Наталья Седова
Конструктивно-модельная деятельность как основа развития творчества дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Назначение: Данный проект по конструированию может быть интересен воспитателям дошкольных учреждений, родителям детей дошкольного возраста.
Цель: Развивать самостоятельную творческую деятельность посредством использования разных видов конструкторов, сформировать знания и умения детей создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество, знать названия построек
Задачи:
Публикация «Конструктивно-модельная деятельность как основа развития творчества дошкольников» размещена в разделах
Развивать умение видеть конструкцию и анализировать ее основные части, их функциональные назначения, определять, какие детали больше всего подходят для постройки, как их целесообразно скомбинировать.
Развивать умение планировать процесс возведения постройки, преобразовывать готовую конструкцию через изменения или дополнения определенных элементов.
Закреплять навыки коллективной работы: умение договариваться с помощью жестов, распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом.
Привлекать родителей к участию в совместных мероприятиях: в конкурсе на лучшую совместную постройку «Строить из конструктора вместе веселей», в мастер-классе).
Актуальность: Ребенок - прирожденный изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности.
Актуальность проблемы организации деятельности по конструированию в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию уделяется мало. Конструирование в процессе обучения - средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательных интересов и склонностей дошкольников.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(ФГОС ДО) задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и
вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ.
На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его
развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.
Под конструктивно-модельной деятельностью принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов.
Она способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением. Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений. Таким образом, данная деятельность, несомненно, в общем умственном развитии ребёнка, поскольку способствует становлению важнейшего умственного действия – наглядного моделирования – основы образного мышления.
Особенность конструктивно-модельной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.
В процессе данной деятельности дошкольники обучаются планировать предстоящую работу, анализировать собственные действия, делать выводы, исправлять ошибки, составлять из отдельных частей целое, сравнивать и обобщать.
Конструктивно-модельная деятельность объединяет детей, приобщает их к коллективной работе, предоставляет возможность проявить находчивость, выдумку, договориться, помочь друг другу, воспитывает усидчивость, трудолюбие и терпение.
Однако в настоящее время недостаточно развит процесс организации конструктивно-модельной деятельности, в рамках которой происходит формирование и развитие наглядно-образного мышления.
Обязательным условием для организации данной деятельности является созданием развивающей предметно-пространственной среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как активность, инициативность, самостоятельность. Предметно–пространственная среда рассматривается, как фактор стимулирующий, направляющий и развивающий, в том числе и двигательную активность ребёнка. Участники:
- дети среднего дошкольного возраста
- родители воспитанников
- педагоги
Промежуточные результаты в течение года:
1. Различать основные формы строительного материала;
2. С помощью взрослого сооружать разнообразные постройки, используя большинство форм;
3. Самостоятельно разворачивать игру вокруг собственной постройки.
Необходимый материал: Конструктор с разнообразными способами крепления, например: «Лего-дупло», «Сотовый», «Магформерс»
Формы организации детского конструирования : (Л. А. Парамонова)
1. Конструирование по образцу
2. Конструирование по модели
3. Конструирование по доступным чертежам и наглядным схемам
4. Конструирование по теме
5. Конструирование по условиям
6. Каркасное конструирование
7. Конструирование по замыслу.
Ожидаемые результаты:
1. Ребенок создает конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию.
2. Применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы).
3. Стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора.
Продукты реализации проекта:
Разработка конспектов организованной образовательной деятельности «Дома бывают разные», «Микрорайон», «Транспорт», «Животные», «Зоопарк», «Роботы», «Военная техника», «Мосты», «Вот что я умею».
I Этап подготовительный:
Пополнение конструктивного уголка конструктором с разными способами крепления.
Подборка элементарных рисунков, фотографий, схем, чертежей, моделей.
Мотивация детей на конструктивную деятельность через чтение художественной литературы, рассматривание картин и беседы.
Чтение художественной литературы:
Стихи: К. Лукаш «Мне конструктор папа подарил», Т. Шатских «Про конструктор», В. Маяковский «Кем быть?», «Стройка».
Сказки: «Три поросенка», Н. Носов «Приключения Незнайки»
Рассказы: Н. Калинина «Кто у нас хороший», «Как ребята построили дом».
Рассматривание картин: «Как Мишка строил дом», «Мы строители», «Разве так играют».
II Этап основной :
Дидактические игры:
«Найди такую же деталь»;
«Запомни расположение»;
«Что изменилось?»;
«Выложи вторую половину»;
«Чья команда быстрее построит».
Совместная деятельность : Конструирование «Дома бывают разные», «Микрорайон», «Транспорт», «Животные», «Зоопарк», «Роботы», «Военная техника», «Мосты», «Вот что я умею».
Участие в конкурсе «Экология. Будущее города!»
III Этап заключительный:
Выставка детских поделок.
Создание альбома совместного детско-родительского творчества «Строить из конструктора вместе веселей».
Оформление фотовыставки «Наши любимые постройки из конструктора».
Планируемые результаты:
№ срок
Мероприятие Участники
1. сентябрь Выступление на родительском собрании с вопросом о
детском конструировании.
родители,
педагог
2. октябрь
Знакомство с программой Л. В. Куцаковой
«Конструирование и художественный труд в детском
саду»
Консультация для родителей : «Конструктивно-
модельная деятельность, как основа развития
познавательных процессов у младших дошкольников.
педагог
родители,
педагог
3. ноябрь Изготовление базовых схем для совместных и
самостоятельных строительных игр.
Продолжать изучение программы Л. В. Куцаковой
«Конструирование и художественный труд в детском
саду»
педагог
педагог
4. декабрь Привлечение родителей к изготовлению совместно с
детьми новогодних поделок и игрушек для украшения
группы.
родители, дети, педагог
5. январь Стендовая информация для родителей (Знакомство с
освоенными детьми схемами построек)
Привлечение родителей к сооружению снежных
построек на участке совместно с детьми.
родители,
дети
родители,
дети,
педагоги
6. февраль Привлечение родителей к сбору иллюстраций для
детского альбома «Какие бывают здания
и сооружения» (дома, башни, пирамиды, дворцы)
Родительская гостиная «Дошкольник и конструктор» родители,
дети
7. март Индивидуальные консультации для родителей : «Как
дома создать условия для конструирования из бытовых
предметов»
родители,
педагог
8. апрель Презентация по конструктивно-модельной деятельности воспитанников
педагог
9. май Выступление на родительском собрании с итоговым
вопросом по конструированию «Что нам стоит - дом
построить!»
педагог
родители
Используемая литература:
1. Куцакова Л. В. «Конструирование из строительного материала».
2. Лусс Т. В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Lego».
3. Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду».