Папки-передвижки

Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ

Елена Лисовенко
Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Войдёт компьютер в детство,

Войдёт с грядущим веком.

Не зря ведь ИКТ

Мы прочно увлеклись.

Мы живем в условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Ни одна из современных образовательных технологий не возможна без использования информационно-коммуникационных технологий.

Публикация «Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах

Хотя аббревиатурой ИКТ ныне широко пользуются, этот термин имеет разные значения, в зависимости от ситуации. В контексте образования – это понятие обычно подразумевает средства ИКТ и методы их использования для поддержки процессов обучения и других видов познавательной и развивающей деятельности.

- Скажите, пожалуйста, а есть ли разница между информационно-коммуникационными технологиями и информационно-коммуникативными. И если да, то в чем? (ответы)

- Вашему вниманию представляю небольшой глоссарий по данной теме:

Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии – определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Таким образом, под ИКТ в нашем случае подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, интерактивных досок, цифровых видео- и фотокамер, программируемых игрушек и других подобных устройств, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного развития.

ИКТ – это технологии обмена информацией, коммуникации

Подразумевается использование :

информации в электронном формате: текст, видео, аудио, анимация, изображение

информационных носителей: DVD, CD, флэш-памяти

мультимедиа: игровые компьютерные программы, презентации, обучающие игры и др.

аудиовизуального оборудования: компьютера, ноутбука, ЖК-телевизора, проектора, фоторамки, интерактивной доски….

Современное общество, развивающееся на базе использования новых информационно-технических средств, предъявляет все большие требования к информатизации и в дошкольных образовательных учреждениях. Информационно-компьютерные технологии стали активно применяться в ДОУ. Нормативно-правовой базой для этого процесса является ряд нормативных документов. Вот некоторые из них:

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ;

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155;

"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" "СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г. №26;

«Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы» «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03;

Инструктивно-методическое письмо "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных формах обучения" Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16;

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года;

ГОСТ Р 53620-2009 Электронные образовательные ресурсы;

ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникативные технологии в образовании.

Практическое задание по нормативно-правовой базе на компьютере

Прошу Вас, уважаемые гости, разбиться на группы и пройти за компьютеры. На рабочем столе находится папка «Нормативные документы». Открываем ее. Каждой группе будет дано задание:

1. Открывайте Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ (статьи 16, 18, 28, 29). Ваша задача найти информацию, касающуюся применительно к ИКТ.

2. Открываете "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" "СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г. №2, «Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы» «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03. В первом документе находите главу XI «Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса.

Вопрос: «Сколько минут длятся занятия в каждой возрастной группе.»

Во втором документе находите «Организация занятий с ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста»

Вопросы: «Что нужно учитывать при организации занятий на ПЭВМ»

3. Открываем «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155 и находим информацию, относящуюся к ИКТ.

4. Открываем профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года;

5. Открываете документы: ГОСТ Р 53620-2009 Электронные образовательные ресурсы и ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникативные технологии в образовании. Ваша задача пояснить что такое электронные образовательные ресурсы и ИКТ в образовании кратко.

Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса : администрация, педагоги, воспитанники и их родители. Повысить качество образования в ДОУ через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий.

Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Задачи использования ИКТ :

разработать и апробировать технологию мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;

создать тематическую копилку мультимедийных презентаций;

увеличить объем использования информационно-компьютерных технологий с субъектами образовательного пространства : администрация, педагоги, родители, воспитанники.

Каковы же основные направления развития ИКТ

На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.

В нашем дошкольном учреждении педагоги активно используют в своей деятельности ИКТ. Можно выделить 3 основных области применения ИКТ:

1. ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний (ИКТ в работе с детьми).

2. ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр, является ведущим направлением моей работы (ИКТ в работе с родителями).

3. ИКТ целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ (ИКТ в работе с кадрами).

Области применения ИКТ в образовательном процессе

1. Работа с кадрами

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

Ведение документации: В процессе образовательной деятельности педагоги нашего ДОУ составляют календарные и перспективные планы, готовят материал для оформления родительского уголка в приемных, изготавливают раздаточный и демонстрационный материалы, составляют электронные портфолио.

В детском саду накоплен фото и видеоматериал о жизни в группах, о праздниках и развлечениях наших детей, открытых занятиях. Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению качества педагогического процесса. Такая форма работы наиболее приемлема при сопровождении молодых начинающих педагогов. Библиотека методической литературы преобразуется в медиатеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях.

Мы имеем возможность осуществлять обмен деловой корреспонденцией, отчётной документацией с органами управления образования, преподавателями КРИПК и ПРО, редакциями издательств методических изданий и журналов, а также участвовать в дистанционных семинарах и интернет-педсоветах.

Использование информационных технологий способствует программному обеспечению воспитательно-образовательного процесса и управленческой деятельности. В методическом кабинете создан электронный банк данных: информационная база педагогов, в которой занесены сведения о стаже работы, сроках прохождения аттестации, участия в методической работе ДОУ, участие в профессиональных конкурсах. Ведутся электронные методические папки, в которых педагоги собирают свой наработанный материал (конспекты занятий, консультаций и др.)

Ежегодно обновляется база сведений о родителях (неполные, многодетные семьи, а также семьи, находящиеся в СОП).

Использование информационных технологий позволяет по-новому организовывать и проводить формы взаимодействия с кадрами.

Для проведения педагогических совета составляются презентации с заданиями, которые в силу наглядности делают более простым усвоение трудного материала.

С помощью компьютерных технологий в ДОУ осуществляется подготовка и проведение презентаций проектов, разработанных педагогами.

Для педагогов мы организуем мастер-классы по изучению программ, которые нам можно использовать в работе и которые вызывают затруднения. Были проведены такие мастер-классы как «Создание обучающих игр в программе Power Point», «Возможности интерактивной доски», «Создание электронного портфолио и блога», «Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе».

Методическая работа, повышение квалификации педагога: В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Предлагаю вам список сайтов, информацию с которых чаще всего используем в нашей работе :

Полезные сайты:

https://planetadetstva.net/- «Планета детства», интернет-журнал для педагогов,

https://www.maam.ru/ - «МААМ», международный образовательный портал, учебные материалы для детского сада,

https://nsportal.ru/ - «Наша сеть», социальная сеть работников образования,

https://dohcolonoc.ru - «Дошколенок», сайт для воспитателей детских садов,

https://detsad-kitty.ru«Детсад», сайт для детей и взрослых,

https://pochemu4ka.ru«Почемучка», сайт для детей и их родителей,

https://doshvozrast.ru - «Дошкольный возраст», сайт для детского сада, воспитание ребенка в детском саду и семье,

https://www.o-detstve.ru/ - «О детстве», педагогический интернет-портал,

https://doshkolnik.ru/ - «Дошкольник», сайт для всей семьи,

https://igrateshka.ru/ - «Игратешка», игры, игрушки, викторины, головоломки, развлечения, розыгрыши, фокусы, сценарии праздников и др.

Наши педагоги имеют в социальных сетях: международный образовательный портал maam.ru, социальная сеть работников образования nsportal.ru свои блоги, в которых опубликовывают методические разработки, конспекты развлечений, праздников, занятий, творческие работы. Обмениваются опытом, обсуждают вопросы по педагогике и психологии.

Современное образовательное пространство требует от педагога регулярного повышения своей квалификации. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности. Два педагога прошли дистанционно переподготовку, получив дошкольное образование. При выборе таких курсов необходимо обратить внимание на наличие лицензии, на основании которой осуществляется образовательная деятельность.

Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки. При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурсов, количество зарегистрированных пользователей. В нашем детском саду 100% участие педагогов в Интернет-конкурсах, вебинарах.

Все педагоги владеют программами: Paint, Power Point, Excel, Word, Publisher, Windows Media.С помощью этих программ готовят конспекты ОД, портфолио воспитателей и специалистов, картотеки подвижных игр и дидактических, экспериментирования, театральных игр; программа Excel дает возможность делать табель посещаемости, строить диаграммы, графики по мониторингу освоения ООП или опросу. Презентации, проекты, отчеты по темам самообразования, отчет о проделанной работе в конце учебного года выполняется всё с помощью программы Power Point. Готовят фотоотчеты и размещают на официальном сайте ДОУ.

В ноябре месяце проводили районное методическое объединение для воспитателей старшего дошкольного возраста «Современные механизмы…». На этой встрече показали опыт работы по использованию ИКТ в работе с детьми и организовали мастер-класс по созданию игр.

Бесспорно важно использование ИКТ технологий и для ведения документации и для более эффективного ведения методической работы и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в работе педагога ДОУ является ведения воспитательно-образовательного процесса.

2. Работа с детьми:

Теперь педагоги при работе детьми могут использовать красочные учебные презентации для детей, фрагменты мультфильмов, фильмов, видеороликов, слайд-шоу, интерактивные игры.

В своей работе мы используем разные программы : педагог-психолог –по выявлению уровня развития ребенка старшего дошкольного возраста при подготовке к школе, интерактивное игровое пособие для психологической диагностики «Диагностическое лото» социально-личностное развитие дошкольника; учитель-логопед – «Приключения Логоши» и «Игры для Тигры»; воспитатели – «Уроки мудрой Совы», «Занимательная логика», «Мир вокруг нас», «Форма и цвет», «Творческая деятельность», онлайн-игры. Для детей организуем просмотр обучающих презентаций «Животные», «Времена года», «Правила безопасности» и др. по темам недели, видеофильмов по ПДД «Уроки Совуньи», «Азбука безопасности на дороге», «Смешарики. Азбука безопасности на дороге», исторические фильмы по достопримечательностям города, о писателях и др., прослушивают звуки природы, птиц. Дети старшей и подготовительной групп посещают компьютерный класс 1-2 раза в неделю, дети младшего и среднего возраста ходят в компьютерный класс для закрепления пройденного материала в игровой форме: конструируют, рисуют, раскрашивают, решают задачки, задания по темам недели.

С помощью мультимедийных презентаций разучивают с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления, стихотворения.

К занятиям по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуре» создана картотека презентаций по ознакомлению с народным творчеством, ремеслом, одеждой. Эти занятия воспитатели всегда проводят с использованием мультимедийного проектора или компьютерный класс. В компьютерном классе раскрашивают узоры матрешкам, выдумывают сами узоры для них.

При организации работы в компьютерном классе и при проведении занятий с применением ИКТ необходимо соблюдать требования САНПиН, иметь лицензированное программное обеспечение.

3. Работа с родителями:

Кроме этого информационные технологии активно используются и при организации взаимодействия с родителями воспитанников.

Работе с родителями в нашем детском саду уделяется большое внимание. Организуем дни открытых дверей, тематические родительские собрания, наглядная информация, размещенная на информационных стендах, досуги, утренники, конкурсы. Активно родители участвуют в проектной деятельности

Сейчас ни одно родительское собрание не представляем без использования ИКТ, а именно с использованием различных слайд шоу, фото презентаций, где родители прослеживают жизнь и творчество своих детей. Такой способ проведения родительских собраний позволяет наладить доброжелательные взаимосвязи с родителями.

На сегодняшний день в нашем ДОУ доступно использование сайта детского сада в работе с родителями. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского сада, группы, расписания занятий, проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях, объявления, новости.

Кроме этого, сайт детского сада является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Использование фоторамки для ознакомления родителей насыщенной и интересной садовской жизнью детей.

Для размещения на официальном сайте ДОУ и в групповых родительских уголках фотографий воспитанников следует не забывать требование к размещению фото и видео детей. это письменное согласие родителя (законного представителя).

Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация). В этом всем нам помогают родители. Они делают электронные проекты.

Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии) в электронном виде.

Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса в программе Movie Marker). Особенно нравится это направление работы родителям. Родители нам делают фотоотчет о праздниках.

Каждый год среди родителей проходит анкетирование по удовлетворенности качеством образовательных услуг в сети Интернет.

В каждой возрастной группе создана группа в социальной сети, в которой они обсуждают вопросы воспитания и образования детей.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества общения, т. е. коммуникации по трем направлениям:

Педагоги: педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус.

Дети: использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.

Родители: родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах и жизни детского сада.

Публикации по теме:

«Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ». Консультация для педагогов Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать.

Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУИспользование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ» Подготовила Воспитатель Концевая Светлана Сергеевна Информатизация общества существенно.

Использование ИКТ в образовательном процессе как средство развивающего обучения Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации.

Использование метода мнемотехники в образовательном процессе (Мастер-класс) Подписи к слайдам. Использование метода мнемотехники в образовательном процессе (Мастер – класс) Автор: воспитатель «МДОУ «Детский сад.

Использование народных игр в образовательном процессе ДОУ Дошкольное детство — возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнано, что это период рождения.

Использование народных сказок в образовательном процессе. Использование народных сказок в образовательном процессе. Сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал, являются эффективным.

Использование персонального сайта педагога в образовательном процессе Современное российское общество сегодня стоит на пороге постиндустриального развития. В нашу жизнь входят информационные технологии, система.

Использование презентаций Mimio в образовательном процессе Использование презентаций Mimio в образовательном процессе. • Актуальность Необходимость внедрения новых технологий неизбежно вытекает из.

Педагогический совет «Применение ИКТ в образовательном процессе» .

Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях ФГОС до» Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО» Описание, промежуточные результаты,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ
Опубликовано: 30 июня 2017 в 09:13
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лисовенко (УИ 126985) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД