Лидия Булатовна Бастан
Критические дефициты в трудовом воспитании дошкольников. Вызовы современности
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд № 1,2 Доброго времени суток, представляем вашему вниманию опыт работы по теме: «Критические дефициты
в трудовом воспитании дошкольников. Вызовы современности».
Самообслуживание и детский труд в старшем
дошкольном возрасте. Организация дежурства по столовой.
Секреты успеха.
Слайд № 3
Я трудился не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от труда!
Публикация «Критические дефициты в трудовом воспитании дошкольников, Вызовы современности» размещена в разделах
В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.
Слайд № 4,5 В современных темпах жизни родители зачастую не дают детям самостоятельности, не привлекают детей к совместному приготовлению пищи, не поручают (не доверяют) накрывать на стол и убирать, мыть посуду после приема пищи, как следствие отсутствие у детей желания самостоятельно выполнять трудовые поручения и действия, связанные с организацией приема пищи (сервировка стола, элементарное приготовление пищи, уборка посуды, столов и т. д.) Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса.
Во ФГОС ДО, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155, трудовое воспитание обозначено как одно из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду.
Слайд №6 Дежурства - более сложная форма организации труда детей, это первые обязанности дошкольников. Дежурства требуют от детей достаточно сформированной самостоятельности и предполагают обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Обязанности дежурных усложняются постепенно. Таким образом, несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей
Слайд № 7
Трудовая деятельность, предлагаемая детям, должна быть им интересной и привлекать процессом действий, будущим результатом, игровыми моментами. Немаловажное значение имеет предвосхищающая оценка педагога, который выражает уверенность в возможностях детей и успехе. Очень важно создать в процессе деятельности детей эмоциональную обстановку, вызвать радость детей от их работы, поощрять проявления инициативы и способность преодолеть возникшие трудности.
Необходимо оформить уголок дежурства. Лучше оформлять его вместе с детьми. Оформлять можно по-разному в зависимости от фантазии и умений воспитателя и детей. Вместе с детьми нужно отмечать ежедневно кто, где и когда дежурил. Используются фотографии детей, картинки, кармашки и т. п. В уголке дежурства обязательно должны быть халаты, косынки, колпачки, нужно иметь также тряпочки, Со средней группы по столовой дежурят одновременно до 4 детей; каждый ребенок накрывает один стол - это ему по силам. Дежурные меняются ежедневно, по очереди. Постепенно дети запоминают очередность дежурств и приучаются сами следить за порядком. В этих целях вводятся карточки дежурных с изображением маркировки (закрепленной за каждым ребенком).
Слайд № 8- 16 В уголке нашей группы «Приятного аппетита» расположены:
• На магнитном стенде схемы «Сервировки стола», «Последовательности дежурства», меню на день, «Сегодня дежурят», «Правила пользования столовыми приборами» и др.
• Фартуки и колпаки для дежурных, щеточки с совочками для сметания крошек со столов
Также рядом с уголком располагаются дидактические игры, альбомы с картинками, картотеки на темы «Столового этикета»
Слайд №17-22 Секреты успеха трудового воспитания дошкольника, заключаются в систематическом планировании и организации режимных моментов. Ежемесячно мы проводим конкурс «Самый лучший помощник», также проводятся занятие со всей группой на темы: «Столового этикета». Еженедельно проводятся в старшей группе беседы о дежурствах, просмотр виде о дежурстве, наблюдения за трудом помощника воспитателя, повара, презентации. Ежедневно организуется сам процесс дежурства по столовой. Дети 6-7 лет уже должны понять, что каждый из них по очереди выполняет работу для всей группы в целом, заботится о товарищах и вместе с тем учится обходиться без помощи взрослых там, где возможно. Таким образом, фиксируется внимание детей на развитии самостоятельности, обслуживании коллектива группы и ответственности за порученное дело.
В порядке систематического контроля и приучения детей к ответственности за дежурство полезно практиковать такие, например, занятия, как рассказы детей или беседы на тему: «Как мы дежурим по столовой».
Подобные занятия помогают детям лучше осознать содержание и значение данного вида дежурств.
Старшие дети должны быть приучены к самостоятельному выполнению дежурства по столовой без напоминания и показа воспитателя. Они быстро запоминают очередность дежурства, работают старательно и аккуратно. Дежурные первые умывают утром руки и идут накрывать на стол к завтраку: им можно разрешить раньше других уйти с прогулки для выполнения этой работы перед обедом.
Изучаем профессии повара и помощника воспитателя. Которые трудятся во благо.
Просматриваем альбомы и схемы.
Слайд №23 Дежурство дошкольников по столовой
Этот вид дежурства организуется с начала года. Первое время в обязанности дежурных входит накрывание стола к завтраку и обеду; затем дети уже готовят столы к полднику и ужину, убирают посуду после еды на раздаточный стол и, наконец, раздают вместе с няней второе и третье блюдо (первое блюдо дети не раздают из гигиенических соображений и охраны их безопасности).
Слайд № 24,25 Ведем просветительскую работу как с педагогами так и с родителями (приложение № 2,3)
Слайд № 27,28,29,30,31 Используемая литература по теме.
Приложение №4