МААМ-картинки

Консультация «Место проектной деятельности в образовательном процессе в ДОУ»

Ирина Богдан
Консультация «Место проектной деятельности в образовательном процессе в ДОУ»

«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая. Ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А. И. Савенков).

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Современной стране нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди. Способные самостоятельно принимать решения. Соответственно на сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс. Следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает собой изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком.

Публикация «Консультация „Место проектной деятельности в образовательном процессе в ДОУ“» размещена в разделах

Современное информационное общество ставит перед образованием новые задачи: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь. Вместо накопления знаний необходимо сегодня ориентировать детей на развитие способности приобретать знания:проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения.

На помощь приходит метод проектов, интегрирующий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.

Модернизация и реформирование всей образовательной системы, вступление ФГОС ДО требуют от нас повышения качества образования, использование новых технологий в работе с детьми.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Проект — это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, — это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это — метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это — звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Проектная деятельность в нашем детском саду внедряется в практику педагогами уже несколько лет. Переход на проектный метод проходил постепенно и был обусловлен включением в детскую деятельность проблемных ситуаций, детского экспериментирования. Метод проектов выступал и как форма организации образовательного пространства и как метод развития творческого познавательного мышления. Темы проектов часто вырастают из специальных занятий по познавательному развитию, идеи для новых проектов находят сами дети. Основной задачей является насыщение детских проектов, создание собственных проектов внутри коллективного. Таких как: лэпбук, детский альбом, детские рассказы.

Самым первым стал творческий проект «Каникулы». Целью этого проекта было, во-первых, дать возможность детям отдохнуть от интеллектуальных нагрузок, оставив только творческую деятельность; а во-вторых, стояла задача объединить коллектив педагогов, детей и родителей интересной совместной деятельностью. Теперь «Каникулы» - наша любимая традиция. К каникулам начинаем готовиться уже с января, пишутся сценарии, шьются костюмы, ищутся таланты, составляются программы, проходят репетиции, готовятся афиши, пригласительные билеты и т. д.

Кардинально изменилась деятельность педагога, который стал организатором проектной деятельности, руководителем проекта, консультантом, партнером.

Для меня важной составляющей является планирование проекта.

Проектная деятельность начинается с проблемной ситуации – спланированное, специально задуманное педагогом средство, направленное на пробуждение интереса у детей к обсуждаемой теме, или с сюрпризного момента, внесения предметов педагогом или самим ребенком, которые очень интересны детям, наводят их на вопросы, размышления, к развитию сюжета проектной деятельности. Создание игровой ситуации (проблемной ситуации, целевой установки, любой мотивации, стимулирующей активность детей к поиску ее решения (доступность каждому ребенку, современность, качество и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций). В своей деятельности я использую «волшебную коробку», она очень интересна детям, куда кладутся различные предметы, их дети могут не видеть, а только ощупать. Сразу появляются обсуждения, вопросы, предположения. Важно определить проблему (круг вопросов) проекта и пути их решения (проектирование, планирование, определить цели и задачи развития, обучения, воспитания, продумать педагогическое сопровождение ребенка в деятельности.

Результаты творческой деятельности в детском саду оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома. Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

А также делает образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия родителей.

Появились удивительные проекторолево-игровые и творческие проекты: «Сказка за сказкой», «Волшебные страницы». Кроме того, используются и такие виды проектов, как: комплексные, например «Мир сказок», «Книжкина неделя»; творческие, например «Мир игрушек», «Транспорт»; «Цветы», «Мир насекомых», «Волшебные страницы», «Минералы – сокровища земли», «Экзотические фрукты», «Друзья наши меньшие», «Что растет в огороде»; групповые, например «Познай себя», «Подводный мир», «Увлекательный космос», «Это Дедушка Мороз!»; индивидуальные, например «Моё любимое животное»; исследовательские, например «Живая вода», «Что это?».

Поисково – творческий, долгосрочный проект «Создание уголка «Народные традиции и обычаи»

В процессе поисковой деятельности во время проекта дети познакомились c историей Краснодарского края, г. Новороссийска. Как возник город, почему носит такое интересное название. В ходе реализации проекта дети знакомились приметами, поговорками.

Детям загадывались загадки, декламировались народные высказывания, прослушивали звуки живой природы.

Также в ходе проекта была проведена работа с родителями, направленная на расширение представления родителей о народных традициях и обычаях. приобщение родителей к участию проекте, выставках народного творчества.

Дети в процессе работы над проектом много узнали о людях, которые прославили свой город, свою страну. Открытием для детей явилось то, что у города Новороссийск есть свой флаг и герб. Особенно важной явилась работа по ознакомлению детей с музеями города.

В нашем детском саду уже существует проект Черное море. Но получилось так, что Проект «Обитатели Черного моря» возник из совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

Сегодня, каких только морских диковин не увидишь на прилавках магазинов. В группу мною была принесена морская раковина большого размера, её поместили в «волшебную коробку». Дети стали задавать вопросы родителям, педагогам, а что мы можем им ответить?

Собрались все вместе, отправились в путешествие, и решили: каждый выберет какого-то обитателя, все о нем разузнает и со всеми поделится своими познаниями. Были поставлены детские цели, узнать, как можно больше о обитателях, моллюсках и т. д.

А для себя, педагогов, была определена цель проекта: научить детей работать в группах, планировать деятельность, самостоятельно получать информацию, используя доступные средства, делать презентацию полученного продукта.

