Лучший педагог года

Как развивать у родителей рефлексию личного воспитательного опыта

Деревнина Юлия
Как развивать у родителей рефлексию личного воспитательного опыта

ЦЕЛЬ: знакомство с методами обогащения воспитательного опыта родителей.

Современный родитель стоит перед дилеммой: доверять своему ребёнку, идти на риск в воспитании, проявляя по мере его взросления всё больше доверия его умениям, самостоятельности, инициативности или держаться в рамках дисциплинарно-контролирующего воспитания. Научные данные и жизненный опыт семей показывает, что, рискуя, родители с большей вероятностью помогут ребёнку научиться быть счастливым без них. Воспитание же без доверия похоже на передачу ребёнку по наследству своих собственных стереотипов и привычек, которые лишают его свободы и независимости.

Публикация «Как развивать у родителей рефлексию личного воспитательного опыта» размещена в разделах

Можно выделить следующие задачи сотрудничества:

• установление партнерских отношений с семьёй каждого воспитанника;

• объединение усилий для развития и воспитания детей;

• создание атмосферы общности интересов;

• эмоциональная взаимоподдержка и взаимопроникновение в проблемы друг друга;

• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

• поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Задачи связаны с процессом самопознания родителями воспитательной роли в семье, обогащением собственного опыта взаимоотношений с ребёнком. Реализация этой задачи придаёт сотрудничеству с родителями развивающую направленность. В противовес информированию их о жизни детей в ДОУ рефлексивная модель общения педагога с семьёй обнаруживается в переосмыслении родителями своих воспитательных установок и стереотипов мышления, раскрытии внутренних резервов.

В психологии такая форма называется рефлексией. В переводе с латинского языка это означает «обращение назад».

Дж. Локк назвал рефлексию «заглядыванием внутрь себя». Как отмечают социальные психологи Л. А. Петровская, Ю. М. Жуков: «рефлексивная направленность педагогического общения помогает не просто указать человеку область его неадекватности, а подвести его к тому, чтобы он констатировал её сам для себя».

Задача развития у родителей рефлексии особенно актуальна в начальный период формирования родительских позиций. Автор О. Л. Зверева включает в понятие «педагогическая рефлексия» умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить адекватные причины как своих педагогических удач, так и просчётов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, соответствующих его особенностям и конкретной ситуации. Ряд исследований развития рефлексии показывает, что по мере осмысления родителями своих взаимоотношений с ребёнком у них происходят позитивные личностные изменения, которые, в свою очередь, предполагают положительные изменения в детско-родительских взаимоотношениях, нормализацию эмоционального самочувствия малыша.

Большие резервы заключены в использовании педагогами различных методов развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приёмов :

• Обсуждение различных точек зрения на дискуссионный вопрос настроит родителей на размышление. Например: «В чём, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребёнка – в незаурядной силе воли, крепком здоровье или ярких умственных способностях?»

• Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает чувство педагогического такта.

Например: родителям предлагается проблемная ситуация: «Вы наказали ребёнка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как Вы поступите, почему именно так?» или «Ваша трёхлетняя дочь шалит в кафетерии, куда Вы зашли ненадолго. Она сползла со своего стула и решила побегать. Она смеётся, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили её, усадили за стол, сурово отчитали. Вопрос: «Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребёнка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может быть получен ребёнком в данной ситуации?»

• Ролевые проигрывания семейных ситуаций позволяют обогащать арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребёнком. Например, задание родителям : «Покажите, пожалуйста, как Вы будете устанавливать контакт с плачущим ребёнком и др.».

Тренинговые упражнения и задания:

o дать оценку разным способам воздействия на ребёнка и формам обращения к нему,

o увидеть между ними разницу,

o выбрать более удачные,

o заменить нежелательные формы обращения на конструктивные.

Например: вместо «Почему ты опять не убрал свои игрушки?» - «Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина!»

