Кобелькова Татьяна
Личностно-ориентированная технология как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Доклад раскрывает сущность использования нетрадиционных техник при обучении дошкольников творчеству, мастерству и развитию одаренности.
О личностной ориентации обучения в последние годы сказано и написано немало. Кажется, что уже никого не надо убеждать в необходимости уделять внимание личностным качествам дошкольникам во время их воспитания и обучения. Дошкольное учреждение сегодня - это сложный организм, стремящийся к совершенствованию, развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающей самым современным требованиям. Введение инноваций в образовательный процесс - это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени.
Публикация «Личностно-ориентированная технология как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста по ФГОС» размещена в разделах
• Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы воспитательно - образовательной работы нашего детского сада: обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном образовательном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития,
• реализацию имеющихся природных потенциалов Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
Творчество для ребёнка - это больше процесс, нежели результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Для занятий по развитию творческих способностей для детей дошкольного возраста мы используем нетрадиционные методы и средства.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Никитина,Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, И. В. Лыкова, и другие. К примеру, мы используем в своей работе такие методики, как:
Кляксография. Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и изображение. Подобные упражнения не только развитие фантазии, но и способ детского самовыражения. Слишком «зажатому» ребенку они помогут расслабиться, почувствовать себя свободнее. Если же ребенок слишком активен и склонен к разрушительной деятельности, не стоит провоцировать его такого рода занятиями. Для тренировки внимания, дисциплины и аккуратности предложите ему фломастеры и карандаши. Тампонирование. Сделаем тампон из марли (можно заменить кусками поролона). Штемпельная подушечка послужит палитрой. Наберем краски и легким прикосновением к бумаге, будем рисовать что-нибудь пушистое, воздушное, прозрачное. В младших группах – облака, солнечные зайчики, сугробы, одуванчики. В средней группе большим тампоном очень приятно рисовать пушистых цыплят, веселых зайцев, доброго снеговика, ярких светлячков (дорисовывая нужные детали). А старшие дошкольники могут на интегрированных занятиях сочетать эту технику с техникой трафарет.
Монотипия. Понадобится гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Нарисуем половину круга на правой стороне листа, левую сторону прижмем к правой и разгладим. Откроем лист, что получилось, мяч, солнце. Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы.
Рисование на мятой бумаге. Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска при закрашивании делается более интенсивной, темной – это называется эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте. В старшей группе дети сами могут подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги.
Рисование восковыми мелками или свечой. Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается по поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой.
Пальчики - палитра. Под рукой нет кисточки. Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, а другой – в синюю, третий – в желтую … Чем не палитра?
Набрызг. Непростая техника, ее суть – в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, (деревянная палочка с расширенными в виде лопатки концами).
Штампы. Простым карандашом со стёркой на конце оставлять отпечатки на бумаге. Это может быть и горошек для петушка, и зёрнышки для мышки, и ягодки для птичек, и горошинки на платье девочки.
Печать от руки. Обмакнем всю ладонь или часть ее в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно выкрасить ладонь в разные цвета. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях.
Печатка. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая им пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки. Печатки несложно изготовить самим: надо взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. Печатка готова.
Цветные ниточки. Возьмем нитки длиной 25 – 30 см., окрасим их в разные цвета, выложим – как захочется – на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу, разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за другой. Разверните лист.
И другие.
Таким образом, представленные методики развития творческих
способностей дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру.
Кобелькова Татьяна Алексеевна: Используя нетрадиционные методики на занятиях по развитию творческих способностей детей, я пришла к выводу, что ребята показывают хорошие результаты по таким критериям как:
-Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
-Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
-Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их.
Но одновременно проявились и низкие способности детей :
- Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
- Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
- Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания.
Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками. Что позволило определить цель моей работы.
Цель: Развитие воображения детей на занятиях по изобразительной деятельности.
Задачи:
- Создать необходимые условия для самореализации творческого потенциала детей.
- Создать положительное эмоциональное отношение детей к своей продуктивно-художественной деятельности.
- Развить фантазию детей и творческую активность.
На практике эти задачи реализуются мной через рисование и использование на занятиях нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Младший дошкольный возраст и старший дошкольный возраст имеют между собой преемственность. Используя нетрадиционную технику в работе, дети познают выразительные возможности изображения. Что также приводит к положительному эмоциональному отношению к занятиям по изобразительной деятельности. Удовлетворение потребности детей в познании нового, интересного активизирует творческую активность.
У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности : ребёнок ищет возможность реализовать свой потенциал, через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность.
Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Дети, с удовольствием знакомятся с различными изобразительными техниками, а так же узнают много нового, необычного. Такие занятия развивают творческие способности, активизируют скрытый талант, заставляют думать, изобретать, фантазировать.
В своем докладе мы раскрыли некоторые подходы по развитию творческих способностей посредством занятий художественно - изобразительной деятельности.
Результатом нашей работы стало активное участие детей, как внутри сада, так муниципальных конкурсах и выставках детского творчества.