Лучший педагог года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа нетрадиционного рисования «Кисточка»

Ксения Кобякова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа нетрадиционного рисования «Кисточка»

Раздел № 1.

I Пояснительная записка

В программе «Кисточка» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 3-5 лет. Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по изодеятельности, для детей дошкольного возраста, рассчитанное на два года обучения. В программе дано примерное тематическое планирование и диагностика. Представленные разработки направлены на формирование необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей. Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а также родителям, интересующимся вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования имеет художественную направленность. Работа кружка строится на реализации программы И. А. Лыковой «Цветные ладошки» и пособие Т. Н. Давыдовой "Рисуем ладошками"

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа нетрадиционного рисования „Кисточка“» размещена в разделах

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Внимательное отношении е сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Цели и задачи.

Цель:

Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

Развивающие:

Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности,

многообразием художественных материалов и приёмами работы с ним, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Способствовать возникновению ощущения, что продукт их деятельности (рисунок) интересен другим (родителям, родным и близким) и необходим им самим (для игры и в качестве подарка).

Формировать позицию созидателя, способствовать воспитанию у них чувства гордости и удовлетворённости продуктами своего труда.

Организация образовательного процесса

Общее количество занятий в год - 36.

Количество детей 10 человек. Дети в возрасте 3-5 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей. Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае. Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа)

Программа художественно – эстетического развития в процессе нетрадиционной изобразительной деятельности

Участники реализации программы : средняя группа 4-5 лет, младшая группа 3-4 года

Приложение 2.

Младшая группа (3-4 года) Таблица № 1

N п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/контроля

Всего Теория Практика

1. «Ягодки и яблоки на тарелке»

(Пальцеграфия) 15 мин 2 – 3 мин 12 – 13 мин. Творческие работы детей

2. «Мухомор — лекарство для животных».

Техника: рисование пальчиками.

3. «Мой любимый дождик»

(Пальцеграфия)

4. «Горошинки на зонтике»

Техника: рисование пальчиками.

5. «Падают, падают листья…»

Техника: рисование пальчиками.

6. Жёлтые листья летят».

(Рисование ладошками).

7. «Осьминожки».

Техника: рисование ладошками и пальчиками.

8. «Жили у бабуси».

Техника: рисование ладошками.

9. Снежные комочки»

Рисование тычком жёсткой кистью

10. «Я слепил снеговика».

Техника: рисование методом тычка.

11. Елочка пушистая, нарядная (Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками)

12 «Пушистые котята играют на ковре»

(коллективная)

Рисование техникой тычкования

13 «Рябинка»

Скатывание бумаги

14 «Птицы клюют ягоды»

Рисование пальчиками, оттиск пробкой

15 «Мои рукавички»

16 «Снежинки». Свеча + акварель

17 «Ветка в инее»

Работа с пенопластом

18 «Кораблик для папы» (занятие 1-е). Скатывание бумаги

19 «Кораблик для папы» (занятие 2-е). Скатывание бумаги

20 «Бусы для мамы»

(пальчиковое рисование)

21 «Ветка мимозы»

Скатывание салфеток

22 «Необычные цветочки»

Рисование свечой

23 Цыплята и одуванчики

Печать по трафарету

24 Вот ёжик - ни головы, ни ножек…»

Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками

25 «Лебеди на озере»

26 «Мячики»

27 Дерево (печатанье листьями)

28 Оформление коллажа «Подводное царство».

Разные

29 «Нарядные матрешки»

Оттиск печатками

30 «Вишнёвый компот»

оттиск пробкой

31 «Мы рисуем, что хотим».

Разные техники

Средняя группа (4-5 лет) Таблица № 2

N п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/контроля

Всего Теория Практика

1. Цветик-семицветик»

(сл. раб. - тон, цвет) 20 мин. 5 – 7 мин 13 – 15 мин. Творческие работы детей

2. Земное солнце

(Пальцеграфия)

3. Ветка рябины

(сл. раб. - пятно, точка, короткая линия)

(Пальцеграфия)

4. Чудо- дерево

5. Осень на опушке краски разводила

6. Осенний ковёр

7. Осенняя березка

8. Медуза (ладошка-аппликация)

9. Каракулеграфия

10. Снеговик

(Обрывание бумаги)

11. «Морозный узор» (рисование свечой)

12 «Рисунок-невидимка»

Рисование свечой

13 Плюшевый медвежонок

(рисование поролоном)

14 «Рисуем, что хотим».

15 «Облака»

Рисование по сырому

16 «Праздничный салют над городом»

(проступающий рисунок)

17 Шаблонография

«Рисуем по шаблону»

18 Зоопарк

шаблонография

19 Цыплята

Тычок жесткой кистью

20 «Ёжик»

Тычок жесткой кистью

21 Набрызг

«Звёздное небо»

22 «Ваза с цветами»

( усложнение и совмещение техник:

Печатание+ набрызг+ аппликация из ткани)

23 Весёлые кляксы

24 Весёлые кляксы

(кляксография)

25 Необычное пятно

(по замыслу) Кляксография обычная

26 «Волшебные картинки»

27 Черёмуха (тычок ватными палочками)

28 Пейзаж у озера

(монотипия)

29 Бабочка- красавица (монотипия)

30 Живописный луг

(оттиск скомканной бумагой)

31 Лесная полянка

(коллективная работа)

Раздел №2.

Приложение 3

Младшая группа (3-4 года) Таблица № 1

Месяц Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля

ОКТЯБРЬ 15.10 / 15.30 Подгрупповая 15 мин. 1. «Ягодки и яблоки на тарелке»

(Пальцеграфия) Подгрупповое помещение Творческие работы детей

2. Тема: «Мухомор — лекарство для животных».

Техника: рисование пальчиками.

3. «Мой любимый дождик»

(Пальцеграфия)

4. Тема: «Горошинки на зонтике»

Техника: рисование пальчиками.

НОЯБРЬ 5. Тема: «Падают, падают листья…»

Техника: рисование пальчиками.

6.«Жёлтые листья летят».

(Рисование ладошками).

7 Тема: «Осьминожки».

Техника: рисование ладошками и пальчиками.

8 Тема: «Жили у бабуси».

Техника: рисование ладошками.

ДЕКАБРЬ

9 Снежные комочки»

Рисование тычком жёсткой кистью

10 Тема: «Я слепил снеговика».

Техника: рисование методом тычка.

11 Елочка пушистая, нарядная (Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками)

12 «Пушистые котята играют на ковре»

(коллективная

Рисование техникой тычкования

ЯНВАРЬ 13 «Рябинка»

Скатывание бумаги

14 «Птицы клюют ягоды»

Рисование пальчиками, оттиск пробкой

15 «Мои рукавички»

ФЕВРАЛЬ 16 «Снежинки». Свеча + акварель

17 «Ветка в инее»

Работа с пенопластом

18 «Кораблик для папы» (занятие 1-е). Скатывание бумаги

19 «Кораблик для папы» (занятие 2-е). Скатывание бумаги

МАРТ 20 «Бусы для мамы»

(пальчиковое рисование)

21 «Ветка мимозы»

Скатывание салфеток

22 «Необычные цветочки»

Рисование свечой

23 Цыплята и одуванчики

Печать по трафарету

АПРЕЛЬ 24 Вот ёжик - ни головы, ни ножек…»

Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками

25 «Лебеди на озере»

26 «Мячики»

27 Дерево (печатанье листьями)

МАЙ 28 Оформление коллажа «Подводное царство».

Разные

29 «Нарядные матрешки»

Оттиск печатками

30 «Вишнёвый компот»

оттиск пробкой

31 «Мы рисуем, что хотим».

Разные техники

Средняя группа (4-5 лет) Таблица № 2

Месяц Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля

ОКТЯБРЬ 15.10 /15.40 Подгрупповая 20 мин. 1. Цветик-семицветик»

(сл. раб. - тон, цвет) Подгрупповое помещение Творческие работы детей

2. Земное солнце

(Пальцеграфия)

3. Ветка рябины

(сл. раб. - пятно, точка, короткая линия)

(Пальцеграфия)

4. Чудо- дерево

НОЯБРЬ 5. Осень на опушке краски разводила

6 .Осенний ковёр

7 .Осенняя березка

8 Медуза (ладошка-аппликация)

ДЕКАБРЬ

9. Каракулеграфия

10 Снеговик

(Обрывание бумаги)

11. «Морозный узор»(рисование свечой)

ЯНВАРЬ 12.«Рисунок-невидимка»

Рисование свечой

13. Плюшевый медвежонок

(рисование поролоном)

14 «Рисуем, что хотим».

15 «Облака»

Рисование по сырому

ФЕВРАЛЬ 16 «Праздничный салют над городом»

(проступающий рисунок)

17 Шаблонография

«Рисуем по шаблону»

18 Зоопарк

шаблонография

19 Цыплята

Тычок жесткой кистью

МАРТ 20 «Ёжик»

Тычок жесткой кистью

21 Набрызг

«Звёздное небо»

22 «Ваза с цветами»

( усложнение и совмещение техник:

Печатание+ набрызг+ аппликация из ткани)

23 Весёлые кляксы

АПРЕЛЬ 24 Весёлые кляксы

(кляксография)

25 Необычное пятно

(по замыслу) Кляксография обычная

26 «Волшебные картинки»

27 Черёмуха (тычок ватными палочками)

МАЙ 28 Пейзаж у озера

(монотипия)

29 Бабочка- красавица (монотипия)

30 Живописный луг

(оттиск скомканной бумагой)

31 Лесная полянка

(коллективная работа)

Средства, необходимые для реализации программы

- создание художественно-развивающей среды в детском саду

- разработка НОД по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация

-использование дополнительной методической литературы по нетрадиционному рисованию.

Оценочные материалы

Ожидаемые результаты усвоения программы.

По итогам 1 года обучения:

должны знать:

- название техники, элементов нетрадиционного рисования, основных и составных примов рисования;

- изобразительно-выразительные средства: пятно, набрызг, цвет, печать, эстамп (оттиск);

- произведения мастеров нетрадиционного искусства рисования;

- различные способы создания изображения;

- значение терминов: краски, палитра, цвет, композиция, художник, живопись (ладоневая, пальчиковая).

Должны уметь:

- Пользоваться инструментами и материалами для нетрадиционного рисования;

- создавать разнообразные изображения предметов с помощью нетрадиционных приемов рисования;

- создавать индивидуальный, парный, коллективный и в сотворчестве со взрослыми рисунок;

-создавать рисунок по собственной инициативе.

Будут способны:

- высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению впечатлений, эмоций;

- проявлять бережное отношение к произведениям искусства, аккуратность и собранность, уважение, доброжелательность к сверстникам и взрослым;

- интересоваться проявлением красоты в окружающем мире и искусстве.

- приобретение важных социальных навыков- умеют действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату

- проявлять интерес и уважение к изобразительной деятельности друг друга

По итогам 2 года обучения:

должны знать:

-названия основных и составных нетрадиционных приемов рисования, их виды и различия;

-значение терминов: контур, абстракция, мозаика, контраст, монотипия, цвет, замысел.

Должны уметь:

-определять и называть технику и элементы нетрадиционного рисования;

-экспериментировать разными нетрадиционными способами рисования при создании образа;

-создавать сюжетный рисунок, используя несколько приемов нетрадиционного рисования; на свободную тему;

-стилизовать природные объекты в декоративные на основе художественного отбора.

-владеть разными нетрадиционными примами выполнения работы с гуашью, природным и бросовым материалом.

-проявлять оригинальность и новизну во время решения творческой задачи.

Будут способны:

- проявлять устойчивый интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве, исследовательское поведение, инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе освоения искусства нетрадиционные рисования;

- высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению впечатлений, эмоций;

- адекватно оценивать результаты деятельности (свои, других детей, стремиться прислушиваться к оценке и мнению взрослого.

Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя 3 части:

• вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация;

• основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка

• заключительная часть – анализ детских рисунков (рассматривание рисунков, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).

Методы и приёмы обучению нетрадиционному рисованию

• Наглядные методы и приемы.

К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры,

-репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

-Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов:

-- показ жестом;

- показ приемов изображения.

Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями. Показ воспитателем способов изображения показ сопровождается словесными пояснениями.

При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке детали, не усвоившим тот или иной навык. Постоянный показ приемов выполнения задания приучит детей во всех случаях ждать указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов.

• Словесные методы и приемы обучения

-Беседа. Её вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию, изображать или разъяснить новые приемы работы.

- Художественное слово. Оно дополнит друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.

• Игровые приемы обучения

Это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения.

Их цель – сделать более эффективным процесс обучения детей. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение

умениями изображать линии и простейшие формы Включение игровых моментов в изобразительную деятельность продолжается и при изображении предметов.

При использовании игровых моментов весь процесс обучения не должен превращаться в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.

• Эмоциональный настрой. Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей. На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: умеривает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.

• Педагогическая драматургия. На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в Страну Рисования. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования - все это помогает развивать у детей эмоции и воображение.

Факторы, позволяющие не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия:

• Разнообразие мотивационного момента; разнообразие и вариативность работы с детьми;

• Новизна обстановки;

• Необычное начало работы;

• Красивые и разнообразные материалы;

• Интересные для детей неповторяющиеся задания;

• Возможность выбора;

Рисования с помощью бросового материала.

Нетрадиционные художественные техники

«Пальцеграфия»рисование пальцами руки.

«Ладоневая живопись»рисование ладошками.

«Пяточки»рисование ножками.

«Эстамп» – штампик из веревочки, картона, овощей.

Рисование листиками растений.

Рисование поролоном.

«Набрызг» – с помощью зубной щетки.

«Тонировка»рисование солью, песком, крупой.

«Точнография»рисование ватными палочками.

«Кляксография»рисование кляксой.

«Монотипия» – двойная печать на бумаге.

«Выдувание»рисование с помощью трубочки.

«Коллаж» – сочетание рисования и аппликации.

«Рисование бусинками, шариками, камешками».

«Мокрая живопись»рисование на мокрой бумаге.

«Тампонирование»рисование промакиванием тампоном из ваты, поролона.

Работа с использованием разнообразных нетрадиционных техник изображения является эффективным средством развития творческих способностей детей дошкольного возрасте при условии систематической образовательной деятельности в взаимосвязи с разнообразными приемами обучения.

Продолжительность и периодичность занятий:

3-4 года: 15 минут 1 раз в неделю.

4-5 лет: 20 минут 1 раз в неделю.

Оборудование:

1. Бумага разного формата и фактуры.

2. Краски, гуашь, акварель.

3. Мелки восковые, уголь, свеча.

4. Кисти № 1,2,3,4,6 + жёсткие кисти

5. Тушь.

6. Подручный материал: сухие листья, цветы, сырые овощи, поролон, нитки, пластилин, ткань, природный материал, коктейльные трубочки

7. Поролоновые тампоны,

8. Расческа

9. Трафареты

10. Крупа

11. Штемпельная подушка

12. Фломастеры, цветные карандаши, простые карандаши.

Механизм отслеживания качества дополнительной образовательной программы

В программе «Кисточка» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются адаптированная диагностическая методика Волегова Н. Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста)

Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста

Разделы Уровни развития

Средний Высокий

Техника работы с материалами Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь. Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами.

Предметное и сюжетное изображение Передают общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным. Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержание сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине. Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество.

Декоративная деятельность Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования. Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами.

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.

Ф. И. ребенка Техника работы

с материалами Предметное и сюжетное изображение Декоративная

деятельность

9 5 9 5 9 5

В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н.

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты нужны, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям.

Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей. Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.

Литература:

1. Баймашова В. А. 33 занятия по рисованию в детском саду– М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2013.

2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

3. Давыдова Г. Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники– М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2016.

4. Немешаева Е. Разноцветные ладошки –М. : «Айрис Пресс», 2013.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная-дополнительная общеразвивающая программа «Техно-детки» «ТЕХНО-ДЕТКИ» Дополнительная образовательная – дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике для детей дошкольного возраста.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно эстетической направленности «Особый взгляд» Пояснительная записка. Направленность программы «Особый взгляд» является программой художественно-творческой направленности, предполагает.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Белошвейка» Автор - составитель: Хачатурова Наира Сергеевна педагог дополнительного образования Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей 4–5 лет «Театр» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театр» для детей 4 – 5 лет муниципального автономного.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Теремок» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивающие занятия с психологом» Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ Муниципальное автономное учреждение Дополнительного образования Центр дополнительного образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа мяча» для детей старшего дошкольного возраста Данная Программа будет доступна по ссылке: https://drive.google.com/open?id=1bGvoq9NczhJDOK6fsXJ-MAXCOhxgpBJI Программа дополнительного.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «По дороге к азбуке» Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развивайка» Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая.

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа кружка) «Маленький горожанин» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мир детства – это особый мир, со своим видением жизни, со своими фантазиями и переживаниями, с ожиданием чего-то нового.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа нетрадиционного рисования «Кисточка»
Опубликовано: 12 февраля 2019 в 16:34
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД