Консультация «Логопедическая работа с безречевыми детьми»

Людмила Ярошенко
Консультация «Логопедическая работа с безречевыми детьми»

Логопедическая работа с безречевыми детьми.

Безречевые дети - это дети у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет коррекционную работу с ними.

К безречевым следует отнести детей с различными задержками психического развития, в том числе недифференцированными, моторной и сенсорной алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличам, нарушением слуха, анартрию (тяжёлая степень дизартрии). Их объединяют отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность в поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощенность – все, что мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.

У безречевых детей нередко отмечается неврологическая симптоматика: перинатальная энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция, синдромы гипо- и гипервозбудимости, гипертензионно – гидроцефальный и церебрастенический синдромы. Для них характерны: снижение психической активности, внимания, памяти; недостаточность целенаправленной деятельности; симптомы поражения ЦНС, имеющие регредиентный характер; периодические кризы, проявляющиеся в приступах плача, рвотным рефлексом, беспокойном поведении.

Родителям порой бывает трудно решить, насколько такой ребенок нуждается в особом внимании, что у него преобладает – неумение или нежелание использовать свои речевые возможности. Участие логопеда в данном случае необходимо для оценки неговорящего ребенка и помощи ему. В этом случае важно не упустить ранний возраст ребенка, что поможет сформировать у неговорящего не только азы общения, но и развить психические функции, личность в целом, способность его интеграции в окружающий мир.

В настоящее время имеется широкий выбор отдельных пособий и наглядного материала для логопедов и родителей, в том числе и для работы с безречевыми детьми. Однако многие из них оторваны от реальных особенностей неговорящего ребенка. В некоторых из них недостаточно четко показана соотнесённость предлагаемых форм, методов, этапов коррекционного обучения с режимными моментами и спецификой общения с неговорящим дошкольником.

Многие родители неговорящих детей, неправильно ориентированные подобными материалами, верят в исключительно благоприятное влияние различных новшеств и приемов (зондовый массаж, многократное повторение речевого материала, использование пальчиковой гимнастики).

Пальчиковая гимнастика, способствует развитию мелкой моторики, что важно для формирования письма и может использоваться как вспомогательное средство в работе с безречевыми детьми. Однако развитие пальцев еще не стимулирует развитие языка, вербальную (устную) речь необходимо формировать в чистом виде.

Лечебная физкультура и логопедический массаж – часть комплексной коррекционно-развивающей работы и нужны при определенных нарушениях речевого развития детей.

Зондовый массаж с использованием специальных приспособлений часто проводится без учета нейрофизиологических особенностей безречевых детей и поэтому в равной степени он может принести как пользу, так и вред.

Роль повторения в нормальном онтогенезе незначительна, любой ребенок усваивает материал активно, поэтому для развития речи следует создавать ситуацию, а не просто повторять заученный материал.

Формирование собственной речи, правильное эмоциональное развитие безречевого ребенка, воспитание желания и потребности общаться с педагогом, родителями и сверстниками должно стать основой занятий.

Очень значимо для безречевого ребенка развитие личностных качеств – доброты, терпения, внимания, усидчивости, умение подчинятся требованием взрослых. Неговорящий ребенок должен вовлекаться в общение не только на специально организованных занятиях, но и в режимных моментах, на прогулке, в игре, чтобы полученные умения не были «пассивным багажом», а обеспечивали основу для успешного обучения.

Обследование безречевых детей нужно строить как совокупность взаимосвязанных приемов, заданий, использование которых позволит выявлять их индивидуальные особенности.

Диагностику безречевых детей следует проводить с учетом следующих принципов:

- комплексного подхода (дает возможность прогнозирования коммуникативного и речевого, вербального развития);

- системного структурно-динамического изучения психического развития (позволяет повысить эффективность психолого-педагогического изучения в целом);

- качественного анализа структуры дефекта (предоставляет материал для оценки деятельности);

- целостного анализа психического развития ребенка (позволяет вскрыть соотношения между первичным и вторичным дефектом).

Логопедическое обследование безречевых детей должно носить комплексный характер. Условно его можно разделить на три части.

1 часть – изучается понимание речи, обследуются состояние импрессивной речи, слуховое внимание и фонематическое восприятие.

Цели:

- выявить особенности фонематического восприятия речи и понимания смыслового содержания звукового потока – семантический и эмоциональный смысл;

- уточнить наличие готовности ребенка к общению, тенденции к совершенствованию языковой системы.

2 часть – изучаются неречевые функции.

Цели:

- определить особенности сенсомоторного и тактильного восприятия, способность к целенаправленной деятельности, степень концентрации внимания на объекте;

- в составе этих функций выделить специфические компоненты.

3 часть - изучаются невербальные компоненты коммуникации.

Цели:

- выявить непроизвольные реакции и жесты, используемые в невербальном общении;

- изучить актуальные и потенциальные возможности развития общения ребенка, степень спонтанности и приобретения навыков общения.

Логопедическая работа с безречевыми детьми строится с учетом данных общей педагогики, дефектологии и логопедии, и дидактических принципов:

- комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений;

-максимальной опоры на полимодальные афферентации, на различные анализаторы (зрительный, кинестетический, двигательный);

- опоры на сохранные звенья нарушенной функции, на непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых, компенсаторных началах;

- поэтапного формирования умственных действий, при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности;

- учета зоны ближайшего развития, при котором выполнение заданий можно с дозированной помощью со стороны логопеда;

- усложнение материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;

-онтогенетический, учитывается последовательность формирования коммуникативной деятельности и ее составляющих в онтогинезе;

-функционально-семантический, согласованность предметных и речевых действий логопеда и ребенка – в роли комплексных познавательных и языковых ориентировок.

Исходя их принципов экспериментального обучения, необходимо подобрать и систематизировать языковой, речевой, игровой и дидактический материалы.

В логопедическую работу с ребенком нужно включать родителей на правах участников коррекционного процесса. Их необходимо информировать о результатах обследования, ближайших и перспективных целях коррекции.

С родителями должна проводиться предварительная работа по разъяснению значимости развития личностных качеств дошкольника – доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям – как для адаптации самого ребенка в целом, так и для результативности логопедической работы.

Крайне важно, чтобы у родителей сформировалось правильное отношение к дефекту ребенка, принимались пути его преодоления, создавались условия для общения с ним.

В коррекционной работе реализуется деятельности подход, предполагающий включение детей в разные виды игровой деятельности, различные по содержанию, сложности, степени социального опосредования.

Учитель-логопед МБДОУ № 118

Ярошенко Л. Ю.

Публикации по теме:

Логопедическая работа с детьми в детском саду Целью логопедической работы с детьми в детском саду является развитие речи, коррекция ее фонетических и фонематических недостатков, формирование.

Консультация для педагогов «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ФФН у дошкольников» Консультация для педагогов: «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ФФН у дошкольников» Составила: Учитель-логопед Пальмова.

Консультация для родителей «Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях» Консультация для родителей "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях" В настоящее время в России насчитывается более 2 млн.

Консультация «Индивидуальная работа с детьми в ДОУ»Консультация «Индивидуальная работа с детьми в ДОУ» Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им.

Консультация «Логопедическая документация» Для успешной результативной работы логопеду необходимо владеть умениями правильно и грамотно вести документацию. Это позволит эффективно.

Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи На важность и необходимость своевременного формирования фонематического восприятия у детей с речевой патологией указывали многие отечественные.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Логопедическая работа по профилактике речевого недоразвития у детей раннего возраста 1. Актуальность темы Ранний возраст является самым благоприятным в развитии человека. Необходимость мер по ранней диагностике и коррекции.

Подъязычная уздечка. Что это такое? Как с этим быть? Логопедическая работа с детьми Подъязычная уздечка. Что это такое? Как с этим быть? Чтобы найти подъязычную уздечку, нужно открыть рот, поднять язык вверх и обнаружить.

Стимуляция речевого общения в коррекционно-воспитательной работе с безречевыми детьми Статистические данные, проведенные в начале года, о составе детей, посещающих наше учреждение, свидетельствуют о значительном увеличении.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Консультация «Логопедическая работа с безречевыми детьми»
Опубликовано: 27 августа 2018 в 19:14
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 сентября. Выставка аппликаций из бумаги, сложенной «гармошкой»

Бумага – тот материал, с которым мы встречаемся ежедневно. Газеты, книги, бумага для творчества и хозяйственных нужд – все это делают на целлюлозно-бумажном производстве. А ведь когда-то бумажные листы...

17 сентября. День «Неопалимой купины»

«Неопалимая купина» – такое название конкурсов рисунков и поделок на противопожарную тематику стало уже давно привычным. Оно произошло от библейского предания о пылающем, но не сгорающем кусте, из...

Фотоочерк «День космоса на МAAM» (из опыта рабыты)
Добрый вечер, дорогие коллеги и друзья МААМовцы! Предтавляю вам небольшой фотоотчерк из опята работы по теме КОСМОСА! Увидела , что 17 сентября объявлен...
Фольклор русского народа. Сказки волшебные и бытовые (часть 2)
В некоторых сказках особенности героев раскрываются не сразу: в глазах других персонажей он может вначале представляться иным. Иван-царевич —герой самых...
Конспект занятия в группе предшкольной подготовки «Я пойду в школу. Складываю и вычитаю»
Предмет: ФЭМП Класс: предшкольная подготовка ФИО учителя: Бауман Н. А. Тема УМК Я пойду в школу. Складываю и вычитаю. Тема раздела 4. Математическое...