Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет

Константин Растегаев
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет

Пояснительная записка

- направленность программы: физкультурно-спортивная

Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих моделей автомобилей, судов, самолётов и других транспортных средств для спортивных соревнований. В каждом виде технических объединений, секций проводятся соревнования по правилам, установленным РОСТО (Российская оборонная спортивно – техническая организация) совместно с Федерациями по техническим видам спорта и Министерством Образования и науки РФ. Модели участников должны отвечать требованиям Правил проведения соревнования.

Современные гоночные модели мчатся по кордодрому со скоростью 250-300 км/час. Увлекательное зрелище! Но что за этим стоит? Не менее интересно наблюдать за гонками моделей, управляемых по радио, особенно групповых (скоростных, когда со старта уходит сразу 8-10 мини автомоделей.

По сути, эти напряженные, динамические соревнования по накалу борьбы ничем не отличаются от автомобильных гонок. Люди и техника здесь проходят такую же суровую проверку. Разница лишь в весе и габаритах изделий и в том, что водители находятся не внутри своих автомобилей. Но изобретательности, знания техники и тактики гонок от таких пилотов требуется не меньше, чем от настоящих гонщиков. К тому же машина, пусть и небольшая, сделана своими руками!

Актуальность программы в том, чтобы привлечь мальчишек к мужскому виду спорта, идентификация подростков как будущих мужчин (женское воспитание сегодня до сих пор преобладает, подготовка детей к осознанию себя как хозяина в доме (приобретение знаний инструментов и умения владеть ими, помощь в выборе будущей профессии.

Отличительные особенности данной программы: в процессе реализации программы примерно в равном соотношении часов изучаются и изготавливаются как кордовые автомодели, так и радиоуправляемые разных классов. Другие программы ориентированы как правило на какой-либо один вид моделей. Большое количество времени уделяется тренировкам на трассе и подготовке к соревнованиям, особенно на втором этапе обучения. Также отличительной особенностью можно считать и то, что в программе реализуется региональный компонент через теоритическое изучение достижений автомоделистов-земляков и тесное сотрудничество с другими секциями в городе.

Адресат программы: Обучающиеся 10- 16 лет.

Объем и срок освоения программы: 4 года (1144 часа, с возможностью дальнейшего обучения

Форма обучения — очная

Особенности организации образовательного процесса:

Этап I (1 год обучения)

На первом этапе занятий (учащиеся 4-6 классов) школьники овладевают начальными элементами технического моделирования, знакомятся с аппаратурой управления по радио, тренируются с предоставленной радиоуправляемой моделью автомобиля класса РЦБ и осваивают фигурную трассу слалома. По итогам полугодия проводятся кружковые соревнования по всем классам моделей.

Цель занятий в том, чтобы удовлетворить интерес школьников к автомодельному спорту, развить интерес к автомобильной технике. Примерный тематический план предусматривает в кружках первого года занятий изготовление простейших кордовых моделей, классы ЭЛ-2, ЭЛ-3, ЭЛ-4 (с электродвигателем).

Этап II (2-3 год обучения)

На втором этапе обучения (5-7 классы) осуществляется дальнейшее расширение и углубление знаний и навыков в области автомодельной техники и моделирования. Изготовление группы радиоуправляемых моделей классов РЦБ (фигурная трасса, РЦЕ-10, РЦЕ-12, ДТМ (все для групповых гонок). Большая часть времени уделяется тренировкам в залах и на открытой асфальтовой площадке в летнее время. Каждая модель должна быть обеспечена отдельным электрическим двигателем, аккумулятором и радиоаппаратурой. Следовательно, количество модельной техники должно соответствовать количеству строящихся моделей. Перестановка двигателей во время испытаний и соревнований не рекомендуется.

Наиболее подготовленные кружковцы первого и второго годов занятий могут участвовать в составе команды (ДДК) или индивидуально (личное первенство) в городских, республиканских, российских соревнованиях школьников-автомоделистов.

Все спортсмены, а особенно члены сборных команд, должны четко знать технические требования к моделям, предоставленным на соревнования, и условия проведения соревнований.

Для каждого класса автомоделей разработаны и утверждены разрядные нормы, принятые Федерацией автомодельного спорта и спорткомитетом России. По званиям и разрядам формируются группы подготовки второго, третьего и т. д. годов занятий (количество обучающихся и количество часов).

Этап III (4 год обучения)

На третьем этапе обучения осуществляется изготовление и замена узлов и агрегатов, вышедших из строя во время тренировок и соревнований. А также производятся настройки моделей.

Наиболее подготовленные кружковцы могут участвовать в составе команды (ДДК) или индивидуально (личное первенство) в городских, республиканских, российских соревнованиях автомоделистов.

Все спортсмены должны четко знать технические требования к моделям, предоставленным на соревнования, и условия проведения соревнований.

Для каждого класса автомоделей разработаны и утверждены разрядные нормы, принятые Федерацией автомодельного спорта и спорткомитетом России.

Основные формы занятий:

- практическая работа (изготовление чертежей и моделей);

- соревнования (отработка навыков вождения);

- самостоятельная работа (поиск решения теоретических задач);

- беседа, рассказ, лекция.

Основные разделы программы:

1. Изготовление кордовых простейших автомоделей с электродвигателем классов ЭЛ-3, ЭЛ-2, моделей классов ЭЛ-4 (прямого хода)

2. Изучение радиоаппаратуры и установка на модель.

3. Знакомство с различными аккумуляторами и их эксплуатация.

4. Проектирование и изготовление моделей классов РЦЕ-12 и РЦЕ-10 (для групповых гонок, РЦБ (фигурная трасса).

5. Учебные тренировки моделей классов РЦБ и РЦЕ.

6. Реставрация моделей.

7. Участие в соревнованиях.

Методы обучения:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т. д.)

- наглядный (показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно - иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.

Методы, в основе которых лежит форма деятельности обучающихся на занятии:

- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися

- индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем

и другие.

В объединении допустимо, а на отдельных занятиях целесообразно и даже полезно участие разновозрастных, как отдельных учащихся, так и их групп, для придания динамизма изучению и применению коллективных методов творчества, например, метода мозгового штурма и его модификаций.

Режим работы:

1 год обучения 2 занятия по 2 часа

2 и последующие – 3 занятия по 2 часа

В ходе занятий предусмотрены перемены для отдыха.

Осуществление межпредметных связей:

- с математикой (геометрические фигуры, вычисления);

- с черчением (линии чертежа, технический рисунок, чертеж);

- с физикой (понятия о механизмах и машинах; материаловедение);

- с технологией (технологические процессы, оборудование, инструменты).

Весь комплекс навыков и знаний, приобретенных в результате занятий автомодельным спортом, помогает нашим детям правильно выбрать свою будущую специальность. Немало инженеров, конструкторов, технологов, специалистов автомобильного транспорта приобрели первоначальную подготовку в рядах юных автомоделистов.

Самая жесткая проверка моделей - это соревнования. Они способствуют совершенствованию конструкций, развитию мастерства автомоделистов.

Цели и задачи

Цель образовательной деятельности: выявление и развитие способностей каждого обучающегося, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к условиям современной жизни.

Цель программы - формирование у обучающихся устойчивого интереса к технике в процессе занятий автомодельным спортом, развитие конструкторского мышления, умений, навыков и творческих способностей.

Задачи программы:

• развивать творческие способности детей в процессе изготовления автомоделей;

• развивать и расширять политехнический кругозор учащихся;

• развивать в детях элементарное конструкторское мышление;

• подготавливать детей к высшим ступеням технического мастерства;

• воспитывать у детей чувство гордости и любви к своему делу, достижениям науки и техники, к ДДК, городу, республике, стране.

Литература:

6. Журавлёв А. Н. Допуски и технические измерения. – Изд. «Высшая школа», 1981.

7. Васильев Ю. К., Васильева И. Н. Технология материалов, практикум в учебных мастерских и техника безопасности. - Изд. «Просвещение», 1979 г.

8. Карсоков В. А. Система занятий для самостоятельной работы учащихся 8-11 классов на уроках трудового обучения / пособие для учителей и учащихся. – Изд. Ижевск, 1992 г.

9. Журналы: «Юный техник», «Техника молодёжи», «Моделист-конструктор», «За рулём».

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная-дополнительная общеразвивающая программа «Техно-детки» «ТЕХНО-ДЕТКИ» Дополнительная образовательная – дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике для детей дошкольного возраста.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитбол-гимнастика» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» город Кирсанов Тамбовской области Рекомендовано к.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей 4–5 лет «Театр» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театр» для детей 4 – 5 лет муниципального автономного.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сюрприз» Министерство образования и науки Республики Бурятия Комитет по образованию г. Улан-Удэ Муниципальное автономное учреждение дополнительного.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет
Опубликовано: 18 апреля 2019 в 22:47
+128Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая. День рождения Елены Благининой

Знакомые с детства стихи про маму, про цветок-огонек, про радугу и одуванчик — звонкие чистые строчки поэтессы Елены Благининой включены в каждую детскую хрестоматию. Их переиздают для всё новых поколений...

26 мая. День химика

Химия – это не какая-то отвлечённая теоретическая наука, а самая что ни на есть прикладная и практическая. Её плодами все мы пользуемся ежедневно: колготками и чулками, стиральными порошками и моющими...

Конспект НОД по познавательному развитию «Этот таинственный космос» для детей старшей...
Воспитатель Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили вчера на занятии и на каком месте мы остановились. ( о космосе, Вселенной, мечтали летать,...
Оформление участка «Сказочный мир»
На участке дети проводят много времени, здесь проходит их активная деятельность. Чтобы пребывание на участке всегда радовало ребенка, побуждало к игре,...
Фотоотчет «Социальная акция по ПДД «Защитим детей на дорогах»
В рамках широкомасштабной акции "Внимание, дети! " , которая по традиции проводится в преддверии летних каникул в целях профилактики дорожно-транспортных...