Коррекционно-логопедическая работа с неговорящими детьми

Светлана Гриценко
Коррекционно-логопедическая работа с неговорящими детьми

Муниципальное образовательное учреждение № 34 г. Мурманска

Учитель-логопед: Гриценко С. Э.

Слайд:

Уважаемые коллеги,представляю вам тему моего выступления:

«Коррекционно-логопедическая работа с неговорящими детьми"

Слайд:

В моей практике есть опыт работы с детьми с ЗРР.

В начале обучения, после диагностического исследования,на этого ребёнка я пишу индивидуальный маршрут. Направление работы с неговорящими детьми представлены на слайде.

Слайд:

Неговорящий ребёнок-это особый ребёнок,и поэтому я соблюдаю основные принцы общения с такими детьми,

Слайд:

придерживаюсь методических рекомендаций при проведении игровых занятий.

Слайд:

Перед тем как начать занятие, я устанавливаю эмоциональный контакт с ребёнком, чтобы ребёнок раскрепостился, снял телесные зажимы, почувствовал эмоциональное благополучие. В этом мне помогают коммуникативные игры – приветствия (программа Е. В. Рыбак).: «Давай познакомимся», «Давай поздороваемся» (носиком, ладошками, «Цветные дорожки» и т. д. такие игры позволяют мне быстрее наладить готовность к общению, формируют у моего воспитанника доверительное отношение ко мне.

Слайд:

Коррекционно-логопедическую работу с ребёнком с ЗРР я начинаю с развития его высших психических функций: внимания, памяти и мышления. Эту работу строю на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Выбирая игровые задания, я осуществляю дифференцированный подход, учитываю возможности ребёнка, предусматривая «зону ближайшего развития ребёнка». Создана картотека игр на развитие ВПФ. («Чудесный мешочек», «Выбери правильно формы предметов» и т. д.)

В своей работе я активно использую интерактивный стол,где собраны игры на разный возраст детей :«Покажи какой картинки не было», «Найди и покажи» т. д.

Слайд:

В тесной взаимосвязи с развитием ВПФ осуществляется сенсорное воспитание. Использованные мной дидактические игры направлены на совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности. В результате такой систематической работы по сенсорному воспитанию ребёнок учится выделять и учитывать цвет, форму, величину (показывая жестом), дети учатся группировать в соответствии с образом предметы по таким же свойствам, соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине. Развивается слуховое восприятие, слуховая память. В играх «Кто подал голос» ребёнок показывает домашнего животного, чей голос он услышал, «Весёлый геометрик», «Гусеница», «Какой музыкальный инструмент звучал?» показывает какой музыкальный инструмент прозвучал такие игры активно пополняют и пассивный словарь ребёнка.

Слайд:

Нельзя недооценить работу по развитию органов артикуляции и дыхания в работе с неговорящим ребёнком. Используя артикуляционную и дыхательную гимнастику в работе с ребёнком, вырабатываются чёткие и согласованные движения органов артикуляции и дыхания. С помощью артгимнастики я развиваю у ребёнка подвижность языка, подвижность губ, щёк – всё это важно для правильного произнесения звуков в дальнейшим. При отборе материала для артгимнастики, мной соблюдается принцип последовательности (от простого к более сложному). Все артикуляционные упражнения ребёнок выполняет перед зеркалом в игровой форме. («Улыбка», «Хоботок», «Блинчик», «Месим тесто» упражнения для развития речевого дыхания «Бабочка», «Пароход гудит» и т. д.) помогает развивать правильное речевое дыхание. Использование баночек, стаканчиков, крышечек помогает выработке правильной воздушной струи, которая формирует и проходит через желобок по серединке язычка, что в дальнейшем сыграет неоценимую помощь в постановке свистящих звуков.

Слайд:

В своей практике я использую логопедические массажи. В начале логопедической работы, чтобы не пугать ребёнка зондами я применяю логопедический массаж ложками. Имею сертификат, прошла обучение по применению классического массажа, массажа зондами и логопедического массажа ложками (на семинаре О. И. Крупенчук).

Я считаю массаж одним из наиболее действенных способов коррекции речевых расстройств. В логопедической работе массаж - часть комплексной работы по коррекции,массаж ускоряет развитие органов речевого аппарата в 4-5 раз! Совместно с ребёнком мы выполняем массаж с ложками под чтение стихов. Стихи, как ритмически организованная речь, способствуют формированию чувства ритма у ребёнка и являются одним из способов коррекции нарушений слоговой структуры. Примеры таких стихотворений можно взять в специальной литературе.

Слайд:

Необходимо обеспечить и полноценное моторное развитие ребёнка. Многие игровые упражнения на развитие общей моторики я провожу под музыку, в этом мне помогают логоритмические игры и упражнения Екатерины и Сергея Железновых. Использование такого музыкального материала разнообразят мои логопедические занятия. Чёткая речевая инструкция и сопровождение движений песенками развивает темпо-ритмическую сторону речи, улучшает понимание речи, обогащает словарь, а также использование таких музыкальных игр создаёт положительный эмоциональный фон. В развитии ручной (мелкой) моторики я использую мячики-ёжики, резиночки к играм ДИНГ-рин,работа с трафаретом.

Слайд:

пальчиковые игры, шнуровка,счётные палочки для выкладывания и занятие с «геометриком»- всё это оказывает благоприятное воздействие на развитие речи ребёнка с ЗРР.

Слайд:

Первые звукокомплексы и слова, которые учится произносить ребенок, состоят из так называемых «звуков видимой артикуляции». На занятиях я учу ребенка воспроизводить отдельные звуки, слоги, слова. Это звуки, в образовании которых принимают участие губы и зубы, – [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д]. На первых порах я предлагаю ребёнку повторить первые слова состоящие из двух одинаковых слогов. Слова хорошо знакомые ребенку, состоят из перечисленных звуков (мама, папа, баба, би-би, ту-ту,, ав–ав, ду-ду, там-там,тук-тук и т. д.).

Слайд:

И на помощь в такой важной и очень трудной работе приходит детская игровая мультипликация. Сначала ребёнок взаимодействуем с предметами, я стараюсь вызывать у ребёнка звукоподражание шума транспорта, шума природы или звукоподражание домашних животных. После того как ребёнок научился воспроизводить звукокомплексы, можно разнообразить работу и снять игровой мультфильм, где ребёнок может сам его озвучить. Это огромный стимул для такого ребёнка, в дальнейшем это позволит стать прорывом в его речевом развитии.

Слайд: МУЛЬТФИЛЬМ

Слайд:

Когда ребёнок начинает осваивать фразовую речь, я его включаю в коллективное озвучивание мультфильма, где ребёнок с ЗРР совместно другими детьми принимает активное участие в создании мультфильма, являясь его и художником и мультипликатором.

Слайд: МУЛЬТФИЛЬМ

Слайд:

Огромное значение имеет взаимодействие с родителями такого ребёнка. Родителей я консультирую, помогаю практическими советами, рассказываю как общаться с неговорящим ребёнком :

Рекомендую совершенствовать понимание речи, использовать в общении с ребёнком многоступенчатых инструкций: возьми куклу и дай ее мне и (положи книгу и возьми мяч; т. д.).

Беседуя с родителями, я говорю о том, что в общении с таким ребёнком целесообразно использовать насыщенную эмоционально-волевыми интонациями побудительную форму речи. («Дай мне мячик», «Где ляля?», «Давай играть?», «Баба, дай мяч» (просьба, побуждение, обращение-вопрос).

Направляю усилие родителей чтобы они стимулировали ребёнка на произнесение простых слов, а затем уже простых фраз. Специально для родителей я создала интернет журнал «Логопедяшки», где можно посмотреть рекомендации логопеда с практическим фото- и видео- материалом.

Слайд:

Особенность работы с детьмис ЗРР предусматривает:

-Это создание предметной среды, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей раннего возраста;

-Это организация предметно-развивающей среды, которая соответствует возрастным потребностям детей;

-Это и коррекционная работа, которая должна быть направлена на предупреждение и максимальную коррекцию отклонений в речевом развитии;

- Повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков.

Слайд:

Публикации по теме:

Логопедическая работа с детьми в детском саду Целью логопедической работы с детьми в детском саду является развитие речи, коррекция ее фонетических и фонематических недостатков, формирование.

Коррекционно-развивающая работа по развитию речи с детьми раннего возраста Доклад Коррекционно-развивающая работа по развитию речи с детьми раннего возраста Воспитатель: Смирнова Татьяна Юрьевна.

Занятие по формированию речевой активности «Игры с неговорящими детьми» Игры с неговорящими детьми Формирование речевой активности Игра «Солнце-дождик» Цель: формирование речевой активности, активизация повторения.

Консультация для педагогов «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ФФН у дошкольников» Консультация для педагогов: «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ФФН у дошкольников» Составила: Учитель-логопед Пальмова.

Коррекционно-профилактическая работа с детьми 3–4 лет Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с нарушениями речи в возрасте 2 – 4 лет. В связи с.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей очень важно, что в последние годы меняется отношение к детству, провозглашается.

Коррекционно-развивающее занятие по теме «Звуки [Д], [Д’]. Буква Д» (подготовительная логопедическая группа) Занятие. Звуки Д, Дь. Буква Д. [/b] /подготовительная логопедическая группа/ - развитие фонетико-фонематической стороны речи и лексико-грамматических.

Консультация «Логопедическая работа с безречевыми детьми» Логопедическая работа с безречевыми детьми. Безречевые дети - это дети у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение,.

Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами Аннотация. Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, осложненные стертой дизартрией.

Основные направления коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в ДОУ. Работа с детьми с ТНР В последние годы заметно увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Изучаем цвета
  • Космос
Автор публикации:
Коррекционно-логопедическая работа с неговорящими детьми
Опубликовано: 1 ноября 2018 в 15:13
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 августа. День железнодорожника

Одному из самых быстрых и безопасных видов транспорта посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям о железной дороге и людях,...

1 августа. Праздник звездопада на МААМ

Наступил период «падающих звёзд», когда это удивительное явление природы можно наблюдать невооружённым глазом. Если, конечно, погода стоит ясная, и звёздное небо не мешает наблюдать яркий свет ночных...


Горячие темочки