Лучший педагог года

Консультация «Как предупредить нарушения речи у детей дошкольного возраста»

Валентина Лычагина
Консультация «Как предупредить нарушения речи у детей дошкольного возраста»

«Как предупредить нарушения речи у детей дошкольного возраста»

Подготовила учитель - логопед МБДОУ д/с № 1 Лычагина В. Э

Для того, чтобы предупредить речевые нарушения, необходима большая профилактическая работа со стороны взрослых, которые окружают ребёнка в семье и в детском саду.

Профилактика речевых нарушений, в первую очередь, связана с предупреждением нервно-психических и соматических отклонений в состоянии здоровья. Она должна быть комплексной и включать лечебные, педагогические и социальные мероприятия. Большое значение в разработке проблемы речевых нарушений имеет изучение факторов, обеспечивающих нормальное развитие речи у детей. Это помогает предупредить речевую патологию и стимулировать формирование и коррекцию речевых функций. Комплексная профилактика должна учитывать онтогенез и критические периоды, начиная с антенатального, а также, факторы, влияющие на развитие ребё нка: биологические, социальные, семейные, психологические, состояние компенсаторных и адаптационных механизмов, что позволяет осуществлять индивидуально-дифференцированный подход. В организации профилактики речевых нарушений можно выделить несколько направлений:

Публикация «Консультация „Как предупредить нарушения речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

-выявление группы риска- ранняя диагностика отклонений развития;

-устранение и коррекция начальных проявлений отклонений развития;

-ликвидация и коррекция неблагоприятных последствий;

Наиболее важный период эмоционального и интеллектуального развития ребенка приходится на возраст до трех лет.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Но, в настоящее время возникает противоречие. С одной стороны, возрастают требования к речевому развитию ребенка. В новой, переработанной с учетом ФГОС, программе «От рождения до школы» раздел речевое развитие включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой; детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.

С другой стороны, все чаще в детский сад приходят дети с задержкой речевого развития или с нарушением речевого развития. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Профилактика является одной из важнейших задач образовательного учреждения. Важную роль в данном процессе играет совместная работа воспитателей и родителей. Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста.

В каждой возрастной категории свои профилактические задачи: ранний возраст (от 1 года до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность. В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, профилактическая работа с детьми раннего возраста должна быть приоритетной. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.

1. Следите, чтоб речь окружающих была неторопливой, плавной, правильной и чёткой. Правильная речь вызовет такую же правильную речь у ребёнка.

2. Обращайте внимание на то, чтобы ребёнок говорил, достаточно широко открывая рот, не очень громко, не спеша, вредно говорить, когда происходит вдох, захлёбываясь и задыхаясь.

3. Не допускайте ускоренной речи детей. Такая речь нередко свидетельствует о повышенной возбудимости, слабости нервной системы. Это может привести к заиканию.

4. Оберегайте ребёнка от контактов с людьми, которые заикаются, общаясь с взрослыми или ровесниками, ребёнок начинает воспроизводить те же остановки в своей речи.

5. Оберегайте малыша от психических и физических травм, бурных проявлений гнева и радости, от пребывания в среде нервных неспокойных детей.

6. Не нагружайте речь ребёнка. Не требуйте проговаривать сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, заучивать очень много стихотворений, сложных по составу и формой.

7. Чаще читайте ему, просите пересказывать прочитанное, учите с ним стихотворения, разговаривайте и исправляйте, когда ребёнок говорит неправильно.

8. Не нагружайте ребёнка ненужными впечатлениями, которые вызывают у них эмоциональное перенапряжение. Не разрешайте долго смотреть телевизор.

9. Не рассказывайте ребёнку перед сном страшные сказки, волнительных историй, не оставляйте ребёнка, когда он боится. При серьёзном отношении к этим заповедям, вы, родители, сможете сменить быт в семье, методы воспитания ребёнка, сможете установит правильные, здоровые взаимоотношения между ребёнком и окружающими.

Публикации по теме:

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Консультация для родителей «Поговорим о проблемах развития речи детей дошкольного возраста» Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация для воспитателей на тему «Задачи развития речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи и речевого общения занимает особое место среди многих задач в ДОО. Это одна из главных задач всего дошкольного периода. Мы.

Консультация с родителями «Связь речи и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Уже с первых дней жизни детей начинается их речевое развитие. Во время купания, кормления, у ребенка и мамы устанавливается эмоциональная.

Консультация «Тяжелые нарушения речи детей дошкольного возраста» Какие общие и специфические задачи воспитания и обучения детей с нарушениями речи? Исследование закономерностей специального обучения и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как предупредить нарушения речи у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 апреля 2022 в 23:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД