Папки-передвижки

Лего-конструирование и робототехника как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста

Анна Суворова
Лего-конструирование и робототехника как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста

Творческая работа воспитателя на тему: «ЛЕГО – конструирование и робототехника, как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

работу подготовил:

воспитатель первой

квалификационной категории

А. В. Суворова

Публикация «Лего-конструирование и робототехника как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти, заложенные природой задачи особенно быстро реализуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Конструирование из конструктора ЛЕГО позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

Актуальность ЛЕГО – технологии весьма значима в свете внедрения ФГОС, так как эти технологии являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников.

Внедрение ФГОС в практику дошкольного образования предполагает использование в работе воспитателя новых технологий, одна из них «ЛЕГО– технология». «ЛЕГО», в переводе с латыни, означает «Я учусь» или «Я складываю».

Новизной в работе по этому направлению является использование в образовательном процессе конструкторов ЛЕГО и SТЕАM- технологии, которые базируются на современных технологиях и способствуют развитию информационной культуры детей и их взаимодействию с миром технического творчества.

Цель моей работы: развитие познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка посредством конструирования. (Приложение 1)

Проблемы содержания и методов обучения поисковой деятельности детей в конструировании плодотворно разрабатывались Парамоновой Л. А., Лиштван З. В.

Работая над темой «ЛЕГО- конструирование и робототехника, как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста» я выявила, что начиная знакомить детей с младшего возраста с конструктором, для них самыми простыми объектами являются, прежде всего, материалы (конструкторы, бумага, природный материал, бросовый материал, модули и др., обладающие разными свойствами: цветом, размером, весом, структурой, фактурой, функциональностью и др., учет которых в немалой степени обеспечивает продуктивность деятельности. В старшем же возрасте детей больше привлекает более сложные постройки и конструкторы такие как «Космос, «Аэропорт», «Стадион» с мелкими деталями, железные конструкторы. (Приложение 2,

Именно поэтому, прежде чем ставить перед детьми конкретные задачи, я решила организовать широкое экспериментирование с различным материалом. Такое экспериментирование кардинально изменило характер решения поставленных задач: у детей появилось множество возможностей, интеллектуальная активность, связанная с увлеченным поиском вариантов решений, стремлением получить более целесообразный и оригинальный продукт. Об этом говорят реплики моих детей «А можно еще и так», «Нет, лучше по-другому», «Можно применить и этот конструктор» и т. п.

Само решение задач, превращалось в творческий поиск, стимулировало детей к экспериментированию с материалом и различными конструкторами, которое становилось более глубоким и целенаправленным. Благодаря этому дети открывали новые свойства и возможности, учились совмещать различные конструкторы, находили их взаимосвязи, ставили перед собой определенные цели.

Для полноценной и последовательной работы я составила планы по возрастам с младшей до подготовительной группы.

Включила в планы разные виды конструирования с различными конструкторами от простого к сложному, с использованием конструкторов не только фабричного производства, но и конструкторов из бросового материала, давая тем самым возможность для творческого воображения.

Работая по схемам с обычными конструкторами, которые прилагаются к ним, я увидела, что их количество не велико. Я стала придумывать свои схемы на все виды конструирования, чтобы детям было интереснее работать, чтобы развивалось логическое, пространственное мышление, внимание, память. Детям это понравилось. Так у меня появилась своя картотека схем для сборки различных моделей.

С детьми старшего возраста мы стали зарисовывать схемы вместе, а простые схемы они зарисовывают сами.

Я решила разнообразить конструкторскую деятельность и ввести в работу конструкторы, сделанные своими руками, так появились конструкторы:

-мягкий губчатый

- пробковый

-крышечный

- из деревянных палочек (кончики острые я обрезаю) (Приложение 3)

На эти виды конструкторов я тоже придумывала свои схемы.

Освоив работу с ними, вместе с детьми мы стали совмещать обычные конструкторы с конструкторами, сделанные своими руками. Дети, выбрав схему, выбирают дополнительный конструктор и могут сделать не только модель, но придумать сюжет, например, сделать космическую станцию или игровую площадку и т. д.

Затем с детьми подготовительной группы я ввела в работу программируемые конструкторы такие как Лего Ведо, Лего Ведо-2. Знакомились поэтапно, сначала с базовым конструктором Лего-Ведо. Научились собирать детали по составленным мной программе. Затем стали осваивать самостоятельное составление простых программ. Позже дети освоили программу Лего-Ведо и я ввела более сложный конструктор Лего-Ведо 2, программы у них почти одинаковы и детям было проще его освоить. Затем, познакомились с конструктором Лего-ВООСТ, это более сложный конструктор, мы стали осваивать работу с планшетом.

Внедрение ЛЕГО – технологии в работу с детьми происходит посредством интеграции во все образовательные области.

Ребята с удовольствием собирают из ЛЕГО элементы народных орнаментов. Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью. Дети используют роботов в сюжетно-ролевых играх, в играх – театрализациях. Вот так, например, появился проект «Болото» (ЛЕГО – конструирование). Данный проект начинался с изучением природы: сначала изучили: Что такое болото? Какие растения растут? Почему деревья низкие? Какие животные, птицы любят болотистую местность? Построение начали с «насаждения» болотистых кочек, камыша, низких деревьев над водной глади. Затем добавили птиц: семейства уток, цапель. При изучении лягушек обратили внимание на разновидности этих животных, живущих в нашей стране: они могут быть не только зеленого (как мы привыкли представлять) цвета, но и желтого и даже красного. Потому наши лягушки получились все разные не только по форме, но и по цвету. Т. о. последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий дети развивают свои конструкторские навыки, логическое мышление, у них формируется умение пользоваться схемами, инструкциями. (Приложение 4)

Практическая значимость заключается в том, что от простых кубиков дети постепенно переходят на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур. Затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы.

На практике дети познакомились с космическим роботом - мышью Микиботом, вокруг которого сформированы все сюжетные линии. Дети познакомились с легендой о Микиботе – послание с другой планеты, которого дети знакомят с жизнью на планете Земля и разными аспектами жизни человека.

На занятиях многое зависит от выбора детей, от их самих решений. Например, в разделе «Основы программирования» перед детьми была поставлена цель, накормить Микибота, для чего необходимо добраться до сырной гайки, спрятанной в лабиринте. Ребята самостоятельно составляли лабиринты с препятствиями и определяли место расположения сырной гайки. После того, как весь лабиринт готов к использованию, дети приступали к его прохождению. Для того, чтобы успешно пройти дистанцию, необходимо правильно запрограммировать Микибота. (Приложение 4)

Использование робототехники является новым направлением работы, тем самым вызывает интерес не только у детей, но и у родителей, которые становятся активными участниками педагогического процесса.

На сегодняшний день у нас уже есть результаты: у детей сформировалось положительное отношение к робото-конструированию.

С интересом придумывают и создают свои модели, обыгрывают их и рассказывают о своих постройках товарищам. Они научились работать в команде, распределять обязанности и договариваться.

Для вовлечения и заинтересованности родителей ЛЕГО -конструированием, и робототехникой, (Приложение 5, а также для большей результативности педагогического процесса, я решила организовать клуб «Юный конструктор», работа клуба публикуется на сайте ДОУ в рубрике «Любознайка», где воспитанники знакомят с деталями ЛЕГО, со способами соединения, с вариантами моделирования, с возможностями программирования ЛЕГО- постройки.

Таким образом, ЛЕГО-конструирование и робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию в образовательном процессе ДОУ, помогает дошкольникам овладевать умениями и навыками работы с современными техническими средствами, позволяющая воспитать социально-активную, всесторонне развитую личность.

Список используемой литературы :

1. Сайт https://nsportal.ru/ Развитие ребенка через Лего.

2. Сайт https://www.maam.ru/detskijsad/matematika-s-ispolzovaniem-legokonstruirovanija.html

3. Л. В., Куцакова / Творческий центр «Сфера», 2005 г.

4. «Лего - конструирование в детском саду» Е. В. Фешина - М. : Творческий центр «Сфера», 2012 г.

5. «Лего» в детском саду. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://festival.1september.ru /

6. «Строим из Лего» Л. Г. Комарова, / М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.

7. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» Л. Г. Комарова– Москва, 2001.

8. «Творим, изменяем, преобразуем» / О. В. Дыбина. – М. : Творческий центр «Сфера», 2002 г.

9. М. С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС»)

10. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011.

11. Лиштван З. В. Конструирование. - М. : Владос, 2011. – 217 с.

12. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста : учебно-методическое пособие. - М. : Академия, 2010. - 80 с.

13. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М. : Академия, 2014. – 97 с.

14. Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». Издательство Сфера,2012 год.

15. https://nsportal.ru / 3. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС»

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

LEGO-конструирование-как средство развития детских способностейLEGO-конструирование-как средство развития детских способностей LEGO -конструирование- как средство развития детских способностей. Дошкольный возраст - яркая неповторимая, неповторимая страница в жизни.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Проект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возрастаПроект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Познавательно-творческий проект Задачи: Образовательные познакомить детей с историей возникновения пуговиц, их разнообразием, спектром.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лего-конструирование и робототехника как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 ноября 2021 в 22:04
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД