Надежда Мишустина
Методические рекомендации по организации работы на «Туристической площадке»
▼ Скачать + Заказать документы
«Методические рекомендации
по организации работы на «Туристической площадке»
Подготовила:
Мишустина Надежда Игоревна
Инструктор по физической культуре
Пояснительная записка.
Сегодня туризм как форма спортивно-оздоровительной работы, особенно в дошкольной среде приобретает все большее значение
Публикация «Методические рекомендации по организации работы на „Туристической площадке“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
Спортивный туризм представляет собой туристско-спортивные мероприятия, связанные с организацией и проведением туристских маршрутов, туристских слетов и соревнований в природной среде и на искусственном рельефе на любых технических средствах и без таковых, с познавательными, оздоровительными, спортивными, образовательными и другими средствами.
Важнейшая сторона дошкольного туризма – оздоровительная. Оздоровление и физическое развитие особенно нужно подрастающему поколению. А потому даже однодневные туристские походы являются эффективным средством оздоровления и профилактики заболеваний. Походы, слеты и соревнования, экскурсии, проводимые на природе, разрывая напряженную учебную деятельность, снимают нервное напряжение. Дни, проведенные на свежем воздухе, дают обучающимся заряд бодрости и энергии.
Спортивный туризм в силу специфики деятельности и воспитательной среды предоставляет большие возможности в деле профессиональной ориентации дошкольников. Дети получают жизненно-необходимые знания и навыки в ходе походов. Учатся грамотно, действовать в чрезвычайных ситуациях: ориентироваться на местности, обеспечивать укрытия в непогоду, оказывать первую медицинскую помощь и т. д.
В процессе туристско-спортивной деятельности расширяется сфера общения дошкольников, происходит приобретение навыков социального воздействия, накопления положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности.
Таким образом, туризм способствует всестороннему развитию личности ребёнка, общему оздоровлению организма, укреплению физических и духовных сил, совершенствованию технико-тактического туристского мастерства, приобретению навыков самостоятельной деятельности, инициативности и коллективизма, изучению своего края и воспитывает патриота своей Родины.
К концу обучения учащиеся должны овладеть набором стандартных знаний, умений, навыков:
• Уметь одеваться, обуваться и снаряжаться для похода в зависимости от сезона, длительности похода и способа передвижения;
• Ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса;
• Соблюдать гигиену туриста, оказывать первую медицинскую помощь, правильно транспортировать пострадавшего;
• Соблюдать элементарные правила жизнедеятельности и туризма;
• Выбирать место для привала, оборудовать его для ночлега: ставить палатку, разводить костер, готовить на нем пищу.
На территории детского сада были созданы оздоровительные и познавательные площадки : биолаборатория, аллея памяти, экспериментариум, площадка для привала, туристическая тропа, Все они дополняют друг друга, позволяя объединить не только познавательный, оздоровительный, но и другие виды деятельности.
На территории МДОУ были разработаны маршруты : малый (1) маршрут и большой (2) маршрут.
Карта расположения всех образовательных точек на территории МДОУ №11 п. Комсомольский»
В Малый маршрут № 1 включены такие объекты: «Птичья столовая», «Археологическая площадка», «Уголок психолога», «Метеоплощадка»,«Альпийская горка», «Сельский дворик», «Мини-водоем», «Уголок отдыха».
В Большой маршрут № 2 вошли такие объекты: «Розарий» (на этой территории располагается летняя музыкальная и театральная площадки); «Зайкина елочка», «Площадка ПДД», «Площадка для привала», «Липовая аллея», «Туристическая тропа», «В гостях у сказки», «Спортивная площадка», «Биолаборатория», «Огород», «Аллея Памяти», «Уголок отдыха».
Более подробно остановимся на организации деятельности оздоровительных площадок : Площадка для привала и Туристическая тропа. На туристической тропе были оборудованы такие объекты, как скалодром, дорожка здоровья, песочница для прыжков, бум-бревно, кочки, качающееся бревно, веревочный городок (паутинка и подвесная переправа).
Туристический маршрут на территории ДОУ предполагает не только разнообразные виды деятельности, но и включают обязательную тренировку на туристической тропе, где постоянно используем разнообразные музыкальные произведения, подбираем соответствующий темп и ритм.
На «Туристической тропе» нашими педагогами, инструктором для прохождения тренировки определяются не только цель и задачи, но и проводится инструктаж по технике безопасности, время проведения тренировки и нагрузка. Время проведения, количество упражнений регламентируется только инструктором по физической культуре.
Примерный образовательный маршрут на «Туристической тропе» :
1. Разминка с музыкальным сопровождением (подбирает музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре)
2. «Кочки» («Болото»)
Начальные условия: вся группа встает в шеренгу друг за другом, задание выполняется поточно, проходят по кочкам любым способом.
Задание: например, детям необходимо поменяться местами так, чтобы первый с одного конца шеренги стал первым с начала другого, второй с конца стал вторым с начала и т. д.
Ограничения: задание выполняется или всей группой или подгруппой с начала, если кто-то из детей коснется земли.
3.«Качающееся бревно»
Начальные условия: бревно длиной 2,5 и диаметром 0,4 метра подвешено за концы прочными цепями на четыре столба на высоте 0,2 метра над землей.
Задание: нескольким детям из группы переправиться по бревну за другое дерево.
Ограничения: например, при касании любым ребенком земли между деревьями задание выполняется с начала всей группой, нельзя касаться земли между деревьями.
4.«Паутина»
Начальные условия: между деревьями натянута веревка или канат в виде паутины. Ячейки «паутины» такие, чтобы в них можно было каким-то образом пролезть участнику.
Задание: пролезть всей группе сквозь «паутину».
Ограничения: например, задание выполняется поточно, над «паутиной» и под ней могут пролезть два ребенка; обходить «паутину» нельзя ни в какую сторону; сквозь одну ячейку может пролезть только один человек; нельзя касаться «паутины» (веревки); при касании веревки задание с самого начала выполняется тем же ребенком.
5.«Переправа»
Начальные условия: между двумя деревьями натянута прочная канатная веревка. Расстояние между деревьями – 2,5 метра. От земли в 0,2 метра горизонтально натянута веревочная лесенка. К середине веревки привязана висящая вертикально прочная веревка с узлами в нижней части для осуществления страховки. Дети проходят по веревочной лесенке от одного дерева до другого.
Задание: например, нескольким мальчикам переправиться за другую сторону.
Ограничения: нельзя обходить деревья; нельзя перепрыгивать; необходимо выполнять шаги на каждую ячейку лесенки, не пропуская их, нельзя касаться земли;
При окончании маршрута проводится подвижная игра или спортивные игры в баскетбол, футбол, с песнями на «Площадке для привала».
Если тренировка на «Площадке для привала» входит в план экскурсии, терренкура или пешего похода, то инструктор определяет, где будет проходить тренировка (начале, середине или в конце маршрута).
Скалодром состоит из деревянного комплекса, с одно стороны находятся стенка с отверстиями для лазания, с другой – веревочная лестница.
Польза скалолазания для ребенка:
• развитие всех групп мышц;
• укрепление костей и суставов;
• развитие логического мышления;
• быстрый результат от тренировок;
• развитие таких качеств характера как сила воли и настойчивость;
• активный вид отдыха, который позволяет отвлечь ребенка от интерактивных развлечений.
«Дорожка здоровья»
Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода, используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребёнок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов и была организована " Дорожка здоровья".
Зона прыжков
Песочница для прыжков представляет собой четыре бруса, сбитых между собой и вкопанных в землю, размером 2000 на 3000 см, со стороны разбега на уровне дорожки на расстоянии 20 см укреплена планка для отталкивания, ее размер 80 на 20 см, песочница заполнена песком, смешанными с опилками. У детей развиваются такие качества как сила, скорость, выносливость, прыгучесть, эмоциональность.
Кочки состоят из нескольких спиленных пенечков, вкопанных в землю, предназначенных для ходьбы, прыжков и бега.
Бум-бревно – отличный спортивный снаряд для полезных упражнений на вестибулярный аппарат. А "Змейка " имеет ещё и креативную, зигзагообразную форму, что придаёт детям больше интереса и повышает сложность прохождения, тем самым увеличивая эффект тренировки и улучшая равновесие ребёнка. В наш современный век, привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям и навыкам, является актуальной задачей. Не секрет, что большую часть времени дети проводят в статическом положении: у телевизоров, за компьютером.
Детский веревочный парк в детском саду — это один или несколько комплексов препятствий (маршрутов, расположенных на деревьях или искусственных точках опоры (столбах).
Основные варианты организации страховки в детском веревочном парке — непрерывная страховка, перестежка, сетка или ограничение высоты препятствий.
Этапы маршрутов для детского канатного городка.
Уникальные и необычные задания, которые редко можно встретить на обычных детских площадках, доставят радость детям.
Ежедневные упражнения в таком детском веревочном парке способствуют развитию мелкой моторики рук и ног у малышей, благоприятно влияют на координацию и ловкость.
«Паутинка»
Между деревьями (их должно быть хотя бы четыре) натянут шнур в хаотичном порядке, дети попробуют пробраться сквозь эту паутину. Существует два вида «Паутинки» вертикальная и горизонтальная. В нашем детском саду горизонтальная паутинка.
Один из вариантов игры — развесить на паутине нарисованных мух или их пластиковые фигурки. Тогда ваши "пауки" смогут на них охотиться.
Формирование знаний, умений и навыков в области туризма у дошкольников 6-7 лет
Итак, формирование знаний о туризме и туристах должно быть начато с бесед о здоровье человека, о роли физических упражнений, о значении двигательной деятельности на свежем воздухе.
Педагогу необходимо подобрать красочный иллюстративный материал о различных видах спорта и туризма. Желательно иметь набор слайдов, фотографий, иллюстраций, книг, видеофильмов, подборку интересных рассказов, стихов о туристских походах, слетах, соревнованиях, красоте города, родного края, нашей страны, планеты Земля. У детей должно быть сформировано представление о туристах — людях сильных, ловких, выносливых, желающих увидеть красоту природы.
На познавательных занятиях дети узнают о способах и целях путешествия. От того, какие цели преследуют туристы, будет зависеть название похода. Если в походе улучшают физическую подготовленность, закаляют волю,
учатся преодолевать различные препятствия, такой поход называют спортивным.
Если в походе или на прогулке расширяется кругозор, изучается родной край, такой поход считается познавательным.
Оздоровительно-развлекательная направленность походов выражается в получении запаса бодрости, повышении работоспособности, снятии утомления за счет проведения различных игр, соревнований, конкурсов.
Итак, цели походов определяют многое: состав группы, снаряжение, маршрут. Основными целями прогулок с дошкольниками могут являться: познание родного края; здоровый активный отдых; закрепление и углубление полученных знаний об окружающей среде, обогащение эмоциональной сферы ребенка.
Успешность любого похода, прогулки, занятия туристской направленности зависит от знания правил безопасного поведения. Об этом детям надо сообщать на первых беседах.
На познавательных занятиях дети получают необходимые знания о составе медицинской аптечки. Отправляясь на туристскую прогулку, медицинский персонал должен подготовить походную аптечку.
Ее основное содержание:
• болеутоляющие и перевязочные средства,
• лейкопластырь, резиновый жгут,
• йод, марганец, перекись водорода,
• нашатырный спирт.
При необходимости в этот список включают индивидуальные лекарства для отдельных детей.
В процессе бесед дети получают знания о составе простейшего ремонтного набора. Он включает:
• разные иголки, нитки простые,
• нитки капроновые черные и белые,
• английские булавки, пуговицы,
• куски ткани, кожи, изоляционную лепту,
• резинку, веревочки, проволоку,
• клей «Момент», лейкопластырь,
• брусок для точки ножей, ножницы,
• наперсток, маленькие гвозди.
Для решения многих образовательных задач в процессе подготовки юных туристов-дошкольников администрация детского сада должна позаботиться о приобретении веревок различного диаметра. Работа с веревкой активно используется туристами только в сложных походах
Как питаются туристы
Дошкольники должны знать, что обеспечение нормального питания — одно из важных условий успешного проведения похода. Пища должна быть качественной, содержать витамины и другие вещества. Особо следует остановиться на организации питьевого режима. Расскажите детям, какие продукты не рекомендуется брать с собой в жаркую погоду и почему.
Очень важно сообщить детям, что на привале все взятые из дома продукты туристы складывают вместе и устраивают общий стол.
Практический опыт подтверждает целесообразность предварительной работы с детьми. В результате проводимых бесед общий туристский стол воспринимался детьми как нечто простое и естественное.
Туристы-дошкольники должны знать главное правило: разведением костра занимаются только взрослые. В условиях туристских прогулок дети занимаются лишь сбором топлива для костра. Самым любознательным можно сообщить, что опытный турист никогда не начинает разжигать костер, пока не подготовит растопку — материал, который способен дать крупное пламя (бумага, береста, специальные таблетки). Пламя костра держится не на дровах, а в пространстве между ними. Таким образом, умение разжечь и поддержать костер — это умение правильно расположить дрова и пространство между ними. Разводят костер с помощью тончайших веточек, шишек, хвоинок, затем кладутся веточки потолще. Только когда тоненькие палочки разгорятся, подкладываются дрова.
Детям полезно узнать самые распространенные типы костров, и как они используются.
Обратим ваше внимание на то, что само по себе знание типов костров и способов его разведения не столько обогатит ребенка как туриста, сколько будет стимулировать развитие ручной умелости: при работе с природным материалом но укладке различных типов костров на познавательных занятиях. В целом эта работа будет способствовать развитию его психических процессов, таких как внимание, память, воображение, мышление.
От того, насколько правильно выбрано место для установки лагеря, будут зависеть настроение и отдых детей.
Несколько советов педагогу по действиям туристской группы, прибывшей на место стоянки:
• детям дается несколько минут для отдыха;
• указывается место, где ставятся рюкзаки, таким образом, формируется туристская культура;
• если запланировано разведение костра, то все дети под руководством взрослого, кроме дежурных, идут за топливом;
• повара и дежурные совместно со взрослыми оборудуют место для костра;
• дети, ответственные за установку палатки, совместно со взрослыми готовят площадку и устанавливают палатки;
• завхоз по питанию и педагоги собирают продукты питания к общему столу;
• дети, ответственные за физкультурный инвентарь, готовят его к предстоящей игровой деятельности.
Перечень этих рекомендаций считается примерным и может дополняться и изменяться в соответствии с конкретными условиями прогулки.
Перед уходом с места стоянки следует хорошо убрать территорию. Мусор необходимо сжечь или забрать с собой, несжигаемый мусор закопать в землю, залить костер и положить на место снятый дерн, остатки топлива сложить под деревом. Педагог проверяет место стоянки — все ли сделано, убрано, нс оставлены ли вещи.
Все сказанное — это не просто красивый туристский обычай. Число туристов растет, а это делает заботу об охране природы в походах насущной
необходимостью и этот факт должны знать и понимать дети начиная с дошкольного возраста.
Прежде чем ходить с рюкзачком и укладывать в него вещи, научите детей подтягивать лямки, застегивать клапан, молнии на карманах и т. д. Для совершенствования двигательных умений, контроля знаний включайте упражнения с рюкзачком в мероприятия активного отдыха.
Выполнение туристских поручение в соревновательной форме обогатит содержательную сторону эстафет на физкультурных занятиях. Для контроля знаний и совершенствования двигательных качеств включайте задания в мероприятия активного отдыха.
На познавательных занятиях сообщите детям о правиле туриста : «Нет плохой погоды — есть плохие одежда и обувь». Одежда должна быть легкой, удобной, прочной, не стесняющей движения и выбранной по погоде. Обувь юных туристов должна быть разношена, удобна.
Все, что несет турист, укладывается в рюкзак.
Групповое снаряжение приобретается детским садом. Это, как правило, палатка, компасы, веревки, медицинская аптечка, ремонтный набор, котелок.
Для организации практических занятий необходимо приобрести жидкостные компасы на длинной тесемке и использовать их на занятиях по ориентированию. Можно сообщить детям, что компас изобрели в Китае. Основное его достоинство заключается в том, что стрелка всегда развернута вдоль магнитных силовых линий Земли и всегда одним концом показывает на север, а другим на юг. Если человек, путешествуя по лесу, идет строго на север, то, чтобы вернуться в исходную точку, он должен пойти на юг.
Правила укладки рюкзака
1. Для удобства укладки пустой рюкзак кладут спинкой на пол.
2. К спине уложите мягкие вещи и распределите их вдоль спины.
3. Надо, чтобы внизу спины образовался мягкий валик (тогда вес распределится между плечами и поясницей).
4. Тяжелые вещи кладите вниз и ближе к спине.
5. Укладывайте предметы плотнее друг к другу, чтобы они при ходьбе не смещались.
6. Если в рюкзаке не хватило места, то некоторые вещи крепите под клапан, а не цепляйте их к застежкам.
Разумеется, большая часть правил не может быть использована вашими воспитанниками, но принципы укладки рюкзака должны быть усвоены. Прежде чем учить ребенка укладывать вещи в рюкзак, необходимо изучить его конструкцию, поработать с его приспособлениями. Можно разработать серию специальных заданий и физических упражнений, направленных на закрепление умений работать с рюкзачком.
Основные правила безопасного поведения на занятиях и прогулках
1. Физкультурная деятельность должна осуществляться под непосредственным контролем и наблюдением со стороны педагога.
2. Все физкультурное и туристское оборудование и инвентарь должны быть надежно закреплены, устойчивы и выполнены из безопасного материала.
3. Помещения, где проходят занятия, должны быть чистыми и проветренными.
4. Запрещается переносить любые тяжести весом более 2—2,5 кг.
5. Перед выходом на прогулки различного вида проверять исправность личного снаряжения (рюкзачка, обуви, одежды, лыж и т. п.) и группового снаряжения. Соблюдать осторожность при переноске лыж и лыжных палок.
6. При передвижении группы на маршруте все дети должны находиться в составе группы.
7. Соблюдать питьевой режим.
8. Не разрешается брать в рот неизвестные травы, ягоды, грибы.
9. Не разрешается вбегать и спускаться на скользкие каменистые и травяные склоны. Не бросать камни и другие предметы со склонов.
10. При сборе растений для гербария соблюдать осторожность.
11. О малейших признаках утомления (педагог должен знать внешние признаки утомления, плохого самочувствия, заболевания, начале потертостей и т. п. немедленно сообщать педагогу, руководителю прогулок, прогулок-походов.
Успешное проведение любой прогулки зависит от психологической подготовки детей к ее проведению. Ребенка необходимо заранее приучать к трудностям, с которыми они могут встретиться в пути (тяжелый рюкзак, природные препятствия, плохая погода и т. п.). С этой целью нужно не только проводить беседы, но и моделировать педагогические ситуации в условиях физкультурных занятий, прогулок за территорию детского сада.
Туристский поход является эффективной формой туристско- краеведческой деятельности, который заключается в активном передвижении по маршруту. Поход позволяет одновременно достигать всех целей, которые ставятся перед туристско-краеведческой деятельностью.
Подведение итогов реализации данных методических рекомендаций
по организации работы на «Туристической площадке» происходит во время похода выходного дня, организуемого по окончании учебного года, где на практике проверяются знания, умения и навыки каждого дошкольника.
Список литературы:
1. Озеров А. Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. Учебно-методическое пособие. – М. : МО и НРФ ФАО ФЦДЮиК, 2005.
2. Шарова О. Е. Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. - М. : Глобус 2009 г.
3. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М. : Карапуз, 2001 - 103с.
4. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду, - Москва, 2004 - 50-56с.