Елена Марахонько
Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Ребёнок, с детских лет научившийся любить и ценить творчество, гарантировано вырастет человеком созидающим, построить, создать, сотворить, поделиться, будет для него приоритетнее, чем разрушить или сломать.
Публикация «Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Работая с детьми младшего возраста, пришла к выводу, чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками, развивается мелкая моторика рук. А когда ребенок начинает понимать, что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы — лепка становится любимым занятием на долгие годы.
Второй год использую технологии лепки из солёного теста. Само по себе тесто является тёплым, экологическим и доступным материалом. В процессе лепки хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы, фактора ит. д. Лепка из солёного теста процесс очень увлекательный для детей, но несколько трудоёмкий для воспитателя. Для того чтобы получить желаемый результат, надо пройти несколько этапов. 1. Заранее приготовить солёное тесто. В различных источниках предлагается множество вариантов, но я в своей практике использовала следующий состав: 2 части муки, 2 части соли (лучше использовать соль «Экстра», 1 часть воды. Очень важно, чтобы мука была без добавок, а вода обязательно холодная. Готовое тесто длительное время сохраняет свои свойства при хранении в полиэтиленовом пакете в холодильнике.
2. Подготовить дополнительные материалы и инструменты: скалки для раскатывания теста; необходимые трафареты; стеки для обрезания лишнего теста; различные формочки для печенья; зубочистки и многое другое, что найдётся под рукой. Для склеивания деталей изделий потребуется кисточка и холодная вода или клей ПВА и салфетки.
Почему же я решила заняться тестопластикой с детьми дошкольного возраста?
Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка, так же способствует развитию зрительного восприятия, памяти, привитию ручных умений и навыков, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.
Сначала работу с солёным тестом включала на занятиях по лепке. Заметила, что детям интереснее работать с тестом, чем с пластилином.
Разработала кружок «Чудо-тесто»(работа с солёным тестом).
Цели:
• раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат;
• формирование личности ребенка в творческом его развитии
• воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи:
• ознакомление со способами деятельности – лепка из соленого теста;
• овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
• формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
• овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания;
• активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на кружке, применив их на практике ежедневно с усложнениями;
• формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения;
• развитие опыта и творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
• развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни;
• воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;
• соблюдение правил техники безопасности;
• стремление к поиску, самостоятельности;
• понимание необходимости качественного выполнения образа;
• конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером.
Свободное общение во время занятий в кружке даёт предпосылки к коллективному творчеству.
На первых занятиях рассказывала детям об истории тестопластики, знакомила с материалами: мука, соль, вода.
Замешивала тесто в присутствии детей – это приводит детей в восторг.
Давала возможность детям потрогать, понюхать, помять, оторвать кусочек, высказать свое впечатление о тесте. Предлагала детям отпечатать на поверхности теста предметы с интересной фактурой - пуговицы, колпачки от фломастеров, пробки, болтики, стеки и другие предметы.
Одна тема рассчитана на два занятия. На первом занятии дети лепят поделку, потом даём возможность высохнуть ей, а на втором занятии раскрашиваем её. Для раскрашивания используем краски (гуашь, акварель, фломастеры. Сначала у детей не очень хорошо получалось раскрашивать уже готовые формы - то краска была слишком жидкая, то цвет был подобран неудачно. Постепенно дети привыкли и научились использовать в работе краски, кисточки разного размера и жесткости. Работы стали получаться интересные, выразительные.
Тесто делала цветным, добавляла краски в воду при замешивании.
После сушки такие изделия затвердевают и могут долго храниться. С ними можно играть, дарить сувениры. Ко дню матери готовили подарки из солёного теста, делали цветок - подснежник. Мамы были в восторге от таких подарков.
Для родителей оформила выставку работ из солёного теста. В уголке для родителей поместила консультации на тему:
«Солёное тесто – красивые вещи своими руками».
«Чудеса тестопластики».
«Солёное тесто – лепим всей семьёй».
Это помогает подготовить родителей к индивидуальной работе с ребёнком дома, способствовать установлению доброжелательных отношений между детским садом и семьёй, закреплению полученных навыков у детей.
Анализируя свою деятельность, пришла к выводу, что проведение целенаправленной, систематической работы привело к укреплению и развитию художественному творчеству, мелкой моторики рук у детей группы, способствовало развитию познавательных процессов, улучшению аккуратности.
Проведё нная работа позволила добиться следующих результатов:
• - Увеличилось количество детей с высоким уровнем развития творческих способностей.
• - Улучшилась речь детей.
• - Появился интерес родителей заниматься с детьми солёным тестом.