Ольга Пенкина
Культуротворческая среда современного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Культурная среда современного образовательного учреждения представляет собой совокупность условий успешного развития личности, так как направлена на обеспечение ребенка свободой выбора разнообразных способов самостроительства и самоосуществления в процессе сотрудничества и сотворчества с другими.
Публикация «Культуротворческая среда современного образовательного учреждения» размещена в разделах
В основе содержания культурной среды образовательного учреждения лежит система концептуальных взглядов, реализуемых в гуманистической парадигме и объясняющих механизм становления и реализации педагогических отношений, личностного развития и формирования человека через осознание в нем такой ценности, как подлинность, в противовес культуре полезности и необходимости.
Под термином «культурная среда конкретного образовательного учреждения» Н. Б. Крылова понимает пространство культурного развития детей в детской общности, вбирающее такие основные параметры среды как отношения, ценности, символы, вещи, предметы. Сущностным отличием от определений других авторов является именно аспект педагогического влияния, как детерминирующего процесса развития культурной среды школы и личности в ней.
В культурной среде школы педагоги определяют задачи реорганизации школьных помещений и зон рекреации, организации культурной деятельности в детских сообществах, а также преобразования учебных программ и планов на принципах разнообразия, вариативности и альтернативности в соответствии с анализом образовательной деятельности школы. Это дает ученику возможность выбора деятельности, родителям - возможность увидеть перспективы и потенциал своего ребенка, это дает возможность школе стать подлинным культурным центром для детских и взросло-детских сообществ. Но одновременно это дает педагогу возможность повысить свою педагогическую культуру и компетентность, поскольку новая культурная среда образования не может функционировать, если учительская среда консервативна и не воспринимает нововведения. Целенаправленность педагогической деятельности не связана с представлениями о том, из какого ребенка кого необходимо воспитать, какие знания, умения и навыки должны быть сформированы. Это может быть педагогическим ориентиром, но не руководством к практической деятельности.
Фактором развития культурной среды образовательного учреждения выступает становление и совершенствование педагогической культуры ее носителей (педагогов, родителей). Культурная среда образовательного учреждения определяет качество ее образовательной и воспитательной среды. Если образование является производной культуры и фактором ее развития, то образовательная среда определяется культурной средой и влияет на процесс формирования и развития новых культурных образований.
Проектируя культурную среду, учитель (совместно с родителями) может глубже и лучше понять ученика, адекватно помочь ему в решении его проблем, создать условия для его индивидуального развития. Тогда успешное развитие детей в школьном коллективе обеспечивает становление культурной среды, влияющей на создание общей атмосферы саморазвития школьников и способствующей наполнению личностными смыслами культурного самоопределения и самостроительства. Культурная среда образовательного учреждения является комплексным многоуровневым явлением, включающим весь спектр культурных направлений (имеющихся в наличие образовательного учреждения, уровень общей культуры педагогов, школьников и их родителей (культурный творческий потенциал) и механизмы их освоения.
Определяющим элементом культурной среды образовательного учреждения являются те уникальные отношения между ее субъектами, которые направлены на развитие и саморазвитие личности. Они пронизывают все ее компоненты. Именно эти отношения создают тот особый образ жизни, в котором творчество, социальные инициативы, познавательная активность, взаимопомощь и сотрудничество детей и взрослых «заражают» других без всякого принуждения и насилия. Тем самым создаются условия для свободного выбора тех сфер, которые направлены на реализацию актуальных потребностей и интересов личности и востребованных современным обществом.