихся в процессе адаптации к ДОО.
Проблема адаптации детей к ДОО чрезвычайна актуальна для родителей. Несмотря на то, что в большинстве случае они могут получить исчерпывающие консультации по вопросам адаптации у воспитателей, они нуждаются в дополнительной методической поддержке и консультациях по данной проблеме. Разработанное нами методическое пособие дневник «Я расту» направлено на решение указанных проблем, а значит будет востребовано среди родителей.
Литература:
1. Арнаутова Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях // Детский сад от А до Я, 2014. – №4. – С. 23-35
2. Зверева, О. Л. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями / О. Л. Зверева. – Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью «Феникс», 2020. – 158 с.
3. Кощиенко, И. В. Взаимодействие педагогов и родителей на основе сотворчества в условиях дошкольной образовательной организации / И. В. Кощиенко // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2017. – № 10(152). – С. 125-130.
4. Москалева, Л. Ю. Обновление системы образовательных отношений в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО / Л. Ю. Москалева, И. В. Масалитина // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2017. – № 6. – С. 142-143.
5. Ханова, Т. Г. Обучение педагогов дошкольной организации применению интерактивных технологий взаимодействия с семьями воспитанников / Т. Г. Ханова, М. В. Рязанова // Карельский научный журнал. – 2021. – Т. 10, № 1(34). – С. 42-46.