Педагоги помогли каждому ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу (целеполагание);

Разработали план достижения цели (обсуждение с родителями).

Привлекли специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

Составили план-схему проекта;

Организовали сбор и накопление материала;

Домашние задания для самостоятельного выполнения;

Продумали формы презентация продуктов.

Продолжительность: 3 недели.

Актуальность. Формирование экологической культуры детей в условиях ДОУ; Расширение и дополнение знаний у детей об обитателях моря, чем питаются, как живут под водой;

Проблема. У морских обитателей особая среда обитания – вода. Дети сравнительно редко бывают возле каких-либо водоемов и практически не имеют возможности наблюдать их естественной среде. Даже летом, отдыхая на море или реке, т. е. на пляжах, невозможно увидеть морских обитателей и красоту подводного мира. Надо помочь детям узнать, «увидеть» «царство» обитателей моря.

Детская проблема. Кто такие морские обитатели? Что дети знают о них? Что хотели бы узнать? Как они могут это узнать?

Цель:

Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о морских обитателях.

Для работы с детьми по проекту были определены следующие задачи:

1. Познакомить детей: внешним видом, средой обитания и т. д. ;

2. Учить, совместно с родителями, находить информацию, составлять историю с детскими иллюстрациями

3. Обмениваться полученной информацией с товарищами по группе, анализировать ее, договариваться о формах публичного представления своего продукта, воплощать полученные знания в творческих работах (рисунках, коллажах, лепке, аппликации и т. д.

4. Расширять кругозор, словарный запас детей; разучивание стихов пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики, загадывание загадок, словотворчество;

Название итогового мероприятия: В гостях у Черномора.

Формирование собственного творческого продукта: выставка творческих работ, коллажи, меню блюд, доклады, газеты, сообщения о обитателях, познавательные опыты с водой.

Мы считаем, что постепенно, работая по такой системе, можно добиваться очень важных для педагогов ДОУ результатов:

• Повышение творческого потенциала ребенка.

• Формирование у ребенка умения планировать.

• Компетентность педагога в работе с детскими проектами.

• Установление взаимосвязи с семьей.

• Объединение усилий педагогического коллектива в реализации ФГОС ДО.

Особое место в проектной деятельности должно уделяться детским проектам. Во время прохождения всех этапов создания и реализации индивидуального проекта ребенок понимает, что к нему серьезно относятся. Он с удовольствием привносит свои идеи, определят собственные интересы, и задача педагога и родителей на этом этапе помочь самому все попробовать и терпеливо идти к цели. Представить аудитории результат своей работы. Взрослые должны быть рядом с ребенком, а не над ним. Но все же детские проекты в том виде, в котором они должны быть, не всегда удается реализовать, из недостаточного количества времени, неумение распределять время педагогом, разный уровень развития (построение индивидуальной работы, отсутствие интереса у родителей.

Самый важный результат – создание настоящего сообщества детей; детей и воспитателей; детей, воспитателей и родителей.

Дети развивают свой собственный характер естественным образом. Проекты учат верить в свои силы. Проекты помогают детям использовать и развивать свой внутренний потенциал, помогают действовать в зоне ближайшего развития.

Проекты позволяют использовать знания, идеи, навыки тогда, когда у ребенка в этом действительно возникает необходимость. Ребенок может научиться: аргументировать свою позицию, оппонировать мнение собеседников, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, анализировать, самостоятельно работать с информацией и источниками; быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника, быть руководителем или исполнителем, занимать творческую позицию. Педагог становится в совершенно новую позицию: выступает не транслятором знаний, а соучастником образования ребенка, создателем условий, обеспечивающих выбор; при необходимости – советчиком, организатором деятельности, помогающим выбрать правильные пути решения различных задач.

Публикации по теме:

«Теоретические основы проектной деятельности. Место проекта в педагогическом процессе ДОУ». Семинар для педагогов «Теоретические основы проектной деятельности. Место проекта в педагогическом процессе ДОУ». Форма проведения:.

Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ Войдёт компьютер в детство, Войдёт с грядущим веком. Не зря ведь ИКТ Мы прочно увлеклись. Мы живем в условиях стремительного роста информационного.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Консультация для педагогов «Информационные технологии в Образовательном процессе ДОУ» Консультация для педагогов «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ» В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии.

Использование инновационных здоровьесберегающих технологии в образовательном процессе ДОУ Введение Современная жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения.

Опыт работы по теме: «Место и роль игровой деятельности в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДО»Опыт работы по теме: «Место и роль игровой деятельности в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДО» Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад №2 комбинированного вида Опыт работы по теме «Место и роль.

Формирование экологических представлений у дошкольников в образовательном процессе средствами проектной технологии Педагогический совет «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в образовательном процессе средствами проектной.

Практикум по игровым технологиям в образовательном процессе ДОУ Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать всех присутствующих в нашем дошкольном образовательном учреждении. Сегодня мы с вами.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Экологическая сказка. Кейс-технология в образовательном процессе ДОУ Кейс-технология в образовательном процессе ДОУ «Экологическая сказка». Составитель: Иванова Анна Андреевна Воспитатель: Иванова Анна Андреевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Место проектной деятельности в образовательном процессе в ДОУ»
Опубликовано: 2 февраля 2018 в 02:33
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД