Лариса Хлюпина
Картотека игр народов Севера. Валей лаптейко — интересный ящичек
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из главнейших задач детского сада – физическое воспитание. Физическое воспитание предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений. (4).
Двигательные умения тесно связаны с двигательными качествами, основные из которых – ловкость, быстрота, сила, выносливость. Связь эта взаимная. Чем шире, богаче арсенал движений, тем легче ребенку добиться успеха в двигательной деятельности.
Быстрота движений, ловкость, сила, гибкость, выносливость имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений(4).
Публикация «Картотека игр народов Севера, Валей лаптейко — интересный ящичек» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры народов севера
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Народы севера
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июль 2021
Особенно продуктивно происходит развитие всех физических качеств в играх, а именно в подвижных играх. Игра сопровождает человека всю жизнь. А у каждого народа есть свои традиционные игры и для детей, и для взрослых, для женщин и для мужчин. Ни один из праздников не обходится без игр.
Для коренных жителей Крайнего Севера состязания и физические упражнения являются неотъемлемой частью их духовной культуры. Народные игры являются традиционным средством педагогики, в них отражается образ жизни людей. Их быт, труд, национальные устои и обычаи.
Народы Севера через игру воспитывают своих детей жизнестойкими, мужественными, приспособленными к суровым условиям обитания. Игра готовит ребенка к взрослой жизни, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствует развитию физических качеств.
Педагог, помогает старшим дошкольникам понять, что людей разных национальностей объединяет интерес к многонациональным культурам, искусству, дружба, взаимопомощь, уважение к человеку; что особенности жизни и труда людей зависят от природно-климатических условий (на севере распространено оленеводство, рыболовство, в южных степных районах преобладает коневодство, на юге выращивают хлопок и т. д. (10).
Сохранение и возрождение национальной культуры являются ныне одной из первостепенных задач. Овладение каждым человеком духовными богатствами родного народа содействует подлинному взаимопониманию между людьми разных национальностей, установлению между ними культурных контактов. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнать о традициях народа. Коренные жители испокон веков передавали своим детям традиционные севернее ремесла: охоту, рыбную ловлю, оленеводство. Вместе с ними зарождались и национальные игры.
Ненецкие игры являются элементом национально – регионального компонента, используются в учебно-воспитательной работе в дошкольных учреждениях НАО.
Из выше изложенного материала мы понимаем, что ненецкие игры носят оздоровительно-прикладную направленность, а также в играх представлены все виды движений: ходьба и бег на лыжах, бег, прыжки, метание предметов, лазание и др.
Ненецкие игры решают следующие задачи
1. Воспитательная - проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций. Не случайно эта функция стоит на первом место, так как это одна из главных и ведущих функций, из которой вытекают все последующие.
2. Обучающая - овладение национальными видами спорта; развитие умений и навыков, таких как, память, внимание, восприятие информации; развитие навыков владения родным языком. К этой функции можно отнести следующие игры: «Ловля «оленей», «Постановка чума» и др.
3. Развивающая - гармоничное развитие личностных качеств; развитие концентрации и жизненных сил, выносливости, ловкости, сноровки, которые необходимы тундровику. К этой функции можно отнести игры, перечисленные выше и такие как: «Метание колец или камней», «Тыранийко» или иначе ее называют «Нямдко» и др.
4. Коммуникативная - установление эмоционального контакта. Здесь можно выделить игры такие как: «Нгухукова — игра в куклы», «Парнэко» и др.
5. Развлекательная - отдых в свободное время, создание благоприятной атмосферы, азарт. Здесь можно выделить следующие игры: «Жужжалка»,«Волчок» (пэсько, «Игра в палочки», «Головоломки» (хобцо, пя хобцо) и другие(8).
Невзирая на то, что играм народов Севера в нашей научной и специальной литературе по физическому воспитанию уделялось мало внимания (считалось, что они потеряли актуальность в наши дни, тем не менее, сохранился уникальный вид традиционной физической культуры народов Севера — их игры. Поэтому и появился на свет «ВАЛЕЙ ЛАПТЕЙКО»- интересный ящичек.
Описание методического пособия «Валей лаптейко».
Методическое пособие «Валей лаптейко» с ненецкого означает - интересный ящичек.
Интересный ящичек представляет собой синюю коробку с ненецким орнаментом с различными карточками, которые знакомят дошкольников с ненецкими играми.
Интересный ящичек включает в себя следующие материалы:
1. 27 наглядных двухсторонних карточек. С одной стороны можно ознакомиться описанием ненецких игр и рассказом – былью для более доступного объяснения игры. С обратной стороны карточки изображение связанные с данной ненецкой игрой.
2. 7 карточек с размером А4 с изображением игр детей в тундре. Данные карточки можно использовать также при знакомстве с ненецкими играми. А также можно по данным карточкам составлять различные рассказы из жизни ненцев.
3. три двухсторонних карточки с ненецкими и коми считалками Считалки просты и несут много информации о народе, о животных.
4. одна двухсторонняя карточка с ненецкими загадками. Загадки очень самобытны и познавательны их можно загадывать детям при знакомстве и в ходе игры.
5. маски для игр
Цель данного пособия:
Знакомство детей с национальной культурой своей Родины, познание быта, культуры и традиций.
Задачи, которые решает данное пособие:
1. Овладение национальными видами спорта
2. Развитие память, внимание, восприятие информации
3. Развитие навыков владения родным языком
4. Развитие выносливости, ловкости, сноровки
Данное пособие можно использовать в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Количество детей – группа детей от 6 до 20 человек
Рекомендуемое помещение:
«Валей лаптейко», можно использовать, как и в игровой комнате и в качестве выносного материала для игр с детьми на прогулке.
Предполагаемые результаты при использовании пособия «Валей лаптейко»:
1. Формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края
2. Создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
3. Воспитание подрастающего поколения физически закаленным, психически стойким, выносливым, сильным, ловким, смелым, терпеливым, умеющим безболезненно переносить даже самые сложные условия Крайнего Севера
Список литературы
1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А. В. Запорожца, В. В. Давыдова. – М. : Просвещение, 1968.
2. Богун П. Н. Игра как основа национальных видов спорта: Пособие для учителей физического воспитания, воспитателей. – СПб. : Просвещение, 2004. – 95с.
3. Борисенко М. Г, Датешидзе Т. А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем. – СПб. : Паритет, 2002.
4. Вавилова Е. Н. Развиваете у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение,1981. – 96с.
5. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. ,2003.
6. Ломейко В. Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1 -10 классах. – Мн. : Нар. асвета, 1980. – 128с.
7. Лесграфт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста: В 2т. – Т. 1 – М., 1951; Т. 2 – М., 1952.
8. Макаренко А. С. Омоем опыте. М., 1956.
9. Образцова Т. Н. Подвижные игры для детей. – М. : ООО «Этрол», ООО ИКТЦ «Лада», 2005. – 192с.
10. Окотэтто Е. Н. Ненецкие подвижные игры в детском саду: Пособие для воспит. Дет. садов. – СПб. : Просвещение, 2002. – 75с.