Получи документы

«Методика и наглядные средства формирования невербальных средств общения у детей с ЗПР»

Елена Беушева
«Методика и наглядные средства формирования невербальных средств общения у детей с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение детей дошкольного возраста с ЗПР пониманию,воспроизведению и невербальных средств общения имеет свою специфику и требует кропотливой работы. Начинать работу надо с диагностики, то есть с выяснения готовности ребенка к восприятию материала.

Обследуются:

1. Общая моторика (походка, осанка, наличие и характер навязчивых движений), мелкая моторика (состояние мышечного тонуса, точность движений, их сила), объем и качество движений, готовность мимической мускулатуры (наличие мимических движений и их качество).

Публикация «„Методика и наглядные средства формирования невербальных средств общения у детей с ЗПР“» размещена в разделах

2. Умение ребенка определять значение эмоции по мимике (радостный, грустный, плачет), значение жестов и поз персонажей сюжетных картинок.

Дети с ЗПР зачастую не понимают, как можно без слов выразить свое согласие или несогласие с чем – нибудь (поздороваться, поблагодарить, попрощаться и т. д.) им трудно выполнять такие действия, как поднять брови, сморщить нос, надуть щеки. Например, вы просили ребенка широко раскрыть глаза, а он еще и рот открыл и голову откинул назад, многие еще и руки и ноги расставляют. Это - синкинезия, сопутствующие движения. Причина – недостаточная дифференцированность движений. В результате обследования ребенка определяется зона ближайшего развития ребенка: в каком объеме ребенок нуждается в подготовке мышц лица и опорно - двигательного аппарата. Процесс обучения состоит из 4 основных этапов:

- Снятие напряжения мышц или наоборот – повышение их тонуса;

- Знакомство с мимикой, жестами, позами;

- Обучение выразительным движениям лица и тела;

- Включение невербальных средств общения в этюды и игры, а затем и в повседневную коммуникативную деятельность.

Основным источником моторных новообразований у детей с ЗПР является непосредственный показ нового движения и требование выполнить его в хорошо организованных условиях (спокойная, доброжелательная обстановка, наличие зеркала).

Начинать обучение воспроизведению различных эмоциональных состояний следует с положительных эмоций (радость, удивление, потому что они распознаются легче, чем отрицательные (гнев, печаль, страх). Важно правильно организовать наблюдение выразительных движений лица и тела с помощью всех сохранных анализаторов.

В качестве наглядных пособий могут выступать игрушки, адаптированные картинки (рельефные и хорошо раскрашенные) и сам педагог. При изучении мимических выражений эмоциональных состояний надо четко выделять (жестом, косметикой, оконтуриванием) на лице брови, рот, глаза.

Обследование должно сопровождаться словесным описанием (брови подняты, глаза и рот широко раскрыты и округлены и т. д.). Знакомя детей с жестами и позами, педагогу необходимо использовать прием сопряженных действий, который помогает детям правильно принять нужную позу.

Правильное соотношение между усвоением новых движений, в специальных упражнений и их развитие в подвижных и творческих играх, составляет одну из основных задач организации коррекционной работы по формированию невербальных средств общения в дошкольном возрасте.

Игра представляет собой первую. доступную для дошкольника форму деятельности, которая предлагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений. Благодаря игре происходит сознательное включение невербальных средств общения в коммуникативную деятельность.

Дошкольнику очень важно осмыслить то или иное движение как выполнение характерных действий какого - либо персонажа.

Например, ходить нужно четко, как солдат, рубить дрова, как дровосек.

Первичное закрепление изучаемого материала целесообразно осуществлять через специальные этюды, которые являются разновидностью игр.

Игра - драматизация также является средством, с помощью которого старшие дошкольники побуждаются к использованию, употреблению жестов, поз, мимики. Игра – драматизация дает детям возможность увидеть связь между эталонами неречевых средств общения и своим собственным поведением. Прием театрализации помогает детям с ЗПР, усваивать общепринятые манеры, постановку головы, движение рук, позы.

Коррекцию внешнего выражения эмоций у детей с ЗПР следует проводить и в процессе подготовки к праздникам и развлечениям. Дети очень ждут праздников, поэтому любые. даже трудные для них задания, они выполняют охотно и старательно.

Особое внимание для успешного овладения детьми с ЗПР невербальными средствами общения нужно уделить правильному использованию наглядности.

Прежде всего нужен набор картинок со схематическим изображением лица в различных эмоциональных состояниях человека.

Набор со схематическим изображением различных поз человека, причем к каждой схеме желательно иметь рисунок человека в соответствующей позе. Так же для этих целей можно использовать:

- вылепленные из пластилина барельефы лиц.

- шарнирные куклы, мягкие игрушки.

- видеофильмы.

Один и то же фильм следует просмотреть несколько раз. После первого просмотра его надо обсудить. Второй раз ребенок постарается увидеть то, что не заметил в первый раз. Можно смотреть фильмы с выключенным звуком. Обсудить настроение героев. Сделать какие-то выводы о взаимоотношениях по жестам. Затем включить звук.

По возможности игры, а особенно этюды. Надо проводить под музыку. Так, лирическая музыка способствует возникновению чувства тихой радости, светлой грусти, умиротворения, а драматическая музыка создает настроение возбуждения, повышает жизненный тонус.

Главным дидактическим пособием является взрослый человек, который становится образцом выражения жеста. Позы, того или иного состояния.

Работа педагога должна быть направлена на то, чтобы постепенно дети усвоили, что их манеры держаться в обществе зависит, насколько правильно будут поняты окружающими.

Публикации по теме:

Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Методика и наглядные средства формирования невербальных средств общения у детей с ЗПР»
Опубликовано: 3 апреля 2013 в 16:27
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Методика и наглядные средства формирования невербальных средств общения у детей с ЗПР»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Беушева (УИ 74701) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД