Папки-передвижки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по интеллектуальному развитию

Ирина Шубина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по интеллектуальному развитию

Содержание

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 2

1.1. Пояснительная записка 2

1.2. Цель и задачи программы 3

1.3. Содержание программы 3

1.4. Планируемые результаты 12

Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 12

2.1. Календарный учебный график 12

2.2. Условия реализации программы 12

2.3. Формы аттестации 12

2.4. Оценочные материалы 12

2.5. Методические материалы 14

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по интеллектуальному развитию» размещена в разделах

2.6. Список литературы 14

Аннотация 15

Приложения 17

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1. Пояснительная записка

Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.

Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам. В последнее время актуальным является экологическое направление, художественно-эстетическое и интеллектуальное.

Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, педагогов-психологов не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Кроме того, последнее время акценты делались на работу с детьми, имеющими трудности в усвоении программы. Дети же, имеющие высокий уровень познавательных способностей, оставались без должного внимания. Разработанная программа позволит устранить этот недостаток.

Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.

Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

В данной программе показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата. Именно с помощью метода использования логических задач и упражнений можно повысить эффективность развития мыслительных операций у дошкольника.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В процессе этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Цель: Развитие интеллектуальных способностей и творческо-поисковой активности детей 6-7 лет.

Задачи:

1. Формировать обще интеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов).

2. Прививать практические навыки решения простых логических задач и знакомство с основными понятиями геометрии на плоскости и в пространстве.

3. Развивать внимание, память, сообразительность, любознательность, терпение.

4. Развивать мелкую моторику.

5. Развивать элементы творческого мышления.

6. Воспитывать желание играть в интеллектуальные игры, проявляя настойчивость, находчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь, понимание юмора.

1.3. Содержание программы

Программа имеет следующие разделы:

1. «Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений» (игра –головоломка «Танграм», «Монгольская игра»);

«Игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов» («Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», игра «Сложи узор» (кубики Никитиных);

2. «Игры для развития интеллектуальных способностей» (лабиринты, ребусы, задания на нахождение отличий и сходства, логические задачи);

3. Игры «Подумай и нарисуй» (создание интересных рисунков и узоров по клеточкам).

Краткое описание:

Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.

Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй окно в доме). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий).

Работа с геометрическими фигурами различной сложности. Выкладывание картинок из геометрических фигур и специальных наборов.

Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.

Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т. д. Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.

Ограничение. Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей. Исключение четвертого лишнего.

Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.

Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т. п.

Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить умению высказывать свои рассуждения.

Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.

Ориентировка на листе бумаги, работа по клеточкам.

Для достижения образовательной цели используются методы:

словесный,

наглядный,

практический,

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный,

частично-поисковый,

исследовательский,

проблемный,

игровой методы

а так же:

убеждение,

поощрение,

упражнение,

стимулирование,

мотивация.

Этапы реализации:

1. Диагностический (2-15 сентября)

2. Практический (16 сентября – апрель)

3. Аналитический (май)

Перспективное планирование

Раздел Содержание занятия Цель, задачи

Знакомство с геометрическими фигурами 1.«Диктант», «Раскрась фигуру», «Лото из фигур», «Дорисуй фигуру» Развивать внимание, умение слушать и точно выполнять указание взрослого, ориентироваться в пространстве. Учить детей последовательному зрительному обследованию и словесному описанию формы предметов. Учить выполнять задания с геометрическими фигурами.

2.«Найди два одинаковых зонта», «Раскрась фигуры в соответствии с образцом», танграм «Заяц»

3.«Задание про кубики», «Раскрась одним цветом фигуру и ее вид сверху», танграм «Журавль»

4.«Кто больше увидит?» (обследование и описание предмета, парные игрушки, «Найдите на картине геометрические фигуры», «Раскрась фигуры» (2, «Куб» (с прорезями, фигурками)

5.«На какую фигуру похожа картинка?», «Фигура в фигуре», «Раскрась фигуры по заданию»

6.«Диктант», «Фигура – картина», «Разрисуй по образцу», «Раскрась фигуры» (на время)

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений.

Игры на воссоздание фигур – силуэтов из специальных наборов. 7. «Монгольская игра» (жираф, логическая задача (про колобков, «Догадайся, где что спрятано» (мешочки) Развивать внимание, умение слушать и точно выполнять указание взрослого, ориентироваться в пространстве. Учить детей последовательному зрительному обследованию, составлению из геометрических фигур изображения и картинки по образцу педагога, по собственному замыслу.

8. «Монгольская игра» (ослик, кот, лабиринт «Машина едет в гараж», «Говори наоборот» (колючий – пушистый, холодный – горячий)

9. «Монгольская игра» (по замыслу, «Найди на рисунке десять колокольчиков», «Говори наоборот» (глубоко – мелко, зима – лето).

10. Знакомство с играми: «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг»; «Дорисуй» (на время, яблоко – лист, дом – окно, «Назови одним словом» (овощи, фрукты, игрушки, транспорт)

11. «Сложи картинку» (из знакомых фигур по замыслу, «Построй дорожку» (Кот, петух и лиса, «Назови одним словом» (мебель, посуда, инструменты).

12. Знакомство с кубиками Никитиных: из 4-х кубиков выложить елку, конфетку, фонарик; рассуждение «Чем отличается день от ночи?»; лабиринт «Мышь»

13. Кубики Никитиных: из 9 кубиков выложить окошко, дверь, кувшин, елку; «Найди и сосчитай сколько бабочек спряталось от зайки», загадки о зиме, новом годе.

14. Кубики Никитиных: их 9 кубиков выложить светофор, «Раскрась картинки» (игрушки – желтым, посуду – синим, одежду – зеленым, Лабиринт «Улитка», «Дорисуй предметы в пустых клетках».

Игры для развития интеллектуальных способностей 15. Задания на запоминание: запомнить 10 слов, фразу, стихотворение; Задание на смекалку: зачеркни лишнюю единицу; Реши примеры; «Сколько дней в неделе?»; «Обратный счет». Логические задачи (Логика, лист 16)

Развивать способность обозначать словами существенные признаки предмета, активизировать словарь. Формирование обще-интеллектуальных умений (операции, анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов). Развивать умение концентрировать и распределять внимание, включать части в целое, наблюдательность, закреплять навыки счета; обобщать, умение классифицировать, самоконтроль.

Развивать умение соотносить усвоенные знания с изображением на картинке.

16. Упражнение на обобщение, классификацию (Логика, лист 2, «С какой буквы начинается слово?»; «Продолжи ряды чисел»; «Вставь пропущенные числа»; «Соседи чисел»; «Назови профессии».

17. «Сосчитай зверей по порядку»; «Учимся писать цифры по точкам» (1-5); «Узор на варежках и носочках»; «Штриховка» (шары);

«Узор по клеточкам» (по образцу).

18. «Четвертый лишний»; «Угадай персонаж» (развитие речи, воображения); «Раскрась фигуры» (раскрась треугольники так, чтобы самый маленький был не желтым и не зеленым, а самый большой не желтым и не синим); «Лабиринт» (капелька, «Сделай все мячики (бабочки) одинаковыми» (Логика, лист 3)

19. «Четвертый лишний» (словесный материал);

«Нарисуй по правилам» (помести в три прямоугольника круг, треугольник и квадрат так, чтобы в первом был не квадрат и не треугольник, а треугольник и круг не оказались рядом); «Назови соседей числа…»; Лабиринт (выход из середины, «Аналогии» (Логика, лист 5)

20. «Продолжи …» (дни недели, счет до 10 и обратно); «Раскрась квадраты» (раскрась квадраты, учитывая, что синий и зеленый имеют одинаковые размеры, а красный и синий находятся рядом);

«В чем отличия?» (развивать умения искать и находить сходства и отличия, рассмотреть две похожие картинки, имеющие незначительные различия между собой, назвать как можно больше таких отличий); «Отгадай загадку» (насекомые, картинки)

21. «Найди одинаковые» (воспитатель выкладывает перед детьми пять карточек, дети должны найти среди них одинаковые); «Составь группу» (составить как можно больше групп из заданных

предметных картинок или слов, дети объясняют, почему они объединили эти предметы (слова); Лабиринт (зайчата идут к дому); «Штриховка» (сверху вниз, мишки); «Обведи клеточки», «Отрицание» (Логика, лист 11)

22. «Что подходит?» (соединить линией подходящие друг другу предметы и назвать их одним словом);

«Что лишнее?» (зачеркнуть лишний предмет); Лабиринт «Иван»; Числовой домик (7-10); «Умные вопросы» (1-10)

23. Числовой домик (9-10); Звуковой состав слова (бабочка, цветок, солнце, дружба); Лабиринт «Иван»; «Определение» (рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий, но нельзя называть свой предмет и жестикулировать); «Умные вопросы» (11-20)

24. «Логические задачи» (Логика, лист 15, Лабиринт «Домики», Звуковой состав слова (бархотка, пион, гвоздика, незабудка, «Умные вопросы» (20-30, Числовой домик (9-10, Рисуем по клеточкам (2, птичка, кот)

Игры «Подумай и нарисуй» - создание интересных рисунков и узоров по клеточкам. 25 «Нарисуй нужную фигуру в пустой клетке»; Звуковой состав слова (весна, небо, трава); «Умные вопросы» (30-40); Состав числа (10); «Определение» (см. зан. 23); Рисуем по клеточкам «Девочка пляшет»

Развивать умение концентрировать и распределять внимание, включать части в целое, самоконтроль. Учить детей последовательному зрительному обследованию, составлению картинок по образцу на листе в клеточку. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

26. «Умные вопросы»; Звуковой состав слова; Состав числа (10); Рисуем по клеточкам «Кенгуру»

27. «Кто что поймал?»; «Нарисуй в прямоугольниках» (в верхнем правом-флажок, в верхнем левом-мячик, в нижнем правом-звездочку, в нижнем левом- шарик); Рисуем по клеточкам «Собака»

28. Загадки «Времена года»; «Нарисуй в прямоугольниках» (в в. пр. -овал, в в. л. -квадрат, в н. пр. -круг, в н. л. -ромб); Рисуем по клеточкам «Парта»

29. «Составь группу» (как в зан. №21); «Назови одним словом» (одежда, мебель, времена года, насекомые);

Рисуем по клеточкам «Кораблик»

30. «Продолжи…» (счет до 10 и обратно);

«Подсчитай и скажи» (счет звуков в слове);

Рисуем по клеточкам «Самолет»

31. Упражнение на умозаключение (Логика, лист 14, «Найди по описанию»; Рисуем по клеточкам «Дракон»

Конкурсное занятие 32. «Умные вопросы»; Звуковой состав слова; «Кто спрятался в лесу»; Состав числа (10); «Четвертый лишний»; Рисование по клеточкам (ключ)

1.4. Планируемые результаты

Овладение приемами логического мышления: умение сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.

Умение ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ; практическим путем решать простые логические задачи.

Умение детей запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.

Участие детей в интеллектуальных играх, проявляя настойчивость, находчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь, понимание юмора.

Блок №2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

2.1. Календарный учебный график

Период реализации: один год. Основной формой работы в «Юном интеллектуале» являются игровые занятия, которые проводятся один раз в неделю (понедельник). Продолжительность занятия 30 минут.

2.2. Условия реализации программы

Программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет, которые по результатам педагогической диагностики имеют уровень развития мышления не ниже среднего.

Занятия с детьми проводятся в кабинете педагога-психолога, где подобрана по росту мебель (стулья и столы). В наличии имеется игровое оборудование (демонстрационные и раздаточные материалы, предусмотренное содержанием программы, на каждого обучающегося.

Для работы с дошкольником есть письменное согласие от родителей на каждого ребенка (приложение №1)

2.3. Форма аттестации

Контроль осуществляет педагог-психолог, старший воспитатель и заведующий.

Способ проверки результатов работы: две диагностики (промежуточная (январь) и итоговая (май) уровня усвоения операций логического мышления; участие в интеллектуальных конкурсах.

2.3. Оценочные материалы

Критерии оценки усвоения программы :

Качественные:

Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре, подгруппе и группе сверстников.

Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т. к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен с помощью взрослого справиться с заданием, может самостоятельно составить описательный рассказ о них. Затрудняется иногда самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре и подгруппе, но испытывает трудности при работе в группе.

Количественные:

Отслеживание и фиксация образовательных результатов проходит в форме готовой работы ребенка, журнала посещаемости, материалы тестирования.

Демонстрация образовательных результатов по итогам проведения интеллектуального конкурса «Юный интеллектуал» внутри детского сада, городской интеллектуальной олимпиады «Малые академики».

Оценочные материалы

Для тестирования используются:

«Тестовая беседа» С. А. Банкова, выявление степени психосоциальной зрелости;

рисование «Домик» Н. И. Гуткина, для выявления умения ориентироваться на образец, умение точно скопировать предмет;

«Схематизация» (Бардина Р. И., который содержит задачи на использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве, показывает уровень развития наглядно-образного мышления;

тест «Корректурная проба» - оценка переключения и распределения внимания ребенка, исследует уровень произвольной регуляции поведения;

«Графический диктант» - изучение умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого;

«Назови одним словом» - выявление умения обобщать;

«Установи последовательность» - выявление сформированности форм мышления: понятий, суждений, умозаключений.

2.5. Методические материалы

Данную программу может реализовать педагог-психолог или воспитатель, используя игры и упражнения:

1. «Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений»

игра – головоломка «Танграм», «Монгольская игра» и т. п. ; («Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред. Л. А. Венгера. М., «Просвещение», 2001);

2. «Игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов» «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», игра «Сложи узор» (кубики Никитиных);

(журнал «Смекалочка» № 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 12 /2011г);

Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Академия развития», 2003;

Никитин Б. П. Интеллектуальные игры. М. : Педагогика, 2009;

https://mama.ru/tag/method-nikitinyh

https://www.razumniki.ru/nikitiny.html)

3. «Игры для развития интеллектуальных способностей»

лабиринты, ребусы, задания на нахождение отличий и сходства, логические задачи;

(«Игры, ребусы, загадки для дошкольников». Сост. Т. И. Линго – Ярославль: «Академия развития», 2006;

«Помоги принцу найти Золушку» Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А., Мю: Просвещение, 2001;

Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Академия развития», 1996)

4. Игры «Подумай и нарисуй»

создание интересных рисунков и узоров по клеточкам;

(Голубина Т. С. Чему научит клеточка. – М. : Мозаика-Синтез, 2004)

2.6. Список литературы

1. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М. : Роспедагенство, 2002.

2. Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 2005.

3. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. М., 1984 // www.pedlib.ru.

4. Голубина Т. С. Чему научит клеточка. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.

5. Диагностика умственного развития дошкольников. М. : Педагогика, 2003.

6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред. Л. А. Венгера. М., «Просвещение», 2001.

7. Журнал «Смекалочка» № 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 12 /2011г.

8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 2000.

9. Игры, ребусы, загадки для дошкольников. Сост. Т. И. Линго – Ярославль: «Академия развития», 2006.

10. Копытов Н. Задачи на развитие логики, М. 2004.

11. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

12. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателей дет. сада. -М. : Просвещение, 2003.

13. Немов Р. С. Психология. Книга 1, М., 2001.

14. Никитин Б. П. Интеллектуальные игры. М. : Педагогика, 2009;

15. Поддьяков Н. Н. и др. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2004.

16. Помоги принцу найти Золушку» Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А., М. : Просвещение, 2001;

17. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Академия развития», 2003.

18. Широкова Г. А. Практикум для детского психолога / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. – Ростов н/ Д: Феникс, 2005.

19. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/ Д: «Феникс», 2004.

18. https:// pedsovet.ru

19. https://nsportal.ru

20. https:// doshvzrast.ru

21. https://mama.ru/tag/method-nikitinyh

22. https://www.razumniki.ru/nikitiny.html

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная-дополнительная общеразвивающая программа «Техно-детки» «ТЕХНО-ДЕТКИ» Дополнительная образовательная – дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике для детей дошкольного возраста.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Белошвейка» Автор - составитель: Хачатурова Наира Сергеевна педагог дополнительного образования Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир красок на ладошке» Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования "Детско-юношеский центр" станицы Ленинградской муниципального образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Теремок» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа нетрадиционного рисования «Кисточка» Раздел № 1. I Пояснительная записка В программе «Кисточка» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования,.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивающие занятия с психологом» Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ Муниципальное автономное учреждение Дополнительного образования Центр дополнительного образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развивайка» Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая.

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа кружка) «Маленький горожанин» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мир детства – это особый мир, со своим видением жизни, со своими фантазиями и переживаниями, с ожиданием чего-то нового.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по интеллектуальному развитию
Опубликовано: 20 марта 2019 в 23:08
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД