Приложение МААМ

Метод проектов в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Елена Ленденева
Метод проектов в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное. Качество дошкольного образования напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогов. Для успешной педагогической деятельности педагоги должны обладать определенным набором компетенций.

В МКДОУ Кутуликский детский сад №3 с детьми работают опытные, профессионально грамотные педагоги, которые используют в работе с детьми новые технологии, методические разработки, парциальные программы, в данное время успешно реализуют ФГОС ДО. В работе с детьми применяют активные методы обучения, моделирование, ТРИЗ, кубики Н. А. Зайцева, игровые технологии. Эффективным считают внедрение в образовательный процесс метод проекта. На деловых часах (малых советах, консультациях, педсоветах неоднократно проводилась работа с педагогами по изучению метода проекта : изучили большое количество литературы, познакомились с этапами проектирования, использовали на практике модель трех вопросов, как один из приемов технологии проектирования, участвовали в работе районного семинара «Метод проекта в ДОУ». Воспитателей он заинтересовал тем, что носит интегрированный характер, и в основе каждого проекта лежит проблема. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей: исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. В ходе реализуемого проекта учитываем темы перспективного тематического планирования, предусмотренные Программой. Это позволяет достигать высоких результатов в выполнении Программы. Проектирование требует от педагога поиска инновационных средств, методов и приёмов, предполагает наличие деятельностного подхода к реализации проекта, и поисково-познавательная деятельность дошкольников направлена на результат. Актуальным является и включение семьи в жизнь ребенка в детском саду при реализации проектов. В ходе реализации происходит общение и практическое взаимодействие детей и взрослых. Темы проектов могут быть различными. Главное их условие - интерес детей.

Публикация «Метод проектов в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то, начинали с детьми младшего возраста с создания ролево – игровых и творческих проектов : «Любимые игрушки», «Азбука здоровья», «Мои друзья». Для сбора информации и систематизации знаний детей о каких-либо объектах, явлениях использовали ознакомительно-ориентированные проекты («Сосулька», «Дерево нашего участка», «Глина», «Мир воды» и т. д.). По продолжительности проекты организуем как краткосрочные (однодневные, так и долгосрочные. Проблемным при работе над первыми проектами было привлечение родителей. Участие принимали лишь единицы. Однако интерес и активность детей, со временем передались и родителям. В результате, на сегодняшний день родители сами предлагают некоторые темы проектов (результаты анкетирования.) По воспитанию патриотических чувств, с детьми старшей группы, выполнили несколько проектов : «Защитники Отечества», «Символика России». «Праздник Победы». Особенно актуальным (проводимый опрос по формированию знаний у детей о Великой Отечественной войне показал низкий уровень) и запоминающим был проект, который организовали педагоги ДОУ совместно с детьми, родителями и коллективом перед празднованием Дня Победы. В ходе реализации проекта педагоги неоднократно проводили с детьми беседы, использовали современные информационные средства, читали о войне художественную литературу, заучивали стихотворения, играли в военные спортивные игры, рассматривали фотографии (из семейных архивов, слушали военные песни, смотрели фильмы о подвигах русских людей. Проводились прогулки и экскурсии по улицам, носящим имена героев Великой Отечественной войны (Рысьмятова, Чумакова, 40 лет Победы). Содержательным были занятия о городах - героях, с применением плаката «Родина – мать зовет!», аудио – видеоаппаратуры. С детьми организовывались экскурсии к монументу Славы, на митинг, посвященный Дню Победы, где дети пообщались с ветеранами и даже сфотографировались. Совместно с родителями была подобрана художественная литература по теме и оформлен альбом с картинками о войне (пополняется до сих пор, к 9 мая дети совместно с родителями оформили в приемной «Вечный огонь». По окончанию проекта, проводимый опрос показал, что у детей сформировались элементарные знания о Великой отечественной войне, о героизме русского народа, о праздновании Дня Победы. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детские восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Много впечатлений и интереса вызвал проект «Моя малая родина» (Прогулки по Кутулику, цель которого была: расширить знания детей о родном посёлке, его достопримечательностях, формирование ценностного отношения к родному краю, к людям, прославившим родной поселок. В ходе реализации проекта воспитатели старались донести до детей то, что для каждого человека малая Родина - это место, где он родился, и где прошло его детство. С помощью родителей были организованы прогулки (пешие и на автобусе) по Кутулику, в краеведческий музей, в библиотеку, в музей А. Вампилова - известного драматурга, который принёс всемирную славу району. Его пьесы поставлены в большинстве драматических театров страны, в десятках зарубежных театров. Большое впечатление осталось не только у детей, но и у нас взрослых, от экскурсии в музей А. Вампилова и библиотеку им Вампилова. Дети рассматривали книги, мебель, вещи, которые помнили Сашу маленьким, а в библиотеке их поразило, что столько знаменитых людей (поэтов, писателей, артистов) приезжали и приезжают на родину Вампилова и что его знают и помнят, а значит и наш Кутулик знают, благодаря нашему знаменитому земляку, и что одна из улиц носит имя драматурга. В ходе работы над проектом были проведены беседы «Кто, где работает» (о профессиях в поселке, КВН «Я люблю свой посёлок», где участвовали дети и родители, а также собран богатый материал о своем поселке, о тружениках поселка, о героях войны. Пополнилась и библиотека группы. Родители подарили книгу «Аларский район» и произведения А. Вампилова. Презентацией проекта была фотовыставка «Прогулки по Кутулику» и выставка рисунков детей «Мой Кутулик». Очень отрадно, что в этом проекте участие (по сравнению с прошлыми) принимали почти все родители. Дети с удовольствием и сейчас рассматривают собранный материал и пополняют его совместно с родителями. Так, после открытия памятника А. Вампилову и нового дома культуры, у нас сразу появилось несколько новых фотографий. А родители, которые были на спектакле Ирины Муравьевой в РДК - принесли фотографии со спектакля. Это говорит о том, что родителям интересно, что происходит в группе и что они становятся первыми помощниками воспитателя в выполнении, как программного материала, так и в воспитании всесторонне развитой личности.

Наш детский сад расположен на окраине поселка в сосновом лесу и на территории ДОУ имеется естественный лесной массив, что положительно сказывается на здоровье детей и позволяет нам глубже знакомить детей с особенностями природы родного края. На участке проложена экологическая тропа, где имеются видовые точки - это различные виды деревьев и кустарников, разнообразные растения, цветочные клумбы, альпинарий, водоем, уголок луга, тайги, метеостанция. Разработан экологический паспорт ДОУ и паспорт экологической тропы. Всем известно, что непосредственный контакт дошкольников с объектами природы, наблюдения и практическая деятельность гораздо эффективнее, чем познание природы через книги, сказки, картины. Дети любят играть с песком, с камешками и, зная это, педагоги старшей группы предложили детям все интересные камешки принести в группу и создать музей камней, в работу подключился и коллектив, и родители. Эта работа проводилась в зимнее время и включала в себя различные беседы, подвижные и дидактические игры, сочинения рассказов и сказок, работу с камнями, с ящиком ощущений. Была создана модель «Горный ландшафт» и собрана коллекция камней. Родители с детьми собрали богатый иллюстративный материал по горным ландшафтам (иллюстрации, картинки, фотографии, и картинки для альбома «Для чего нужны камни». Результат работы – создание мини – музея «Камни» и выставка «Самоцветы» (родители и работники ДОУ принесли украшения) с хозяйкой медной горы. Проект заинтересовал всех и родителей, и детей, и коллектив. Было очень приятно, что в работе над проектом участие приняли все родители. Видя интерес детей к проекту, педагоги решили продолжить проект и создать на участке альпийскую горку. Наши помощники – дети, родители, коллектив меня поддержали. И у нас получился долгосрочный проект «Альпинарий» (по которому мы продолжаем работать до сих пор и он является одним из маршрутов экологической тропы). Реализация проекта осуществляется через разные виды деятельности. Работа ведется по трем направлениям: «Горы (камни)» - «Почва» - «Растения». В ходе работы над проектом была проведена большая практическая деятельность по созданию клумб, где цветы выращивали дети совместно с воспитателем и родителями. С детьми проводились беседы, посев семян, наблюдения за всходами, высадка растений и уход за ними. Данный проект помог детям проявить свою творческую активность, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации, способствовал расширению знаний детей о растениях, о значимости цветов в жизни человека, воспитывает желание создавать эту красоту (значит, и трудиться). Но самое главное, проект сплотил всех : родителей, коллектив и детей. Еще положительный момент: участок детского сада преобразился и стал не только красивым, живописным, но и оригинальным. Ребята с удовольствием наблюдают за растениями и прилетающими к ним насекомыми, птицами, трогают, исследуют, рассматривают, экспериментируют, трудятся, учатся не просто смотреть, а видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Продолжением этого проект стал проект «Насекомые», В ходе проекта дети знакомятся с жизнью насекомых, расширяют кругозор (что такое пасека, улья). Презентация проекта - создание пасеки. И, результат, дети стали больше внимание и интереса проявлять к насекомым, прилетающим на участок

Работая над проектом в разные время года, создаем для ребят разную среду, добавляя или убирая новые объекты. Так появился водоем, для наблюдений и ознакомления с водными обитателями, растениями, с водоплавающими птицами - изготовленные из глины малые архитектурные формы «Лебедь», «Цапля», «Утки» придают участку композиционную завершенность, создают уют и дают возможность для организации и проведения всевозможных экологических игр. Идеи проектов рождаются исходя из интересов детей, так, в ходе наблюдений на экологической тропе ребенок младшего возраста спросил : - «А кто живет под елкой». Так родился проект «Кто, где живет», с помощью которого дети узнают, какие животные живут в различных климатических зонах, а итог работы - террариум с крокодилом, змеями, черепахами (уголок Африка», в уголке тайги – медведь, под березкой – заяц, а в норе – лиса, Есть уголок и Антарктиды, где летом можно увидеть дельфинов, а зимой пообщаться с пингвинами.

Работая над проектами, мы убедилась в том, что действительно создается единое образовательное пространство, где участники воспитательно-образовательного процесса (дети, родители, педагоги, учитывают интересы, склонности и потребности, слабые и сильные стороны ребенка и опираются на них; формируется субъективная позиция в различных видах деятельности.

Внедрение метода проекта в воспитательно-образовательный процесс помогает не на словах, а на деле реализовать деятельностный подход в образовании и воспитании дошкольников, способствует успешному проявлению ключевых компетентностей у детей, развитию ребенка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, эстетическому развитию, оказывает оздоровительное влияние, т. к. основная часть работы проводится на открытом воздухе.

Воспитатель МКДОУ Кутуликский детский сад №3, Ленденева Елена Васильевна, Иркутская область Аларский район

Публикации по теме:

Использование деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) «Из опыта работы воспитателя Климахиной Т. В. по использованию деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста».

Метод проектов — эффективный путь к формированию экологической культуры детей дошкольного возраста Согласно новому закону «Об образовании в РФ» дошкольное образование, являются начальным звеном системы образования в нашей стране. Федеральный.

Использование фольклора в работе с детьми второй группы раннего возраста (из опыта работы) Использование фольклора в работе с детьми второй группы раннего возраста (из опыта работы) Ценность фольклора заключается в том, что легко.

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы. Мнемотехника – искусственные приемы, используемые для запоминания информации. Подобные приемы широко использовались ещё в дореволюционных.

Метод проектов как инновационная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста Метод проектов как инновационная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста Апраксина Олеся Валерьевна, Гусельникова.

Метод проектов в формировании основ безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребёнка, выдвигает постоянно.

Метод проектов в работе с детьми дошкольного возрастаМетод проектов в работе с детьми дошкольного возраста В своей работе я использую один из эффективных методов - метод проектов. Метод проектов развивает познавательный интерес, дети приобретают.

Сказкотерапия с элементами арт-терапии как инновационный и активный метод в работе с детьми дошкольного возраста и родителя «Сказкотерапия с элементами арт-терапии как инновационный и активный метод в работе с детьми дошкольного возраста и родителями» В наше время.

«Агропромышленная направленность в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы) «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач» К. Д. Ушинский Дошкольный.

Выступление из опыта работы «Использование экологического аспекта в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Выбранная нами тема очень актуальна в наше время, т. к. в современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей стоит очень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод проектов в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 22 августа 2017 в 11:07
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод проектов в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ленденева (УИ 1172644) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД