Адаптация детей с нарушениями речи к условиям логопедической группы (из опыта работы)

Елена Чурсина
Адаптация детей с нарушениями речи к условиям логопедической группы (из опыта работы)

В логопедическую группу поступают дети в основном из массовых групп детского сада. Если даже ребенок ранее и посещал детский сад, он все равно проходит период адаптации к новому коллективу, к новым формам занятий в логопедической группе.

Кроме того, дети с общим недоразвитием речи имеют свои психологические особенности, которые особенно ярко проявляются в период адаптации. В логопедической группе особенные требования, поэтому детям приходиться адаптироваться еще и к новым видам занятий.

Исходя из этого, очень важна целенаправленно организованная работа по адаптации детей к логопедической группе. От того, как пройдет адаптация, во многом зависит успех дальнейшей коррекционной работы.

С первых же дней сентября мы включаем в планы работу по адаптации. Работа проходит по нескольким направлениям:

Работа с детьми,

Работа с родителями,

Совместная работа с логопедом и другими специалистами детского сада.

В работе с детьми большую роль мы отводим созданию психологически комфортной благоприятной атмосферы в группе. Очень важно встретить ребенка ласковым словом, дать почувствовать, что его любят и ждут, провести экскурсию по группе, рассказать интересную историю, заинтересовать играми, вовлечь ребенка в диалог.

Для выявления психологического дискомфорта у ребенка в нашей группе имеется стенд «Радуга настроения», где на сказочном ярком фоне располагается много ромашек с фотографиями наших детей. Рядом расположены две коробочки с магнитами в виде смайликов: улыбающихся и грустных. Каждое утро ребенок помещает рядом со своей фотографией смайлик, соответствующий его настроению и педагог уже может наглядно определить ребенка, с которым ему нужно поработать индивидуально, выяснить причины грусти и поддержать в данной ситуации. Как правило, в течении дня дети меняют смайлики с грустных на веселые. Очень хороший эффект создания положительного эмоционального настроя, снятия напряжения дают психогимнастики, которые мы проводим в начале образовательной деятельности.

Значительную роль в период адаптации играет индивидуальное общение: мы стремимся у каждого ребенка спросить -как он провел выходные или вечер накануне, отметить его одежду, даже если она проста, похвалить ребенка за любую, но «добрую» мелочь в его поведении:Сказал «Здравствуйте»незнакомому, уступил место, поделился игрушкой –это повышает значимость добрых поступков и самооценку воспитанника.

Наша группа зонирована по центрам деятельности в соответствии с ФГОС: имеется центр изодеятельности, речевого развития, двигательной активности, центр сюжетно – ролевых и развивающих игр, центр конструирования, экспериментирования, трудовой деятельности, патриотического воспитания, книги, музыкально – эстетический, математический уголок. Все центры оборудованы дидактическими играми, материалом для самостоятельной деятельности, который соответствует старшему дошкольному возрасту. Материал в центрах самый разнообразный - от советских игр (в которые дети играю т даже с большим интересом) до современных, который периодически обновляется, а также игр и пособия, сделанные своими руками. При организации самостоятельных игр мы стараемся предложить детям самые разнообразные виды игр и деятельности, занимаем их в разных центрах для исключения конфликтов. В группе предпочтение отдаем играм спокойным, малоподвижным, так как очень часто дети с нарушением речи имеют сопутствующие нарушения в виде гиперактивности, резких перепадов настроения, эмоциональной возбудимости. Обязательно привлекаем детей к работе за столами : раскрашивание, работа с трафаретами, шнуровке, вырезанию, оформлению подарков, сувениров для близких людей.

Кроме того, пребывание в логопедической группе -это обязательная коррекционная работа: различные виды гимнастик (пальчиковые, дыхательные, артикуляционные, работа над звуковой культурой речи, домашние задания – все это открывает новый мир дошкольнику, интересный и познавательный; мир, который делает его еще ближе к школе, а значит и к тому моменту «Когда я стану большим».

В своей работе мы стараемся максимально занять детей разнообразными видами деятельности - вспомним хотя бы пословицу: «Скучен день до вечера, коли делать нечего». А если есть еще и продукт его стараний! Всегда приятно даже взрослому увидеть результаты своего труда, не говоря уже о маленьком человеке: даже криво написанные буквы – уже шаг к победе.

Большое значение, по моему мнению, имеет то, что наша группа смешанная, то есть вместе находятся дети 1 и 2 –го года обучения. Наглядный пример «старших» товарищей играет определенную роль в адаптации как положительную, так и отрицательную. Более взрослые дети задают тон поведения: активно дежурят по столовой, занятиям, выполняют серьезные поручения воспитателя, помогают по группе – это дает стимул проявить себя воспитанникам 1-го года в хорошем смысле, подражая более старшим детям.

Особое место в данный период занимает знакомство с родителями: как правило, родители относятся очень настороженно к новым воспитателям, часто сравнивают с предыдущими, выдвигаю определенные требования, или, напротив, ждут какого - то чуда в преображении их детей. Большое значение в обоих случаях следует уделять индивидуальным беседам, в ходе которых стоит выяснить не только особенности ребенка, но и настрой родителей. Не надо бояться даже самых плохих родителей, иногда бывает простой разговор может стать шагом к налаживанию продуктивного сотрудничества. Чаще хвалите родителей при их детях за поделку, за костюм, за прикрученную вешалку, вручайте благодарственные письма – все это вызывает у детей чувство гордости за родителей, повышает авторитет родителей в глазах не только своего ребенка, но и других детей, способствует налаживанию диалога, доверительного отношения между воспитателем и родителем.

Новый этап в жизни дошкольника – это появление учителя – логопеда.

Для успешности коррекционной работы обязательно учитель- логопед включает сюрпризные моменты в свои занятия, а также мелкие поощрения на индивидуальных занятиях. Воспитатель выступает своеобразным проводником между учитель – логопедом и родителями, поэтому воспитатель просто обязан быть грамотным в области логопедических знаний, чтобы избежать двойных толкований и помочь ребенку как можно быстрее стать обладателем правильной красивой речи. Именно обладателем такой речи, потому что только в процессе систематического труда над собой ребенок получает речь без нарушений. И в этом огромная роль принадлежит нам, воспитатели логопедических групп.

Публикации по теме:

Адаптация детей к условиям детского сада Адаптационный период делится на 3 этапа 1. Подготовительный. Начинается за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. 2. Основной. Главная.

Адаптация детей к условиям ДОУ Собрание для родителей Адаптация детей к условиям ДОУ Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее.

Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ …Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте.

Адаптация детей раннего возраста к новым условиям жизни и воспитания в детском саду. Опыт работы Чем младше ребёнок, тем профессиональнее должен быть воспитывающий его взрослый, как родитель, так и специалист – педагог, психолог. К. Д.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Консультация для воспитателей. Подобрала материал для легкой адаптации детей в детском саду Адаптация детей раннего возраста к условиям.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы) Адаптация – это процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Детский сад - новый период в жизни.

Консультация психолога для родителей «Адаптация детей к условиям ДОУ» «Адаптация детей к условиям детского сада» Составила педагог – психолог МАДОУ «Детский сад №421 «Гармония» Закарян Л. О. Что же такое.

Отчет по самообразованию «Адаптация детей 2–3 лет к условиям ДОУ» Дорогие коллеги, предлагаю Вашему вниманию отчет по самообразованию по теме: "Адаптация детей 2-3 лет к условиям детского сада". Эта тема.

Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект Тема проекта: «Адаптация детей раннего возраста к условиям.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Адаптация детей с нарушениями речи к условиям логопедической группы (из опыта работы)
Опубликовано: 29 мая 2016 в 11:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Яблоки с узорами из семечек дыни» поделки к Яблочному Спасу
Уважаемые коллеги! Каждый год к Яблочному Спасу мы с детками своими руками украшаем яблочки. Мне приятно посмотреть какие были яблочки в прошлом году....
Конспект НОД по лепке в младшей группе «Мышки очень любят сыр».
Образовательные задачи: -учить передавать в лепке сходство и характерные особенности мышки; -закрепить приемы лепки туловища ( скатывания большого шара,...
Двигательные навыки
Двигательные навыки - это определенные функциональные образования, своеобразные формы управления движениями. К закономерностям формирования двигательных...
Планирование в средней группе с 13.08–17.08.2018 г по теме: «Что такое хорошо и что...
Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо». Цель: Развивать коммуникативные навыки детей, учить играть дружно, делиться игрушками, вежливо обращаться друг к...
НОД на тему: «Применение культурных практик в НОД»
«Применение культурных практик в НОД». Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. » А. С. Пушкин. Цель: расширить представление...