МААМ-картинки

«Я расту» как инструмент взаимодействия педагога и родителей воспитанников младшего дошкольного возраста в период адаптации

Олеся Костина
«Я расту» как инструмент взаимодействия педагога и родителей воспитанников младшего дошкольного возраста в период адаптации

Дневник «Я расту» как инструмент взаимодействия педагога и родителей воспитанников младшего дошкольного возраста в период адаптации

Костина Олеся Константиновна, воспитатель МКДОУ 2

(пгт Ульяновка)

В статье автор проводит характеристику такого инструмента взаимодействия педагога и родителей воспитанников младшего дошкольного возраста в период адаптации, как дневник «Я расту». Автором раскрываются его ключевые элементы и возможности использования в практике работы дошкольной образовательной организации.

Публикация «„Я расту“ как инструмент взаимодействия педагога и родителей воспитанников младшего дошкольного возраста в период адаптации» размещена в разделах

Ключевые слова: детский сад, период адаптации, ребенок, родитель, педагог, взаимодействие

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) актуализирует проблему взаимодействия педагогов и родителей воспитанников. Все чаще родители становятся не просто наблюдателями, но и непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса, они нацелены на тесное сотворчество с педагогами, стремятся к выработке единого вектора и политики в отношении развития своего ребенка. Особенно тесным и важным данное сотрудничество становится в период адаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию (ДОО).

Эффективность протекания процесса адаптации детей третьего года жизни в момент их поступления ДОО зависит от того, насколько активно в этом процессе принимают участие родители, насколько оперативно и тесно они готовы совместно работать с воспитателями. Т. Г. Ханова указывает на то, что комфорт пребывания воспитанников в ДОО зависит не только от организации образовательного процесса и режимных момент, не только от психологического климата внутри группы, но и от того, насколько родители интегрированы в этот процесс, каким образом организовано их взаимодействие с педагогом [5].

В работе Л. Ю. Москалевой отмечается, что процесс адаптации ребенка к детскому саду тесно связано с процессами здоровьесбережения, так как здоровье ребенка является одной из основных ценностей, а задача по его сохранению и укреплению одной из приоритетных согласно ФГОС ДО [4]. Указанный процесс просто не возможен без привлечения к нему родителей. Особенно важно организовать такой подход в период адаптации, когда психологическое и физическое состояние ребенка особенно уязвимо.

Современная педагогическая практика предлагает множество инструментов и методов по организации процесса взаимодействия между педагогами и родителями воспитанников в период адаптации. К ним относятся – индивидуальные и групповые консультации, беседы, открытые лекции, мастер-классы, тематические подборки, памятки и т. д. Все они обладают определенной эффективностью, однако не один из них не приглашает родителей к сотворчеству, не обладает значительной долей интерактивности и взаимодействия. Именно интерактивность, с точки зрения Т. Г. Хановой, является залогом успешности совместной работы родителей и воспитанников [5].

В качестве такого интерактивного инструмента, способного решить большинство проблем взаимодействия родителей и педагогов в период адаптации воспитанников младшей группы, может использоваться дневник «Я расту».

При разработке структуры данного дневника были использованы положения и принципы, представленные в работах Е. П. Арнаутовой [1], О. Л. Зверевой [2], И. В. Кощиенко [3].

Дневник «Я расту» может выступать в качестве эффективной формы взаимодействия ДОО и родителей воспитанников, и служить средством адаптации воспитанников младшей группы к условиям детского сада. Следовательно, дневник нужно рассматривать не просто как адаптационный лист или папку роста, развития и достижений ребенка, а дневник также становится «мостом», который соединяет воспитательно-образовательную среду детского сада и семьи воспитанников и является эффективным средством взаимодействия ДОО и родителей детей в период адаптации.

Родители воспитанников играют важную роль в ведении дневника «Я расту» в период адаптации. Они могут быть не только источником информации и реальными помощниками и оказывать поддержку ребенку, но и стать непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка в процессе адаптации к условиям детского сада. Поэтому первоначально необходимо привлекать активных, неравнодушных родителей для организации работы с дневником. С помощью дневника родители увидят своего ребенка со стороны, лучше узнают его желания, особенности поведения и развития.

Раздел I. «Здравствуйте, это я!»

Цель раздела: зафиксировать ключевые данные ребенка и хронологические рамки дневника.

В разделе будет представлено фото ребенка, фото его обведенной ладошки, а также самая важная информация: имя ребенка, дата его рождения, имена папы и мамы, даты начала и окончания ведения дневника.

Раздел II. «Расскажу о себе…»

Цель раздела: фото-фиксация развития навыков ребенка; история рождения ребенка.

В разделе будут представлены фотографии, на которых будут представлены основные навыки, развитые у ребенка. Также в разделе предусмотрено место для краткого рассказа мамы о своем ребенке – его истории рождения, причинах выбора имени и т. д.

Раздел III. «И растет ребенок там – не до дням, а по часам…»

Цель раздела: фиксация антропометрических данных ребенка, фиксация пищевых привычек ребенка в процессе адаптации, фиксация динамики дневного сна в период адаптации, фиксация динамики эмоционального фона ребенка в период адаптации.

Данный раздел создан для того, чтобы родители могли отслеживать, как в динамики проходит процесс адаптации ребенка, а также для ежемесячной фиксации антропометрических данных ребенка. В разделе выделены отдельные развороты для отслеживания динамики дневного сна ребенка, для фиксации пищевых привычек, а также для отслеживания эмоционального состояния ребенка на период адаптации.

Раздел IV. «Исследую мир вокруг…»

Цель раздела: фиксация социальных и коммуникативных привязанностей ребенка в период адаптации.

В разделе будет размещена информация о том, с кем ребенок дружит в детском саду, какая у него любимая игрушка в детском саду, какие виды деятельности ребенок предпочитает.

Раздел V. «Я говорю»

Цель раздела: фиксация ключевых этапов речевого развития ребенка.

В данном разделе будет фиксироваться каждое новое слово ребенка, когда ребенок начал его произносить, значение нового слова.

Раздел VI. «Любимый детский сад»

Цель раздела: фото-фиксация ключевых событий и мероприятий ребенка в детском саду.

В разделе будут размещены наиболее яркие фото о жизни ребенка в детском саду.

Раздел VII. «Я - творец»

Цель раздела: фото-фиксация продуктов творчества ребенка.

В разделе будут размещены фото рисунков и поделок ребенка.

Раздел VIII. «Подсказки воспитателя»

Цель раздела: представление рекомендаций для родителей по адаптации детей 2-3 лет к детскому саду.

Работа над внедрением методического пособия должна вестись на протяжении нескольких этапов:

1 этап: диагностика уровня адаптации к ДОО детей третьего года жизни экспериментальной группы.

2 этап: разработка методического пособия дневник «Я расту».

3 этап: изучение эффективности разработанного пособия. Анкетирование родителей воспитанников третьего годи жизни, находящихся в процессе адаптации к ДОО.

Проблема адаптации детей к ДОО чрезвычайна актуальна для родителей. Несмотря на то, что в большинстве случае они могут получить исчерпывающие консультации по вопросам адаптации у воспитателей, они нуждаются в дополнительной методической поддержке и консультациях по данной проблеме. Разработанное нами методическое пособие дневник «Я расту» направлено на решение указанных проблем, а значит будет востребовано среди родителей.

Литература:

1. Арнаутова Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях // Детский сад от А до Я, 2014. – №4. – С. 23-35

2. Зверева, О. Л. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями / О. Л. Зверева. – Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью «Феникс», 2020. – 158 с.

3. Кощиенко, И. В. Взаимодействие педагогов и родителей на основе сотворчества в условиях дошкольной образовательной организации / И. В. Кощиенко // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2017. – № 10(152). – С. 125-130.

4. Москалева, Л. Ю. Обновление системы образовательных отношений в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО / Л. Ю. Москалева, И. В. Масалитина // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2017. – № 6. – С. 142-143.

5. Ханова, Т. Г. Обучение педагогов дошкольной организации применению интерактивных технологий взаимодействия с семьями воспитанников / Т. Г. Ханова, М. В. Рязанова // Карельский научный журнал. – 2021. – Т. 10, № 1(34). – С. 42-46.

Публикации по теме:

Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель»Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.

Аппликация «Дом моей семьи». МК для детей младшего дошкольного возраста и их родителей в период самоизоляцииАппликация «Дом моей семьи». МК для детей младшего дошкольного возраста и их родителей в период самоизоляции Задачи: формировать представления о семье и её членах. Формировать умение составлять изображение из нескольких частей, соблюдая определенную.

Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возрастаИгры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Конспект занятия по музыкально-слуховому развитию детей младшего дошкольного возраста «Любимый музыкальный инструмент» Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет : «Любимый музыкальный инструмент» 1. Упражнение.

«Мы вместе!» Модель взаимодействия детей, родителей и педагога в соответствии с ФГОС«Мы вместе!» Модель взаимодействия детей, родителей и педагога в соответствии с ФГОС Предлагаю вашему вниманию презентацию к конкурсу "Взаимодействие детей, родителей и педагога в соответствии с ФГОС ДО", который недавно.

Подвижные игры в период адаптации детей младшего дошкольного возрастаПодвижные игры в период адаптации детей младшего дошкольного возраста Подвижные игры в период адаптации детей младшего возраста В этом году мы набирали новых детей — трехлеток, во вторую младшую группу. Ни.

Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста на коррекционных занятиях педагога-психолога ДООРазвитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста на коррекционных занятиях педагога-психолога ДОО Все родители хотят видеть своих детей умными, здоровыми, коммуникабельными, но на сегодняшний день все чаще и чаще можно встретить ребенка.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Я расту» как инструмент взаимодействия педагога и родителей воспитанников младшего дошкольного возраста в период адаптации
Опубликовано: 28 февраля 2023 в 14:09
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД