Любовь Николаевна Елисеева
Конспект занятия «Как мордва город строили»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитывать интерес к истории родного края.
Образовательные: Познакомить детей с историей возникновения города и его названия, с древними, старинными постройками, Обогащать словарный запас детей.
Развивающие: Развивать речь, коммуникативные навыки детей, развивать умение слышать и отвечать на заданные вопросы.
Воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма, прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.
Публикация «Конспект занятия „Как мордва город строили“» размещена в разделах
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- Дом, дома. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Материалы и оборудование: Карта России, карта Мордовии, мордовский платок, проектор.
Ход занятия:
I Организационный момент
Дети проходят к своим стульчикам и садятся на свои места.
В. Скажите, как называется наша Родина? (Россия)
Да, дети, наша Родина – Россия. (На экране карта России).
II Основная часть
В: Россия – огромная страна, где проживают многие народы: татары, чуваши, башкиры, армяне, русские и многие другие.
(показываю детям на экране людей (кукол) в национальных одеждах)
У каждой народности есть своя малая Родина.
В: Ребята, как называется наша малая Родина? (Республика Мордовия)
В: Мы с вами живем в Мордовии – это наша малая Родина – это наша республика. Подскажите мне, почему наша республика называется Мордовия? (ответы детей)
В: Вы правы! Мордовия называется так, потому, что основное население нашей республики – мордва. Каждая народность разговаривает на своем родном языке, и если мы живем в Мордовии, то и разговаривать можем на мордовском языке.
Сюрпризный момент. Входит девочка – мордовочка.
А: – Шумбратадо, ребята. Меня зовут Алдунья, я девочка – Мордовочка.
В:- Ребята, скажите, на каком языке мы с вами поздоровались? (мордовском)
- Правильно! А теперь давайте тоже также поздороваемся с Алдуньей.
В: Алдунья приглашает нас отправиться в путешествие.
А: Послушайте стихотворение о нашей малой Родине:
Милый край! Мордовия родная!
Здесь раздолье рек, лесов, полей.
Для меня нет лучше в мире края
Он мне всех дороже и милей.
В: Приготовились, мы возвращаемся в прошлое нашего города.
(воспитатель и дети рассматривают карту Мордовии, находят город Саранск)
В: - Ребята, какие цвета вы видите на карте? Как вы думаете, что они означают?
Саранск – один из старейших городов Среднего Поволжья. Давным-давно, там где сейчас находится Саранск, располагалась деревенька. Вокруг нее были леса, где люди собирали мед и охотились. Первые поселенцы умели выращивать зерно и печь хлеб, держали овец, коров, кур, свиней.
В: Как вы думаете, из чего древние Мордва строили свои жилища? (Из деревьев)
В: Правильно, ребята, Сначала расчищали площадку от леса, а затем строили себе дома, люди строили свои дома около рек, как выдумаете почему?
(Ловили рыбу, стирали, купались).
В: Все верно, дети. Река была жизненно необходима. Люди ловили рыбу, купались, стирали в воде, переправлялись на другие земли с помощью плота.
Мирный труд крестьян, охотников нарушали набеги кочевых племен, которые жгли дома и уводили жителей в плен. И тогда мордовский народ решил объединиться с русским народом для защиты от набегов и строительства.
И путь врагу преградили заграждения из поваленных деревьев и остроги (крепости).
Один из острогов был построен Саввой Козловским на месте мордовской деревеньки, где сливались две реки: Саранка и Инсар. Так возникла крепость Саранск.
Саранская крепость имела почти квадратную форму. Река Саранка протекала по территории крепости. Со всех сторон крепость была окружена земляным валом, с наружной стороны вала тянулись глубокие рвы.
Не всякому врагу было под силу завоевать такую крепость. Город рос и развивался.
В течение двух столетий уездный город был торгово-ремесленным центром сельскохозяйственной округи.
В: Дети, обратите внимание на этой картинке более позднее время. Что вы видите на экране? (Ответы детей)
В: На экране город Саранск, где много домов, которые построены очень давно. Это старые одноэтажные дома, мощенные мостовые.
В: Ребята, сейчас уже Саранск красивейший город России, со своей культурой, со своими традициями и обычаями. Алдунья принесла с собой мордовский платок и хочет поиграть с вами в игру «Волшебный платочек.
Игра «Волшебный платочек»
Вот платочек расписной
Он волшебный не простой.
Буду с детками играть,
Всех платочком накрывать"
(Проводится игра, ребёнка накрывают платком, а остальные дети угадывают кто под платком)
В: Ребята, в нашем городе очень много красивых замечательных мест. Скажите пожалуйста, какое ваше любимое место в Саранске?
В: Ребята, кто знает, как называется это здание? (Это кукольный театр). Что там происходит? (Представления). Кто там был с родителями? Вам понравилось?
В: Дети, где мы с вами оказались? (на Советской площади).
Площадью зовется место,
Где просторно и не тесно,
Ну а в центре, например,
Может быть фонтан и сквер,
Куполами храм сиять
Или памятник стоять.
В: Что есть на площади? (ответы детей)
В: На Советской площади есть Собор Святого Феодора Ушакова, еще одна площадь – Победы. На ней установлен мемориал погибшим в Великой Отечественной войне. В центре его – монумент «Мать – Мордовия»; женщина в мордовском национальном костюме благословляет своего сына – солдата на защиту Отечества.
-Перед памятником горит Вечный огонь: символ памяти о тех, кто не вернулся с войны. За фигурами матери – Мордовии и сына – воина расположена балюстрада, на которой высечены имена наших земляков, отдавших жизни в борьбе с врагом.
В: Ребята, что вы видите на следующей картинке? (Парк)
В: На картинке парк «Имени А. С. Пушкина». Как вы думаете, почему он так называется? Что есть в парке? (Ответы детей)
В: Парк назван в честь великого русского писателя А. С. Пушкина, в этом парке очень много деревьев, цветов, детских площадок, аттракционов, проводится много праздников.
В: Ребята, что вы видите на этой картинке? (Детский сад)
- На какой улице находится наш детский сад?
- Как называется наш детский сад?
- В какую группу вы ходите?
III. Итоги
- В какой стране живем?
- Как называется наша малая Родина?
- Как называется самый главный город Мордовии?
- Как зарождался город Саранск?
- Кто приходил к нам на занятие?
- Вам понравилось путешествие в прошлое нашего города?