Харламова Екатерина Михайловна
Кризис 3 лет — новый этап в развитии личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Самая популярная фраза в этом возрасте «Я сам!».
Давайте попробуем разобраться, в ч м суть этого кризиса, как он проявляется и чем можно помочь ребёнку.
Прежде всего, хочется отметить, что это необходимый для развития кризис. Так или иначе, все дети проходят через него. Кризисы помогают нам перейти на новую ступеньку развития. Кризис 3 лет – это важный этап в становлении психического развития ребенка. Это кризис социальных отношений ребенка. Кризис может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Когда наступит – радуйтесь, - ваш ребёнок развивается нормально.
Публикация «Кризис 3 лет — новый этап в развитии личности ребенка» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Младшая группа
- Новый год. ВСЕ сценарии новогодних праздников
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Первые признаки кризиса нередко можно заметить уже в 1,5 года, а пик его приходится на возраст около трёх лет (2,5-3,5 года).
Основные симптомы кризиса 3-х лет
Негативизм. Его надо отличать от обычного непослушания. При непослушании дети отказываются делать то, что не хотят делать. При негативизме дети отказываются делать даже то, что хотят делать (т. е. им важно сделать именно наперекор тому, что требует взрослый). Негативизм – это такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет что-либо делать только по тому, что это предложил кто-то из взрослых.
Пример непослушания: ребёнок играет во дворе. Его зовут домой обедать, но ему хочется погулять ещё, поэтому он отказывается (обратите внимание, ребёнок отказался именно по тому, что ему хочется погулять ещё).
Пример негативизма: ребёнок играет во дворе. Его зовут домой обедать, но он отказывается (хотя сам уже давно нагулялся и хочет, есть). Т. е. он отказался от того, чего на самом деле хочет, но отказался только по тому, что это просит взрослый.
Ещё пример негативизма: к девочке подходит взрослый и говорит, что у неё хорошее чёрное платье. На что девочка возражает: «Нет, оно не чёрное, а белое». Взрослый говорит: «Ну, хорошо, у тебя белое платье». Девочка отвечает: «мо платье чёрное!». Обратите внимание, девочка прекрасно умеет различать чёрный и белый цвет, она хочет сказать наперекор взрослому.
При негативизме на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку. Т. е. негативизм адресован к человеку, а не к содержанию того, о ч м ребенка просят.
Таким образом, негативизм – это такое поведение, при котором мотив находится вне данной ситуации. Суть негативизма заключается в отказе от выполнения вашей просьбы лишь из-за желания делать наперекор взрослому.
Упрямство. Упрямство – это такая реакция реб нка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Упрямство нужно уметь отличать от настойчивости, когда ребёнок хочет чего-нибудь и настойчиво добивается этого.
Пример настойчивости: ребёнку нравится кататься на санках, и поэтому он отказывается от предложения мамы пойти домой.
Пример упрямства: мама зовут гуляющего во дворе ребенка домой. Ребёнок отказывается. Мама приводит ему разумные доводы (он с ними согласен). Но ребёнок все равно отказывается идти (по тому, что он уже отказался).
Протест. Ребёнок бунтует против норм воспитания, установленных для реб нка. Протест против текущего образа жизни. Т. е. ребёнок бунтует против того, с чем он имел дело раньше.
Своенравие, стремление к самостоятельности.
Обесценивание. Ребёнок перестаёт ценить то, что ценил раньше. К этому относятся и люди, и вещи, и даже собственные переживания. В лексиконе реб нка появляются слова, которые обозначают все плохое, отрицательное. Эти слова ребёнок употребляет по отношению к таким вещам, которые сами по себе неприязни не вызывают. В этот период дети могут начать грубить тем взрослым, которых до этого очень уважали. Например, ребёнок может сказать своему дедушке, что он его сейчас побь т или «превратит в мясо». Маме ребёнок может сказать плохое слово. По поводу игрушки, которой ещ недавно восхищался, может сказать, что она некрасивая и неинтересная.
Деспотизм (в семьях с одним ребёнком.) У ребёнка появляется стремление проявлять власть по отношению к окружающим. Например, ребёнок может требовать, чтобы мама не ходила на улицу, а сидела дома, как он сказал.
Ревность (в семьях с несколькими детьми). Проявляется по отношению к братьям и сёстрам. В основе этой ревности лежит то же стремление к господству и деспотизму, что и в предыдущем пункте.
Суть кризиса 3-х лет
Ребёнок бунтует против тех норм воспитания, которые сложились, считая, что он «вырос из них».
Стремление к самостоятельности
Изменения в социальных отношениях реб нка с окружающими людьми
Происходят изменения аффективно-волевой сферы
Изменяется отношение реб нка к себе и людям
Ребёнок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми
Перестраивается социальная позиция реб нка к авторитету матери и отца.
Ребёнок хочет проявлять свою личность. Многие поступки мотивируются не мгновенным желанием, а связаны с проявлением личности реб нка.
С одной стороны ребёнок хочет признания своей самостоятельности и независимости, а с другой – к такой форме поведения он ещё не готов.
Как усугубить ситуацию или вредные советы родителям
Настаивайте на своём, вы же правы!
Сломите детское упрямство (тогда у реб нка либо будет заниженная самооценка, либо он перестанет слышать ваши замечания)
Не давайте ему ничего делать самостоятельно (он же ещё маленький и глупый!
Покажите ребёнку, что его мнение никто врастёт не берте
Постоянно ругайте
Выполняйте эти вредные советы и тогда у ребёнка довольно быстро возникнут невротические симптомы. Ребёнок вырастит безвольным и малоинициативным (либо упрямым и жестоким).
Что делать при кризисе 3-х лет
Предоставьте ребёнку самостоятельность. Пусть посильные дела делает сам. Предусматривайте в своём расписании запас времени на самостоятельные попытки ребенка сделать то, что вы собирались сделать сами.
Всего Вам доброго!