МААМ-картинки

Методика обучения детей построению высказываний типа рассуждений

Валентина Киштеева
Методика обучения детей построению высказываний типа рассуждений
▼ Скачать + Заказать документы

Рассуждение - наиболее сложный вид монологической речи и характеризуется использованием достаточно сложных языковых средств. Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира. Изучив педагогическую литературу мы видим, что у дошкольников часто встречаются трудности при рассуждении они :

не всегда верно вычленяют существенные признаки предметов и явлений;

не владеют структурой рассуждений;

слабо владеют языковыми средствами, характерными для данного вида высказываний.

Публикация «Методика обучения детей построению высказываний типа рассуждений» размещена в разделах

В практике дошкольного образования речевому оформлению рассуждений уделяется недостаточное внимание, и, по существу, отсутствует система обучения высказываниям такого типа.

Рассуждение – это такой тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение; рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства.

Рассуждение – это модель монологического сообщения с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на полное или сокращенное умозаключение. Рассуждение ведется с целью достижения вывода.

В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрывающая причинно-следственные связи и отношения.

Рассуждение составляется в ходе логически последовательных ответов на вопросы: почему? Зачем? В чем смысл?

В рассуждении обязательны две смысловые части, которые взаимообусловлены. Первая часть – это то, что объясняется, доказывается, а вторая – это само объяснение, доказательство. Изложение того, что объясняется, доказывается, требует в рассуждении обязательного присутствия объяснения, доказательства.

Композиция рассуждения чаще всего строится так: вслед за введением, подготавливающим слушателя к восприятию проблемы, выдвигается тезис, затем идут доказательства в его пользу и вывод. Возможно и иное построение рассуждения : в начале идут доказательства, а затем уже вывод, который и становится тезисом рассуждения.

Структура рассуждения не является жесткой, т. к. доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности.

В этом типе речи может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный.

В рассуждении используется различные способы выражения причинно-следственных отношений: придаточные предложения с союзом «потому что», «если, то», «потому», «так как»; глагольные словосочетания; имена существительные в родительном падеже с предлогами «от», «с», «из-за»; вводные слова; бессоюзная связь; слова «вот», «например», «следовательно», «значит», «во-первых», «во-вторых».

Тексты могут быть диалогического и монологического характера.

На основе анализа лингвистических исследований И. Р. Гальперин выделяет следующие категориальные признаки текста: 1) наличие заголовка, завершённость, тематическое единство; 2) целенаправленность, интеграция, подчинение каждого компонента текста его общей мысли; 3) структурная организация текста, связь между его частями и предложениями; 4) отработанность текста с точки зрения стилистических норм.

Рассматриваются следующие текстовые категории: информативность, завершённость, цельность, связность, ретроспекция, последовательность (И. Р. Гальперин, Н. И. Ипполитова, А. А. Леонтьев, Л. М. Лосева и др.).

Важнейшими текстовыми категориями являются смысловая цельность (целостность) и связность.

Текст создается, чтобы не просто выразить мысль, как это делается в предложении, а развить эту мысль (замысел). Развитие мысли требует смены синтаксических конструкций. Суть этого явления заключается в том, что каждое последующее предложение опирается на предшествующее, продвигая высказывание от известного («данного») к неизвестному («новому», вследствие чего образуется цепочка предложений, имеющая начало и конец, определяющая границы текста.

Признак цельности как фундаментальное свойство текста рассматривается А. А. Леонтьевым. Он считает, что в отличие от связности, которая реализуется на отдельных участках текста, цельность – это свойство текста в целом. Цельность есть «характеристика текста как смыслового единства, как единой структуры, и определяется на всем тексте. Она не соотносима непосредственно с лингвистическими категориями и единицами и имеет психологическую природу» [5].

Важными понятиями, характеризующими смысловую цельность текста, являются понятия «тема» и «содержание» высказывания, «основная мысль».

Тема есть предмет речи, распадающийся в тексте на микротемы, считающиеся минимальными единицами речевого смысла.

Содержание высказывания предусматривает наличие в нем замысла автора (сообщение о фактах, явлениях) и содержательной интерпретации (индивидуального авторского понимания).

Текст является целостным при подчинении отбора его содержания задаче передать основную мысль.

Показателем цельности служит также заголовок, обозначающий тему, или основную мысль текста, или возможность его подбора. Создание цельного текста ребенком требует определенного уровня сформированности умений ориентироваться на тему или заголовок при построении высказывания, отбирать содержание в соответствии с целью и основной мыслью.

В обучении дошкольников необходимо учитывать обе указанные характеристики текста, то есть не только структурную, но и смысловую его организацию.

Проблема текста возникает там, где есть, как минимум два предложения. При этом текст понимается и как конкретное речевое произведение, и как структура, модель построения, общая для группы конкретных текстов. Указанная особенность современного толкования понятия весьма существенна для методики, так как даёт возможность показать детям при анализе конкретного текста закономерности его построения, и вести обучения связной речи на основе обобщенного понятия текста, что позволяет формировать речевые умения сознательным путем.

Психологические основы развития рассуждений у детей 6-7 лет

Особенности возрастного этапа 6—7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.

Сенсорное развитие старшего дошкольника характеризуется совершенствованием его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Существенно снижаются пороги всех видов чувствительности. Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим, возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением, и, как следствие, восприятие интеллектуализируется. Особую роль в развития восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам — общепринятым представлениям об основных разновидностях свойств и отношений. Нормально развитой ребенок к шестилетнему возрасту уже может правильно обследовать предметы, соотносить их качества с эталонными формами, цветами, размерами и т. д. Усвоение системы общественно выработанных сенсорных эталонов, овладение некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов и основанная на этом возможность дифференцированного восприятия окружающего мира свидетельствуют о том, что ребенок достиг необходимого уровня сенсорного развития для поступления в школу.

Усвоение общественно выработанных эталонов, или мер, меняет характер детского мышления, в развитии мышления к концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма (центрации) к децентрации. Это подводит ребенка к объективному, элементарно научному восприятию действительности, совершенствованию возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Формирование новых способов умственных действий в значительной степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.

Для мышления детей 6—7 лет характерны следующие особенности, которые могут использоваться в качестве диагностических признаков достижения ребенком готовности к обучению в школе, с точки зрения его интеллектуального развития:

ребенок решает мыслительные задачи, представляя их условия, мышление становится внеситуативным;

освоение речи приводит к развитию рассуждения как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;

появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления;

экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, попробовать свои силы;

складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Таким образом, в основе ориентации ребенка в старшем дошкольном возрасте лежат обобщенные представления. Но ни они, ни сохранение сенсорных эталонов и т. п. невозможны без определенного уровня развития памяти, которая, по мнению Л. С. Выготского, стоит в центре сознания в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Одним из главных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста является и то обстоятельство, что перед ребенком в 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что старший дошкольник начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.

Словесно- логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж. Пиаже. Другое явление, открытое им же и относящееся к детям данного возраста - нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов — свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства, т е. к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой.

Детский интеллект уже в этом возрасте функционирует на основе принципа системности. В нем представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, в итоге чего примерно к подростковому возрасту у детей полностью оформляется словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление (его иногда называют теоретическим).

Развитие словесно-логического мышления у детей проходит как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает знания слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения.

Методика развития высказывания типа рассуждения.

Для того чтобы дети чаще использовали в речи высказывания типа рассуждений необходимо создавать проблемные ситуации, которые будут требовать доказательств и детям придется высказываться более развернуто. Их высказывания будут содержать объяснение и доказательства.

Например, рассказ о любимой игрушке, дети пользуются описанием и для связи частей рассуждения употребляют союзы потому что, за то, что, поэтому. «Моя любимая игрушка – собачка. Ее зовут Бимка. У него глаза черненькие. Ротик красненький, ушки коричневого цвета. Играю как с настоящей собакой. Я с ней гулять хожу, ношу ее в пакете. Вот, например, я с ней сплю. Вот еще самое главное, что она меня любит. Я же за ней ухаживаю. Она меня никогда не укусит, потому что я с ней много играю. Люблю ее еще за то, что мама мне подарила ее на 8 Марта».

По этому рассказу видно, что дети и без специального обучения используют высказывания типа рассуждений.

Но трудности в том, что им сложно выдерживать структуру рассказа, т. к. дети не знают каким образом с помощью языковых средств соединять смысловые части своих высказываний. Поэтому задачей является:

обучение детей целостным рассуждениям, когда есть тезис, доказательство и вывод;

формирование умений вычленять существительные признаки предметов для доказательств выдвинутых тезисов;

использовать различные языковые средства для связи смысловых частей (потому что, т. к. поэтому, значит, следовательно);

употреблять при доказательстве слова во-первых, во-вторых;

включать элементы рассуждения в другие типы высказываний (контаминация).

Для того чтобы сформировать умения рассуждать необходимы следующие условия:

Организация содержательного общения воспитателя с детьми и детей друг с другом.

Создание специальных ситуаций в ходе общения, требующих разрешения определенных проблем когда объяснительная речь с доказательностью (использовать труд в природе, обследование предметов, задание собрать по схеме, классификация картинок, объяснение правил различных игр).

На занятиях необходимо вести обучение, для этого использовать следующие методы обучения монологу-рассуждению :

Создание проблемных ситуаций с опорой на наглядность:

а) складывание разрезных картинок и объяснение своих действий;

б) выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности (воспитатель дает образец доказательства и показывает способы связи смысловых частей рассуждения);

в) определение несоответствия явлений, изображенных на картинке, выделение нелогических ситуаций (игра «Небылицы в картинках») при этом использовать слова во-первых, во-вторых. Дети должны рассуждать бывает так или нет, почему не бывает?

г) выявление причинно-следственных отношений между объектами, изображенными на картинке (использовать слова потому что, так как, если - то, во-первых, во-вторых);

д) классификация картинок по родам и видам в играх типа «Убери лишнее»;

е) отгадывание загадок с опорой на картинку в играх «Найди отгадку».

Цель задания: выделить все признаки, объединить их в доказательстве.

Задания на вербальной основе (т. е. без наглядности) :

а) беседы по содержанию произведений художественной литературы с обсуждением положительных и отрицательных поступков героев, их мотивов;

б) речевые логические задачи «Осенью в лесу у зайчихи появился зайчонок. Рос он веселый, шустрый. Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. Все они подружились, играли и веселились до самых холодов. Наступила зима, Пришел веселый праздник Новый год Зайчонок решил пригласить своих друзей на этот праздник. Но никого в лесу не нашел. Почему?

Цель задания: развивать умение устанавливать зависимость изменений в жизни животных и насекомых от сезона и рассказывать об этом, определить цель рассуждения, выделять его структурно-смысловые части; продолжать учить пользоваться способами связи смысловых частей рассуждения;

в) объяснение пословиц, загадывание и отгадывание загадок;

г) составление высказываний-рассуждений на предложенную тему (Например, «Почему улетают перелетные птицы?», «Кого можно назвать хорошим товарищем?»).

В процессе обучения используются следующие приемы: образец построения рассуждения; план (отражающий структуру); модель; подсказ способов связи фраз и смысловых частей; система ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Такие ее элементы, как системность (часть – целое, развитие (было – стало, противоречие (хороший – плохой, вовлекают детей в поиски доказательств, направлены на развитие их логического мышления и творческих способностей. Положительное влияние на развитие речи-рассуждения оказывает применение алгоритмов и моделей разрешения противоречий.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о летнем отдыхе детей и их родителей в лагере семейного типа. Часть перваяФотоотчёт о летнем отдыхе детей и их родителей в лагере семейного типа. Часть первая Взрослым летний отпуск хочется провести максимально комфортно. Может ли относительно новый формат - семейный лагерь - объединить интересы.

Фотоотчёт о летнем отдыхе детей и их родителей в лагере семейного типа. Часть третьяФотоотчёт о летнем отдыхе детей и их родителей в лагере семейного типа. Часть третья Продолжаю рассказывать о деятельности лагеря семейного типа этим летом в Абхазии, так как предложить это материал в одной публикации.

Фотоотчёт о летнем отдыхе детей и их родителей в лагере семейного типа. Часть втораяФотоотчёт о летнем отдыхе детей и их родителей в лагере семейного типа. Часть вторая Продолжаю рассказывать о том, как проходил отдых для детей и их родителей в лагере семейного типа. Организаторы загодя ищут место, где.

Фотоотчёт о летнем отдыхе детей и их родителей в лагере семейного типа. ЗаключениеФотоотчёт о летнем отдыхе детей и их родителей в лагере семейного типа. Заключение Продолжаю серию публикаций о летнем отдыхе детей и взрослых в лагере семейного типа. В этой, заключительной части, я ещё немного хочу.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Методика обучения основам нотной грамоты «Музыкальные тропинки»Методика обучения основам нотной грамоты «Музыкальные тропинки» Методика «Музыкальные тропинки». Разработала и реализовала : музыкальный руководитель первой квалификационной категории Ведгун Елена Сергеевна.

Методика обучения чтению с первых произнесенных ребенком слов Методика обучения чтению помогает развитию зрительного восприятия. Благодаря методике обучения чтению вы способствуете формированию творческих.

Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.

Методика занятий для детей с 2 до 3 лет. Специальные занятия. Рисование, лепка и аппликация. Методика занятий для детей с 2 до 3 лет. Специальные занятия. Рисование, лепка и аппликация. Одним из видов специальных занятий является.

Методика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2–3 летМетодика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2–3 лет Методика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2-3 лет. Для малышей дидактический настольный материал является не только.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методика обучения детей построению высказываний типа рассуждений
Опубликовано: 18 августа 2022 в 18:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика обучения детей построению высказываний типа рассуждений» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Киштеева (УИ 1663562) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД