Марина Савельева
Консультация для воспитателей «Как обучить ребёнка 3–4 лет культурно-гигиеническим навыкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду, оно проводится как индивидуально, так и группами. Главное условие воспитания – регулярность, непрерывность, единство требований воспитателей, родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.
Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой предлагает
Публикация «Консультация для воспитателей „Как обучить ребёнка 3–4 лет культурно-гигиеническим навыкам“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
В образовательной области «Здоровье» [/b]решать задачи по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков:
1. Приучать детей следить за своим внешним видом. Продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
2. Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
В образовательной области «Труд»[/b]
[u]Решаются задачи по самообслуживанию:[/u]
Развивать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.). Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Задачи по формированию у детей культурно-гигиенических навыков неразрывно связаны с формированием у детей начальных представлений о здоровом образе жизни:
• При приеме пищи ребёнок узнаёт о пользе молочной каши, фруктов и овощей для здоровья человека;
• Когда ложится спать и просыпается узнаёт, что с помощью сна он восстанавливает силы, а зарядка вызывает хорошее настроение, закаливание помогает укрепить здоровье. При умывании учится навыкам гигиены, опрятности и аккуратности.
Дети младшего дошкольного возраста любят кого – ни будь обучать. Поэтому основным помощником для формирования у детей навыков самообслуживания и личной гигиены я выбрала игрушку-мишку. Добродушный, медлительный, глуповатый мишка очень подходит для этой роли. Его постоянно нужно чему-нибудь учить (проблемные ситуации).
То он приходит к детям и говорит, что разучился мыть руки, не умеет делать белые перчатки, то не хочет руки вытирать. В следующий раз не знает, зачем ему нужен платочек,не умеет его складывать, чихает в лапку. Не знает, для чего нужна расчёска, а во время одевания на прогулку или после сна забывает, что нужно одеть сначала носки, а он обувается.
Дети с радостью учат мишку, стараются всё показать и сделать правильно, закрепляют при этом полученные умения и навыки.
Воспитатель вместе с детьми объясняют мишке, как нужно мыть рук и одеваться Вместе с мишкой оставляют схему - вырезают и приклеивают предметы одежды. В следующий раз мишка может прийти радостный и сказать, что он всему научился, но опять ошибается и дети его снова учат.
Мишку рекомендуется использовать во всем режимных моментах, и образовательных областях.
Использование хороводных игр помогает хорошо организовывать детей перед умыванием, перед выходом на прогулку или для организации игры (сюжетно-ролевой или театрализованной) («Зайка шёл, шёл, шёл морковку нашёл, сел, поел и дальше пошёл).
Воспитателю необходимо всегда при работе с детьми обращать внимание на т,что они делают в данный момент, акцентировать на этом внимание детей: какие красивые мыльные перчатки получились у Дашеньки, что будем делать сначала? Обязательно вытрем каждый пальчик, пусть пальчики будут чистыми и красивыми и т. д. Регулярно использовать народный фольклор. Потешки, песенки всегда привлекали и радовали детей :
Тот, кто пьет молоко Будет бегать далеко Будет прыгать высоко Тот, кто пьет молоко
Водичка, водичка,
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко.
Можно изготовить специальные карточки и записывать на них потешки, стишки, загадки. Использовать их при одевании, во время приёма пищи. (Рекомендация: в умывальной комнате удобнее, заламинированные тексты потешек и стишков, наклеить на стену).
Играя с куклой, дети учились сервировке стола и последовательности раздевания и одевания на прогулку: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Научим куклу Катю раздеваться с прогулки», «Напоим куклу чаем».
Сюжетно-роевые игры «Дочки-матери», «Парикмахерская» в которых дети учились действовать с предметами. Игры по мотивам потешек, песенок, отрывки стихотворений помогали обучать детей навыкам самообслуживания.
Гимнастика после сна, закаливающие мероприятия необходимы для постепенного перехода после сна к активной деятельности, для укрепления здоровья. Использую мелодичную музыку, гимнастику в стихах, где дети превращаются в различных животных. После взбадривающей гимнастики в постели и ходьбе по дорожкам дети занимаются в группе-делают различные упражнения (под музыку) «На дворе у нас мороз», «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Мишка вылез из берлоги»(Рекомендация: использовать принцип тематичности – сезонность, праздники, региоанльность).
При осуществлении режимных моментов учитывались индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер и т. д.). Конечно, все режимные моменты сопровождались постоянным поощрением, объяснением, напоминанием, рассуждениями.
Рассматривание иллюстраций, плакатов, альбомом учило детей отличать чистюль от грязнули, формируются элементарные представления о том, что такое хорошо, что такое плохо. Все дети хотят быть такими же аккуратными, заботиться о своей одежде и пользоваться расческой.
Знакомила детей с художественной литературой (красочные иллюстрации, беседовали по содержанию, убеждались на примере литературных героев, что плохо быть ленивым, неряшливым.
Невозможна работа по формированию у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания без участия родителей. С родителями проводились беседы о режиме дня в детском саду и соблюдении его дома. Предлагались консультации об использовании игры для обучения ребёнка навыкам самообслуживания и культурно гигиеническим навыкам. Памятки о пользе закаливания и гимнастики. Проводилось обсуждение мультфильмов, которые дети смотрят и которые могут положительно влиять по формированию у детей навыков самообслуживания.
Родители были ознакомлены с тем, чему же ребёнок должен научиться к 4-х летнему возрасту:
• Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. Может помочь накрыть стол к обеду. Приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, и устраняет его при небольшой помощи взрослых).
• Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры - мытье рук.
• Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.
• Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни.
Спасибо за внимание!