Ирина Зябликова
Заседание Клуба заботливых родителей «Самостоятельность и самообслуживание в жизни ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Человек беспомощен до тех пор, пока ему есть на кого рассчитывать.
(Андре Моруа)
Задачи родителей и воспитателей
*сформировать новые умения и навыки, закрепить уже имеющиеся;
* воспитывать уважение к труду;
*умение своими силами достигать результата, развивать чувство удовлетворения от проделанной работы, уверенность в том, что если постараться, то многое можно сделать самому.
В детском саду дети участвуют в различных видах труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд. Мы подробнее остановимся на таком виде труда, как самообслуживание.
Публикация «Заседание Клуба заботливых родителей „Самостоятельность и самообслуживание в жизни ребёнка“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Самостоятельность – ценное и очень нужное качество. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Дети очень активны и часто стремятся выполнять действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать детей в этом.
Ребенок, умеющий сам себя обслуживать, хорошо чувствует себя в коллективе, у него больше времени для игр и общения со сверстниками. Естественно, дети неодинаково быстро усваивают правила и действия, которым мы их учим. Но у каждого ребенка при правильном воспитании вырабатывается стремление все делать самостоятельно.
И сегодня мы постараемся вам показать значимость этой проблемы, какими умениями и навыками должны овладеть дети, о том, какие условия необходимо создать дома, чтобы облегчить формирование у детей навыков самообслуживания.
Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания: умывание, снимание и надевание одежды в определённой последовательности, расстёгивание и застёгивание пуговиц, обуви, складывание одежды.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, наша с вами задача именно через игру научить детей самообслуживанию. Большое значение по формированию этих навыков является чтение и обыгрывание литературных произведений, потешек по теме.
Умывание
Учите детей:
мыть руки, засучивая рукава;
мыть лицо, не разбрызгивая воду;
правильно пользоваться мылом;
не мочить одежду;
сухо вытираться полотенцем,
без напоминания вешать его на отведенное место;
пользоваться расческой и носовым платком.
Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе умывания, потом покажите, как нужно «отжать» руки над раковиной, чтобы не забрызгать окружающих и пол.
Как можно больше на конкретных примерах учите детей делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные выводы: не завернул рукава, поэтому будешь ходить с мокрыми рукавами и т п.
Для того чтобы дети успешно овладели навыками умывания, необходимо дома создать условия: сделать подставку под раковиной, повесить детское полотенце соответственно росту ребёнка
Элементарные навыки поведения за столом:
Учите детей
правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой;
не крошить хлеб, не играть с едой;
пережевывать пищу с закрытым ртом;
не разговаривать с полным ртом.
Учите самостоятельности детей и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Так, обедая за одним столом с ребёнком, показывайте, как правильно есть, как держать ложку, предлагайте взять ложку так, как это делают взрослые.
В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.
Одевание
Учите детей
самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.).
Воспитывайте опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Не нужно непосредственно перед выходом из дома в спешке учить ребенка одеваться, это может обернуться стрессом. Выберите время для того, чтобы неторопливо одеться, спокойно рассказать и показать (возможно, не один раз) весь процесс и подождать, пока пыхтение малыша обернется успехом.
Подсказывайте ребенку, что зачем надевать.
Для многих детей запомнить последовательность одевания вещей может быть проблемой. Вы можете вместе с малышом изготовить плакат, на котором разместить изображения одежды в правильной последовательности. Это поможет ребенку быстрее запомнить. Кроме того, чтобы ребенок не перепутал где перед, а где спинка одежды, выбирайте одежду с кармашками или аппликациями спереди, так ребенку будет легче ориентироваться.
Учите детей последовательно и рационально выполнять действия. Объясните, например, что прежде чем надеть гольфы, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться, туфли надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались»; чтобы правильно надеть платье, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; куртку следует вначале разложить, а потом надевать, и т. д. Одновременно с объяснением покажите детям, как собрать гармошкой гольфы и правильно натянуть их, как определить перед платья (по пуговицам, по вороту и т. п.) и как правильно надеть его.
Все это поможет детям быстрее овладеть
необходимыми навыками одевания.
В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. Здесь важно все и в первую очередь удобная одежда и обувь детей.
На первое время лучше выбирать простую одежду: футболки без застежек, штаны на резинке. Когда же ваш малыш обучится премудростям застежек, можно одевать его во что угодно. И не нужно будет переживать
Необходимо и дома приспособить вешалку по росту ребенка, выделить полку в шкафу для его вещей, чтобы ребенок знал и мог подойти взять или положить ту или иную вещь.
Важно иметь ввиду тот факт, что воспитатели формируют элементарные навыки самостоятельности у детей, а дома родители часто не продолжают эту работу. Поэтому ребенку трудно подстраиваться под разные требования взрослых.
Достичь успеха в формировании навыков самообслуживания можно только в том случае, если мы будем одной командой.
Карта развития детей.
1. Правильно пользоваться ложкой, вилкой. Во время приёма пищи есть аккуратно, после еды пользоваться салфеткой, задвигать стул и благодарить.
2. Самостоятельно пользоваться горшком, контролировать мочевой пузырь, контролировать кишечник.
3. Самостоятельно мыть руки, лицо засучив рукава, не разбрызгивая воду. Самостоятельно пользуется расчёской.
4. Обращается за помощью к взрослому чтобы ему помогли одеваться и раздеваться. Знает, где хранится его одежда и обувь, приносит их туда. Может самостоятельно раздеваться, одеваться. Самостоятельно расстёгивать пуговицы, молнию, липучку. Своевременно пользоваться носовым платком.
4. Самостоятельно убирать игрушки, книжки, строительный
материал на определённое место.
Вместе мы многое сможем!