Семинар-практикум для родителей «Как заниматься с детьми дома»

Татьяна Бородина
Семинар-практикум для родителей «Как заниматься с детьми дома»

Тема: «Как заниматься с ребенком дома»

Форма проведения: семинар-практикум.

Аудитория: родители.

Количество участников: 6 родителей.

Задачи:

1. Расширить знания родителей о значимости логопедических занятий в домашних условиях.

2. Познакомить с правилами организации артикуляционной и дыхательной гимнастики дома.

3. Обучить практическому использованию разнообразных упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастики.

Ожидаемые результаты: родители познакомились с комплексами основных артикуляционных и дыхательных игр и упражнений, с игровыми приемам развития подвижности и координации органов артикуляции.

Информационно-техническое обеспечение: презентация «Артикуляционная гимнастика»,

Материалы и оборудование: зеркала, пособия по развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания, памятка «Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики», логопедические альбомы, тетради, книги.

Логика проведения:

-Здравствуйте, уважаемые родители! Рада вас видеть на нашем необычном семинаре. Меня зовут Бородина Татьяна Владимировна. Сейчас я расскажу о том, как можно научить детей правильно и красиво говорить.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Эффективность коррекционно-развивающей работы зависит от совместной деятельности логопеда и родителей. Это способствует скорейшему преодолению речевых нарушений у детей, и позволяет вам отследить положительную динамику развития речи своих детей.

Логопедическое домашнее задание — индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении) .

4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики, могут находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему).

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома.

1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны

выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки.

2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

3. Покажите правильное выполнение упражнения.

4. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши дети.

«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы). Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем губы и предлагаем ребенку сделать то же самое, а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло. В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращаем внимание на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую. Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем внимание, что потолок — это небо). Просим погладить небо языком. На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения). Вот и вся сказка о Веселом Язычке.

А теперь, уважаемые родители, предлагаю выполнить артикуляционные упражнения.

Далее рассказываю о правильном выполнении артикуляционных упражнений, демонстрируя соответствующую картинку, и зачитываю четверостишье. Родители выполняют упражнения. (Смотри презентацию).

«Часики»

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так!

Влево тик,

Вправо так.

Ходят часики – вот так!

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

«Лопатка»

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает.

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Окошко»

Рот приоткрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"

«Варенье»

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот

«Чистим зубки»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

«Заборчик»

Широка Нева – река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краёв и до десны.

Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Дудочка»

На дудочку губы положим,

И даже сыграть на ней сможем.

Ду-Ду-Ду.

Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

«Грибок»

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка,

Шляпа на макушке.

Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

«Маляр»

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок», двигаясь то зубов до горлышка.

«Бульдог»

За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.

«Печём блинчики»

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.

«Заводим мотор»

Описание: Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.

- На выполнение артикуляционной гимнастики вы потратите в день всего несколько минут, и это совсем не сложно. Незаметно, день за днем моторика органов артикуляции ребенка будет лучше, мышцы крепче и соответственно произношение звуков на более высоком уровне. Чем лучше развита моторика, тем быстрее протекает процесс постановки звуков.

Выполняя артикуляционную гимнастику, вы увидите, что сначала при выполнении детьми упражнений у них наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут более координированными.

Не надо говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу, выполнять движение. Лучше показать ребенку его сформированные умения, подбодрить.

Дыхательные упражнения.

Игры с ватными шариками и бутылочками, свечками и другими предметами.

“Надуй шарик”

Встать, прямо не напрягаясь. Для контроля, за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота, левую для контроля за движением ребер – положить сбоку, чуть выше талии. Сделать глубокий вдох через нос. Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара. Расслабить брюшной пресс.

(Повторить 3-5 раз)

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем;

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

“Листочки”

Как подул холодный ветер —

В воздухе осеннем полетели,

закружились осенние листочки.

Дети берут листочки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением листочков.

“Капельки”, “Снежинки”

Дети берут “тучки” с капельками (снежинками) на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением капелек, снежинок.

“Разгони ветерок”

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на указательный пальчик, “разгонять пальчиком ветерок”.

“Снег и ветер”

Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики “снег” и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на “снег”, как холодный зимний ветер. При этом “комья снега” должны медленно передвигаться к противоположному краю стола

“Фокус”, “Парашют”

Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа

Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

– Уважаемые родители! На этом наша практическая часть закончена. Помните о том, что выполняя гимнастику важно поддержать положительный эмоциональный настрой у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию обратить гимнастику в сказку.

Публикации по теме:

«Какую музыку нужно слушать дома с детьми?» Первая младшая группа Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая.

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!» Консультация для родителей. В настоящее время нарушается передача игровой культуры от поколения к поколению. Это связано прежде всего с.

НОД по реализации ОО «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) с детьми старшей группы «Дома на нашей улице» №1 Задачи: Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Учить передавать в рисунке различные дома, здания, расположенные.

Консультация для родителей: «Художественный труд — вместе с детьми дома» Все мы мечтаем, чтобы наши дети выросли творческими личностями, умными, трудолюбивыми, усидчивыми, старательными, Ведь им же скоро в школу.

Консультация для родителей «Как и чем заниматься с ребенком 4–5 лет в выходные дни» Возраст начиная с 4 лет – период активного и очень интенсивного развития детского организма. Ребенок растет «не по дням, а по часам». Он.

Организация игр логико-математического содержания с детьми дома «Организация игр логико-математического содержания с детьми дома». Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к логико-математическому.

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского дома ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского дома Выступление из опыта.

Родительское собрание «Игра как важнейшее средство воспитательно-образовательной работы с детьми в саду и дома» Протокол №2 Родительского собрания в подготовительной группе от 29.11.2013г. Тема: «Игра, как важнейшее средство воспитательно-образовательной.

Родительское собрание на тему «Дидактические игры своими руками для работы с детьми дома и в детском саду» Цель: познакомить родителей с дидактическими играми, сделанными своими руками для проведения, занятий так и для свободной деятельности детей.

Эссе «Счастье — заниматься своим любимым делом!» ЭССЕ «Счастье – заниматься своим любимым делом!» «… Счастье в труде плодотворном, Когда ты нашёл, что искал, Счастье – что самое доброе.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Как заниматься с детьми дома»
Опубликовано: 23 июня 2015 в 14:08
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Мастер-класс «Кукла в грузинском наряде»
Продолжаю работу над куклами в народных костюмах. Четвёртую куклу решила нарядить в грузинский наряд. Дивно музыка играла, Пела нежная свирель, Из...
Мастер-класс «Вязание крючком игрушки «Сорока-белобока»
Нет смысла убеждать кого-либо в том, что педагогический труд – дело, прежде всего творческое. Педагог, остановившийся в своем развитии, живущий старым...
Логопедическое пособие «Горошек»
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить: Наша речь состоит из предложений. Предложение - это законченная мысль. Предложения...