Папки-передвижки

Дополнительная общеобразовательная программа «Маленькие логики»

Елена Водясова
Дополнительная общеобразовательная программа «Маленькие логики»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт программы 3

2. Пояснительная записка 4

3. Учебно-тематический план 7

4. Содержание изучаемого курса 8

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной Программы 13

6. Список литературы 14

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы Дополнительная образовательная программа «Маленькие логики» (далее -

Программа)

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Маленькие логики“» размещена в разделах

Руководитель программы Воспитатель : Водясова Е. В.

Организация-исполнитель МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 8» г. о. Саранск

Адрес организации исполнителя г. Саранск ул. Т. Бибиной, д. 3

Цель программы Развитие и совершенствование логического мышления у детей 4-5 лет.

Направленность программы Познавательная

Срок реализации программы 1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

Адаптированная

дошкольное образование

Система реализации контроля

за исполнением программы координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного

учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический

коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы Знать : геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, треугольник; главную функцию (назначение) предметов; свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам; причинно - следственные связи, без которых не придешь к правильному ответу при решении логических задач.

Уметь: сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей

действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);

Владеть: умением гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность программы : познавательная.

Содержание программы направлено на овладение детьми 4-5 лет одним из важнейших навыков логического мышления - способностью «действовать в уме». На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. За основу взята программа А. Н. Буровой «Играя развиваясь».

2. Новизна программы : заключается в том, что позволяет

дошкольникам в форме познавательной деятельности развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «Маленькие логики» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Занятия кружка «Маленькие логики» создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения.

3. Актуальность программы.

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придается важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

4. Отличительные особенности программы.

Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания. Вся образовательная деятельность выстроена с учетом возрастных особенностей детей на доступном детям материале по принципу «от простого к сложному». В ней используются увлекательные игры с цифрами, геометрическими фигурами, сказочные сюжеты.

5. Педагогическая целесообразность программы.

Содержание педагогической работы построено на основе понимания как готовить ребенка к математике, к школе, на чем нужно заострить внимание. Занятия построены на основных принципах и методических приемах, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего.

Принципы проведения занятий:

• системность,

• наглядность,

• цикличность построения занятий,

• доступность.

6. Цель программы.

Развитие и совершенствование логического мышления у детей 4-5 лет.

7. Задачи программы.

Обучающие задачи:

Обучать детей основным логическим операциям : анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, смысловому соответствию, ограничению. Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).

Развивающие задачи:

Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.

8. Возраст детей: 4-5 лет

9. Срок реализации программы : 1 год.

10. Форма детского образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий:

Общее количество занятий : 30

Продолжительность занятий: один раз в неделю по 20 мин.

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате освоения программы воспитанники будут :

знать: геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник); главную функцию (назначение) предметов; свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам; причинно-следственные связи, без которых не придешь к правильному ответу при решении логических задач;

уметь: сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);

владеть: умением гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место.

Форма подведения итогов:

Формой подведения итогов реализации данной программы является проведение подгруппового занятия с присутствием родителей. Показателем эффективности проводимых занятий могут быть отзывы родителей, а также диагностика личностного роста.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование модулей, разделов и тем Количество часов

всего теория Практика

кол-во занятий мин.

1. Знакомство 2 40 мин 10 мин 30 мин

1 Диагностика 1 20 мин 5 мин 15 мин

2 «Назови одним словом» 1 20 мин 5 мин 15 мин

2. Группировка предметов 3 60 мин 15мин 45 мин

3 «Приключения Мишутки» 1 20 мин 5 мин 15 мин

4 «Крестики нолики» 1 20 мин 5 мин 15 мин

5 «Подели поровну» 1 20 мин 5 мин 15 мин

3. Сходства и различия предметов 7 140 мин 35мин 105 мин

6 «Строим дом» 1 20 мин 5 мин 15 мин

7 «Бабочка Мила» 1 20 мин 5 мин 15 мин

8 «Мой веселый звонкий мяч» 1 20 мин 5 мин 15 мин

9 «Строим дом, что надо» 1 20 мин 5 мин 15 мин

10 «Одинаковые фигуры». 1 20 мин 5 мин 15 мин

11 «Кукла Маша в домике». 1 20 мин 5 мин 15 мин

12 «Домашние животные». 1 20 мин 5 мин 15 мин

4. Ориентация в пространстве. Фигуры. Счет. 15 300 мин 75мин 225 мин

13 «Что в шкафу у нас лежит» 1 20 мин 5 мин 15 мин

14 «Заполни клеточки». 1 20 мин 5 мин 15 мин

15 «Ориентация в пространстве». 1 20 мин 5 мин 15 мин

16 «Счет порядковый, обратный». 1 20 мин 5 мин 15 мин

17 «Дорисуй по смыслу». 1 20 мин 5 мин 15 мин

18 «Дорисуй по смыслу». 1 20 мин 5 мин 15 мин

19 «Найди пару». 1 20 мин 5 мин 15 мин

20 «Найди пару» 1 20 мин 5 мин 15 мин

21 «Образование чисел». 1 20 мин 5 мин 15 мин

22 «Цвет, форма, величина». 1 20 мин 5 мин 15 мин

23 «В стране НЕ». 1 20 мин 5 мин 15 мин

24 «Позовем ежика в гости». 1 20 мин 5 мин 15 мин

25 «В городе геометрических фигур» 1 20 мин 5 мин 15 мин

26 «Подружки». 1 20 мин 5 мин 15 мин

27 «В лесу» 1 20 мин 5 мин 15 мин

5. Обобщение 3 60 мин 15мин 45 мин

28 «Логические задачи» 1 20 мин 5 мин 15 мин

29 «Логические задачи» 1 20 мин 5 мин 15 мин

30 Итоговое занятие 1 20 мин 5 мин 15 мин

ИТОГО: 30 600 мин. 150 мин. 450 мин.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«МАЛЕНЬКИЕ ЛОГИКИ» (4-5 ЛЕТ)

№ п/п Наименование разделов и тем Содержание Методы обучения Формы работы Работа с родителями

1. «Диагностика» Выявление знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. Беседа.

Практическое занятие Индивидуальна я Раздача ознакомительных памяток о кружке.

2. «Назови одним словом». Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, фрукты и т. п. Беседа.

Практическое занятие Групповая Раздача ознакомительных памяток о кружке.

3. «Приключения Мишутки». Закрепить умение сравнивать группы предметов способом приложения. Совершенствовать умение группировать предметы. Совершенствовать умение работать правой рукой слева направо при раскладывании предметов. Беседа.

Практическое занятие Групповая Анкета для родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам познавательного развития и воспитания дошкольников»

4. «Крестики нолики». Внутри круга нарисовать крестики, внутри квадрата - поставить точки, внутри круга и квадрата-звездочки Беседа.

Практическое занятие Групповая

5. «Подели поровну». Проведи линию так, чтобы на одной части листа оказались цифры, а на другой буквы. Развиваем внимательность. Закрепляем название букв и цифр.

Беседа.

Практическое занятие Групповая Индивидуальная беседа с родителями по результатам диагностики.

6. «Строим дом». Учить, мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве. Беседа.

Практическое занятие Групповая Презентация

«Программа дополнительного образования

«Мир логики»»

7. «Бабочка Мила». Учить, мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве. Беседа.

Практическое занятие Групповая Презентация «Программа дополнительного образования «Мир логики»»

8. «Мой веселый звонкий мяч». Учить, мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие.

Совершенствовать ориентировку в пространстве.

Беседа.

Практическое занятие Групповая Презентация «Программа дополнительного образования «Мир логики»»

9. «Строим дом». «То, что надо» Учить, мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие.

Совершенствовать наблюдательность. Беседа.

Практическое занятие Групповая Консультация для родителей «Роль дидактических игр для развития логического мышления у детей»

10. «Одинаковые фигуры». Учить, мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Закреплять название геометрических фигур. Беседа.

Практическое занятие Групповая Консультация для родителей на тему «Малыш-логик»

11. «Кукла Маша в домике». Продолжать учить детей схематически изображать различные предметы.

Продолжать развивать внимательность, уметь выбрать недостающий предмет и дорисовать его. Беседа.

Практическое занятие Групповая Индивидуальные беседы

12. «Домашние животные». Продолжать учить детей схематически изображать различные предметы. Продолжать развивать внимательность, уметь выбрать недостающий предмет и дорисовать его. Беседа.

Практическое занятие Групповая Консультация для родителей на тему «Малыш-логик»

13. «Что в шкафу у нас лежит» Учить выявлять закономерности, расширять словарный запас детей, учить рассказывать по картинке. Повторяем счет до трех. Разместить Беседа.

Практическое занятие Групповая Родительское собрание, ответы на интересующие вопросы родителей.

игрушки так, чтобы на каждой полке игрушки стояли по-разному.

14. «Заполни клеточки».

Упражнять в определении

пространственного положения предмета. Закреплять слова: звезда, ромб, бабочка. Расширять словарный запас детей. Беседа.

Практическое занятие Групповая Тест для родителей на тему: «Что может мой малыш»

15. «Ориентация в пространстве».

Учить выделять в силуэтах предметов знакомые геометрические фигуры, цифры и определять их количество.

Беседа.

Практическое занятие Групповая Обсуждение индивидуально каждого теста совместно с родителями.

16. Счет порядковый, обратный

17. Дорисуй по смыслу

18. Дорисуй по смыслу

19. «Найди пару».

Развивать внимательность, уметь

соотносить предметы по смыслу. Расширять словарный запас детей. Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве. Беседа.

Практическое занятие Фронтальная Консультация для родителей на тему:

«Мы считаем

сами»

20. «Найди пару»

Развивать внимательность, уметь

соотносить предметы по смыслу. Расширять словарный запас детей. Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве Беседа.

Практическое занятие Фронтальная Консультация для родителей на тему: «Развитие мыслительных способностей у детей 4-5 лет»

21. «Образование чисел».

Учить детей считать до 10. Показать образование чисел. Закрепить умение выкладывать сериационный ряд по величине, выделяя длину или высоту; выражать словами результаты сравнения. Упражнять детей в видоизменении

геометрических фигур. Беседа.

Практическое занятие Групповая Консультация для родителей на тему: «Развитие мыслительных способностей у детей 4-5 лет»

22. «Цвет, форма, величина» Закрепить умение считать до 10; учить правильно, называть числительные. Упражнять в сравнении предметов по ширине. Учить выделять в силуэтах предметов знакомые геометрические фигуры и определять их количество. Беседа.

Практическое занятие Групповая Консультация для родителей на тему: «Развитие мыслительных способностей у детей 4-5 лет»

23. «В стране НЕ». Упражнять в сравнении предметов по ширине.

Учить выделять в силуэтах предметов знакомые геометрические фигуры и определять их количество.

Беседа.

Практическое занятие Групповая Консультация для родителей на тему:

«Развитие мыслительных

способностей у детей 4-5 лет»

24. «Позовем ежика в гости». Закреплять умение считать до 9; обозначать результаты счета цифрами. Учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое. Беседа.

Практическое занятие Групповая Консультация для родителей на тему: «Развитие мыслительных способностей у детей 4-5 лет»

25. «В городе геометрических фигур». Развивать глазомер, внимание,

аккуратность. Воспитывать коммуникативные навыки. Учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Беседа.

Практическое занятие Групповая Консультация для родителей на тему:

«Развитие мыслительных способностей у детей 4-5 лет»

26. «Подружки». Развивать наблюдательность, умение сравнивать по росту: выше, ниже. Учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Беседа.

Практическое занятие Групповая Анкетирование родителей

27. «В лесу». Учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Назвать деревья. Умение сравнивать по величине, слова: высокое, Беседа.

Практическое занятие Групповая Анкетирование родителей

низкое.

28. «Логические задачи». На развитие логического мышления. Беседа.

Практическое занятие Групповая Индивидуальная беседа

29. «Логические задачи». Развитие мышления. Расширение словарного запаса. Наблюдательность. Беседа.

Практическое занятие Групповая Индивидуальная беседа

30. Итоговое занятие. Продолжать формировать пространственные представления. Упражнять в составлении рисунка по точкам. Развивать логическое мышление, внимание, память. Беседа.

Практическое занятие Групповая День открытых дверей.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.

Все занятия построены на игровых упражнениях и заданиях. В программе широко представлены математические развлечения: задачи - шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений.

2. Приемы и методы организации.

Методы:

• практические (игровые);

• наглядные;

• словесные.

Методические приемы:

• констатация успеха;

• поддержка ребенка в ситуации неудачи;

• одобрение поведения;

• анализ игровой ситуации расширение кругозора;

• создание ситуации успеха постепенное усложнение задачи;

• безопасности, доверия;

• демонстрация опыта в целях познавания свойств предметов, отношений;

• анализ образцов поведения сказочных героев.

• прием антропоморфизма (очеловечивание предметов);

• прослушивание тематических аудиозаписей, сказок, звуков природы;

• тематический просмотр видеозаписей;

• эффект неожиданности, непривычности задания, игры, решения, поощрения

• движение к открытию комплимент благодарность.

3. Дидактический материал.

Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др., вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, величина, форма, размер.

- счетные палочки;

-муляжи фруктов и овощей;

- пирамида;

- мозаики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагогов

1. Арусланова, Е. В. Методические рекомендации по организации внутренней системы оценки качества дошкольного образования в дошкольной образовательной организации / Е. В. Арсланова. - М. : Киров : ИРО Кировской области, 2015. - 40 с.

2. Бурова, А. Н. Играя, развиваюсь : метод. пособие / А. Н. Бурова. - М. : 2001 .- 275с.

3. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер и др. - М. : Просвещение, 1998. - 144с.

4. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 1989. - 128 с

5. Воскобович, В. В. Маленькие гении : Развивающие игры / В.

В. Воскобович - М. : Просвещение, 1991. - 205 с.

Список литературы для детей и родителей

1. А. Н. Бурова «Играя развиваясь».

2. Дружинина, М. Разноцветные стихи / И. Дружинина. - М. : Олма Медиа Групп, 2012. - 128 с.

3. Дружинина, М. Разные цвета: стихи / М. Дружинина. - М. : Эксмо, 2010. - 18 с.

4. Емельянова, О. Геометрические фигуры и формы : загадки для детей / О. Емельянова. - Режим доступа: https://olesya-emelyanova.ru/index-stihi.html.

5. Земцова, О. Н. Развивающие тесты. Серия : умные книжки / О. Н. Земцова. - М. : Махаон, 2015. - 112 с.

6. Маршалова, Т. Б. Веселые математические считалки /Т. Б. Маршалова. - М. : Детство-Пресс, 2016. - 32 с.

7. Остер, Г. Все лучшие сказки для самых маленьких / Г. Остер. - М. : АСТ, 2016. - 160 с.

8. Тайц, Я. М. Кубик на к

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа «Маленькие логики»
Опубликовано: 4 сентября 2023 в 20:54
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД