Лариса Южанина
Адаптация. Записки из личного опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация. Мифы и реальность. Заметки воспитателя из личного опыта.
Ребенок впервые идет в детский сад. Начинается новый этап в жизни малыша. Ответственный и важный. Родители ждут с нетерпением этого дня. И не только с радостью, но и с тревогой. Как-то всё будет? И если сама мама настроена позитивно, заблаговременно начала подготовку ребёнка к социализации в детском коллективе и учла все необходимое, то адаптация пройдёт гораздо легче.
Публикация «Адаптация, Записки из личного опыта» размещена в разделах
Конечно, привыкание к незнакомой обстановке и новой среде все дети переносят по-разному. Если ребенок малообщительный и у него не сформированы определённые навыки самообслуживания, то ему будет труднее. Поэтому лёгкая адаптация сравнительно чаще бывает у тех детей, кто обладает уравновешенным и спокойным характером, любознателен и активен.
По опыту моей работы можно сделать вывод, что в целом почти все дети в течение месяца легко адаптируются. Труднее тем детям, кто в силу своего характера и своей эмоциональности остро переживает разлуку с мамой. Здесь поможет особый ритуал прощания. Малыш обнимается и идёт к окну помахать маме. Потом он может еще постоять у окна, разглядывая пейзаж за окном и затем неожиданно для себя успокоится.
Хорошо помогают отвлекающие действия, незнакомые игрушки и даже разные просьбы педагога о помощи. На самом деле существует масса разных способов, которые у опытного педагога всегда наготове. Это касается большинства детей. Но всегда найдется один или два ребёнка, которые настолько уходят глубоко в свои переживания, что все попытки воспитателя его успокоить сходят на нет.
Приведу пример. Ева, три с половиной года. В течение года ходила в группу кратковременного пребывания. С переменным успехом. Но, придя в младшую группу, с первого дня приход в детский сад вызывает поток горьких слёз и никакие уговоры и сердечные увещевания не помогают. В процесс игры не вовлекается даже, когда все дети увлеченно играют или весело танцуют. Она может грустить целый день и не реагировать ни на что. Однако если ей предложить нарисовать открытку для мамы, она тут же охотно соглашается и слёзы высыхают.
Поэтому есть надежда, что девочка скоро привыкнет и будет адаптирована к новым условиям своей жизни достаточно хорошо.
Для сближения детей использую хороводную игру "Ходит солнышко по кругу". Дети с удовольствием играют, а тактильные ощущения (игрушка-солнышко) плюшевая и приятная на ощупь. Настроение у всех поднимается.
Еще я заметила, что у детей улучшается настроение, когда я начинаю петь. Конечно, не из репертуара Аллы Пугачевой :, а песенки про собачек, курочек и кошечек. Как-то взяла в руки игрушек-курицу и показала мини-спектакль. Сейчас самый маленький по возрасту Макар (ему три года будет только в декабре) зачастую возьмет ее в руки и бежит ко мне, протягивая ее, пойте, пожалуйста. Сам еще плохо говорит, но старается повторять. И как забавно наблюдать за его стремлением!
Как же было отрадно услышать, что некоторые дети уже запомнили слова и начали распевать сами.
В период адаптации важнее всего создать такую атмосферу, где дети проникаются доверием к воспитателю. И очень хороший показатель, когда они бегут к педагогу со своими не только проблемами и просьбами, но и открытиями и новостями.
Дошкольный возраст - это формирование базового доверия к миру. И наша задача воспитать в детях непоколебимое ощущение, что их любят и уважают. Детский сад должен напитать их теплом на всю жизнь. Самый счастливый человек это тот, у кого было счастливое детство.
Для малышей, впервые переступивших порог детского сада, так важен ласковый голос, заботливые руки и участливый взгляд. Дети должны чувствовать, как им рады, как их здесь ждут.