Можно также дать задание определить, в чём видится неконструктивность таких обращений к ребёнку, как «Стыдно!», «Меня не устраивают твои «хочу», мало ли чего ты хочешь!», «Что бы ты без меня делал (делала?», «Как ты можешь так поступать со мной!» и др. Это могут быть игровые упражнения с мячом, типа «Закончи предложение…» Например, воспитатель бросает родителю мяч, говоря «Хорошо учиться в школе, это значит …» или «Особенности моего ребёнка, это ….» и т. п.

• Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, представляет возможность размышлять над мотивами поступков ребёнка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей. Предлагая родителям высказать мнение по поводу действий ребёнка в конкретной ситуации, полезно сформулировать вопрос: «А как бы поступил Ваш ребёнок в подобной ситуации?»

• Обращение к опыту родителей. Например: «Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений со своим ребёнком?», «Был ли подобный случай в Вашей практике, расскажите о нём …», «Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребёнка применение поощрений и наказаний» и т. п.

Побуждение родителей к взаимообмену опытом активизирует их потребность анализировать свои собственные удачи и просчёты в воспитании, соотносить их с приёмами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях в других семьях.

• Игровое взаимодействие родителей и детей в различных видах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствуют эмоциональному сближению, получению родителями и детьми опыта партнёрских отношений.

Перечисленные методы могут быть дополнены самими педагогами из своего опыта. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, поле его зрения на воспитательную проблему расширяется. Он может даже поставить под сомнение собственное прежнее представление о ней. Родитель, вовлекаемый в игровое моделирование своего поведения, начинает заново открывать для себя радость общения с ребёнком не только на уровне слов, но и переживаний.

ВЫВОД: Таким образом, использование различных методов рефлексии родителями способствует повышению гибкости их позиции матерей и отцов, возникновению нового видения привычных способов взаимодействия с ребёнком.

Родители постепенно из зрителей и наблюдателей становятся активными участниками встреч, вовлекаясь в исследование собственного поведения. Они начинают самостоятельно анализировать свои затруднения, реалистичнее видят собственное отражение в зеркале отношений с ребёнком и принимают ответственность за дальнейшее их построение, ощущая себя более компетентными в воспитании сына или дочери.

Публикации по теме:

«Как научиться писать стихи (из личного опыта)» Уважаемые коллеги! «Талант дается Богом даром, и потому зовется даром». Я преклоняюсь перед педагогами, обладающими даром стихосложения.

«Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке» (Из личного опыта) .

Составление рассказа из личного опыта «Как я отдыхал летом». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Программное содержание: Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта по карточкам-схемам. Продолжать учить детей правильно.

Составление рассказа (из личного опыта) «Как мы играем зимой на участке» (подготовительная группа) Программное содержание: учить составлять 2-3 предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; развивать умение отбирать.

Адаптация. Записки из личного опытаАдаптация. Записки из личного опыта Адаптация. Мифы и реальность. Заметки воспитателя из личного опыта. Ребенок впервые идет в детский сад. Начинается новый этап в жизни.

Фотоотчет по развитию художественного творчества детей старшей подготовительной группы. Из личного опыта работыФотоотчет по развитию художественного творчества детей старшей подготовительной группы. Из личного опыта работы В программе художественного воспитания дошкольников сформулированы педагогические условия,необходимые для эффективного художественного развития.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Подарок Деда Мороза». (из личного опыта) Тема: «ПОДАРОК ДЕДА МОРОЗА» Рассказы из личного опыта Программное содержание: Учить составлять рассказы из личного опыта связно,.

Доклад на педсовете из личного опыта во второй младшей группе на тему «Нравственное воспитание дошкольников» Доклад "Нравственное воспитание во 2 мл. группе. Формы работы. (из личного опыта)". Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет.

Социально-коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из личного опыта) Социально - коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) Одной из актуальных задач современного.

Конспект НООД по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказов из личного опыта «Мой город — Северодвинск» Программное содержание: 1. Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ из личного опыта о своём городе по словесному плану,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как развивать у родителей рефлексию личного воспитательного опыта
Опубликовано: 26 сентября 2016 в 13:56
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД