Нина Доржиева
Консультация для родителей «Как помочь ребенку подготовиться к школе, используя игровую форму обучения и развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Доржиева Н. Н.
с. Сосново-Озерское, Республика Бурятия, 2021
Для каждого маленького человека поступление в школу и начало обучения – это новый и важный этап в жизни, серьезное испытание, порой нелегкий труд, наполненный и радостями, и переживаниями, и он, безусловно, требует подготовки, настроя, чтобы переход вчерашнего малыша в школьную жизнь прошел максимально комфортно, без волнений и стрессов – как для ребенка, так и для родителей. Многие мамы и папы, бабушки и дедушки стараются подготовить будущего школьника к первому классу, занимаются с ним дома, посещают творческие кружки, приобретают игры, способствующие развитию памяти и интеллекта, в общем, делают многое, чтобы их ребенок по возможности легко начал свою учебную деятельность.
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь ребенку подготовиться к школе, используя игровую форму обучения и развития“» размещена в разделах
Общие рекомендации родителям по подготовке детей к школе включают в себя несколько аспектов:
• укрепление здоровья и закаливание;
• воспитание самостоятельности;
• развитие навыков самообслуживания;
• воспитание культуры поведения дома, в коллективе;
• знакомство с правилами безопасности в быту, на улице, на дороге, в транспорте, при общении с незнакомцами;
• знакомство с литературой, музыкой, искусством;
• развитие желания быть школьником;
• развитие и подготовка к школе через игры.
Кроме общих рекомендаций по подготовке ребенка к школе существуют и рекомендации по специальной подготовке, которые подразумевают еще ряд важных пунктов, например таких:
• развитие памяти;
• развитие речи;
• развитие интеллекта;
• развитие умственной готовности к чтению, письму и счету;
• умение контролировать свое поведение и желания;
• умение общаться и находить компромиссы с детьми и взрослыми;
• способность к длительному сосредоточению;
• умение и желание к преодолению трудностей;
• воля к победе;
• умение работать до получения определенного результата.
Из всех этих важных рекомендаций по подготовке ребенка к школе я хочу выделить и обсудить аспект «Развитие и подготовка к школе через игры».
Можно задаться вопросом: «Когда начинать подготовку ребенка к школе?» Не думаю, что должен быть какой-то определенный срок для начала усиленных занятий. Ребенок растет, развивается, а значит, готовится к школе все свое дошкольное детство : наблюдая за родителями, общаясь с братьями и сестрами, во время просмотра мультфильмов, слушая стихи и сказки, которые ему читают, играя со взрослыми и сверстниками, играя с домашними животными, играя самостоятельно со своими игрушками.
В этот период для ребенка главным занятием является игра, он все время проводит за играми, развлекается сам, его развлекают взрослые.
Значит, всю новую полезную информацию и знания дошкольнику нужно преподносить посредством игры. То, что узнается без принуждения, в игровой форме, усваивается хорошо и запоминается надолго. Когда ребёнок еще маленький, взрослые должны сами проявлять инициативу и поддерживать малыша в его желаниях. Чем старше он становится, тем реже играет с родителями. Появляются друзья-соседи, сверстники в детском саду, маленькие родственники, но всегда в мир игр вводят мама или папа, или, если есть, старшие дети.
Игры имеют огромное значение для развития коммуникации у ребенка, ведь во многих играх принимают участие двое или более человек, значит, надо общаться с другими детьми или взрослыми, то есть что-то обсуждать, предлагать, спорить. В групповых играх у детей формируются навыки общения, они учатся дружить, усваивают, как нужно вести себя в коллективе. В таких играх малыши учатся слушать, разговаривать, делиться своими эмоциями, мыслями и чувствами.
В ходе игр дошкольник может также познавать основы точных наук. С помощью считалок, математических игр у ребенка формируется представление о числах и количестве, геометрических фигурах, а также логическое мышление.
В арсенале игр обязательно должны быть подвижные игры: бег, догонялки, игры с мячом и другими спортивными снарядами. Такие физические занятия укрепляют здоровье ребёнка, развивают его мускулатуру и опорно-двигательный аппарат, у него развивается ловкость, улучшается выносливость, повышается координация движений, конечно же, лучше, когда активные игры проходят на свежем воздухе.
Чтобы предупредить или исправить (с помощью специалиста-логопеда) неправильную дикцию ребенка и для того, чтобы он правильно произносил сложные слова, можно использовать развивающие игры со скороговорками, в ходе которых тренируется память и корректируются произношение и речь.
Настольные игры, кроссворды с картинками, «лабиринты» могут стать большим подспорьем для тренировки памяти, внимания, сообразительности. Сейчас есть огромный выбор развивающих настольных игр : головоломки, конструкторы, пазлы горизонтальные и вертикальные, наборы для химических и физических опытов и т. д. Наборы для вязания, вышивания и другого рукоделия, а также раскраски развивают мелкую моторику, креативность и воображение, учат правильно держать в руках инструменты, карандаши, фломастеры и кисти.
Сложно представить в наше время процесс воспитания и развития ребёнка без компьютерных игр. Некоторые дошкольники уже имеют свои телефоны, планшеты и компьютеры или пользуются гаджетами взрослых. При всех своих минусах компьютерные игры имеют положительные стороны. Самое важное – подобрать хорошую обучающую игру, многие компьютерные игры развивают логическое мышление детей, повышают эрудицию, изображения на мониторе помогают малышу изучить цвета, геометрические фигуры, цифры и буквы. Но нужно позволять ребенку проводить увлекательное время в виртуальном мире очень дозированно: не более тридцати минут в день.
В заключение хочу обобщить рекомендации по подготовке ребенка к школе : пока ребёнок играет в игры, у него расширяется кругозор, обогащается словарный запас, он приобретает коммуникационные навыки, у него развиваются воображение и образное мышление. Во время игр ребёнок принимает нестандартные решения, фантазирует, наделяет предметы иными свойствами и качествами, придумывает новое пространство – ребенок РАЗВИВАЕТСЯ, а значит – готовится к школе!