Лучший педагог года

Конспект НОД «Коренные народы Сахалина, их традиции»

Екатерина Калачёва
Конспект НОД «Коренные народы Сахалина, их традиции»

Ход НОД

Организационный момент. Дети встают в круг и начинают занятие с приветствия «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, тонкий тополек!

Мы живем на Сахалине -

Этот остров есть в России!

Воспитатель: Ребята, как вы уже догадались, сегодня я хочу поговорить с вами о нашем острове. Как называется остров, на котором мы живем, наш город?

Дети: Остров Сахалин, город Южно – Сахалинск.

Воспитатель: Ребята, Сахалин – край многонациональный, рядом с нами живут народы разных национальностей. (Слайд 2)

Публикация «Конспект НОД „Коренные народы Сахалина, их традиции“» размещена в разделах

Назовите, какие национальности вы знаете?

Дети: русские, армяне, корейцы, нанайцы и т. д

Основная часть.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о коренных малочисленных народах Сахалинской области, которые первыми стали жить на Сахалине - Нивхи, ороки (уильта).

Воспитатель: Нивхи - небольшой народ, населяющий остров Сахалин, нивхи в переводе означает «человек». Жили нивхи зимой в зимнем жилище «то - раф», похожем на полуземлянку деревянного строения, покрытое дерном с длинным входом. Зимние жилища строили на некотором расстоянии от берега, в местах, защищенных от ветра, ближе к тайге для удобства охоты. (Слайд 3)

Когда наступало лето, Нивхи переселялись в летние жилища «ке - раф», их строили на сваях по берегам и устьям нерестовых рек и на морском побережье. (Слайд 4)

Жили они небольшими группами. В семье жили родители и их сыновья, престарелые родичи или сироты. Жили они все дружно, помогая и заботясь, друг о друге. Хозяйство велось сообща: имелись общие орудия промысла, нарты, собаки, жилые и хозяйственные строения. (Слайд 5)

- Они занимались ловлей нерпы и сивуча, охотой на медведя, оленя, пушного зверя, сбором лесных ягод, орехов, рыболовством. (Слайд 6)

Физминутка: нивхская игра «Ручейки, реки, озера»

Звучит музыка в высоком регистре – это побежали ручейки.

Дети, сложив ладони и вытянув руки перед собой, быстро бегают по одному.

Звучит музыка в среднем регистре – это реки широкие.

Дети, цепляясь друг за другом, бегают в колоннах.

Звучит музыка в низком регистре – это озера глубокие.

Дети выстраивают несколько кругов по 5-6 человек.

Воспитатель: Другие самые малочисленные коренные народы Сахалинской области – это ороки (уилъта). (Слайд 7)

А вот от какого слова произошло название этого народа, вы отгадаете сами, разгадав народную загадку:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко.

Дети: Олень.

Воспитатель: Молодцы! Название коренного народа произошло от слова – олень.

Я предлагаю вам поиграть в игру «У оленя дом большой» (дети встают в круг и повторяют движения с увеличением скорости)

У оленя дом большой.

Он глядит в свое окно.

Заяц по лесу бежит.

В дверь к нему стучит.

Тук-тук дверь открой

Там в лесу охотник злой.

Заяц, заяц забегай.

Лапу мне подай.

Воспитатель: Ороки, так же как и нивхи занимались охотой, рыболовством, сбором ягод и оленеводством. Олень был для них транспортным животным, источником пищи и сырьем для изготовления одежды и обуви. (Слайд 8)

Ороки представляют собой единый народ, имеющий свою общую национальную культуру. В бытовой и духовной культуре коренные народы сохраняют как современные, так и древние обычаи и традиции. Древним рыболовам и охотникам было свойственно одушевлять окружающий мир, то есть представлять явления природы (ветер, море, лес) живыми. Такое отношение к природе и окружающему миру нашло свое отражение в обрядах и поверьях. Одним из самых могущественных духов считался хозяин моря. С глубокой древности рыболовство занимало и занимает поныне важное место в традиционной жизни малочисленных народов Севера. Их жизнь во многом зависела от удачной путины. Путина обязательно начиналась с обряда «Кормления духа - хозяина воды». (Слайд 9, 10)

И сейчас ежегодно перед летней путиной проводится праздник-обряд «Кормление духа - хозяина моря». Ритуальный обряд проводят уважаемые люди - старейшины из числа коренных народов Севера. Они бросают в воду из корытца разные кушанья, упрашивая «хозяина воды» пригнать в сети как можно больше рыбы.

- Ребята, а вы знаете, какую рыбу ловят на нашем острове?

Дети: горбушу, кету, корюшку, красноперку, кунжу, камбалу.

Воспитатель: А вы ходили когда–нибудь на рыбалку? Если нет, то сейчас мы с вами отправимся ловить рыбу.

Подвижная игра «Удачный улов».

В начале игры одного участника выбирают «рыбаком». Остальные «рыбки». «Рыбак» гоняется за «рыбой». Пойманная «рыба» берет «рыбака» за руку и тоже становится «рыбаком». «Невод» «рыбака» начинает разрастаться, и, в конце концов, в нем оказывается вся «рыба».

Заключительная часть.

Рефлексия: Ребята, о чем мы сегодня говорили?

С какими народами крайнего севера мы познакомились на занятии?

Как переводится название северного народа Нивхи?

Какой праздник любили отмечать Ороки?

Молодцы! Вы были внимательными, доброжелательными и активными.

Посмотрите, сколько разных народов живет на нашем острове Сахалин. Все они разные со своими обычаями и традициями. И чтобы наш родной Сахалин развивался и процветал нам всем необходимо жить в мире и дружбе, а значит уважать и сохранять традиции друг друга. (Слайд 11)

Прикреплённые файлы:

pril_i63hp.pptx | 1579,2 Кб
 
Публикации по теме:

«Загадочный народ». Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе по теме «Народы России» Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России Задачи: формировать у детей уважительное, дружелюбное отношение.

Конспект НОД по познавательному развитию «Русские традиции» во второй младшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Русские традиции» во второй младшей группе Цель: Формировать знания и представления о гостеприимстве и традиции чаепития. Задачи: Познавательные: Знакомить детей с русским народным.

Конспект НОД «Промыслы и традиции Кубани» в старшей группе Цель: Познакомить детей с промыслами и традициями Кубани Программные задачи : 1. Начать знакомство детей с народными ремеслами и промыслами.

Конспект совместной деятельности педагогов с детьми на основе лэпбука «Народы Удмуртии» для детей старшей группыКонспект совместной деятельности педагогов с детьми на основе лэпбука «Народы Удмуртии» для детей старшей группы Воспитатели: Буркова Анна Вячеславовна, воспитатель высшей категории Смирнова Ирина Вячеславовна, воспитатель высшей категории г. Ижевск,.

Конспект занятия в средней группе «Народы Приамурья» Конспект НОД Тема: «Знакомство с народами Приамурья» (средняя группа) Задачи: Формировать представление детей о народах, проживающих.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Национально-культурные традиции народов России» Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Национально-культурные традиции народов России» Цель занятия: сформировать представление детей.

НОД «Быт и традиции русского народа»НОД «Быт и традиции русского народа» Конспект НОД во второй младшей группе по познавательному развитию «Быт и традиции русского народа» Автор: воспитатель МАУДО «Детский сад.

НОД по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Какие народы живут в России» Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к.

НОД «Русские традиции» Цель: Расширение представлений детей об окружающем мире. (Дать представление детям о работе в крестьянском быте, о народном промысле). Знакомство.

Фотоотчет о проекте «Семейные традиции как средство сохранения ценности семьи. Традиции празднования Масленицы»Фотоотчет о проекте «Семейные традиции как средство сохранения ценности семьи. Традиции празднования Масленицы» Масленица - один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование его длится семь дней. Каждый день недели имеет свое название. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Коренные народы Сахалина, их традиции»
Опубликовано: 9 сентября 2018 в 12:54
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД