Гюзель Альбертовна
Эссе о педагогах математики к 1 апреля Дню Математики
▼ Скачать + Заказать документы
1 апреля- День Математики
«Из всего курса школьной математики мне в жизни пригодилась только одна фраза: «Что и требовалось доказать.»
А математики легко и просто научат играть в шашки или шахматы! У нас уже династия математиков и шахматистов (дочь заняла 2 место во взрослом турнире, а мама несколько раз выигрывала в шахматном клубе и по сей день играет, а вот моего папу никто не мог выиграть, дар какой-то имел, как и быть учителем от Бога)
Публикация «Эссе о педагогах математики к 1 апреля Дню Математики» размещена в разделах
- День смеха. 1 апреля
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Содержание:
- Благодарность всем математикам, которые были в моей жизни
- Рассказ про папу-математика, его особую «методику»
- Как я сдала экзамен по математике на вступительном экзамене в вуз (почти мистика, и почему все в конце моей сдачи экзамена дружно рассмеялись
***
День математика отмечают ежегодно 1 апреля. В России он не является официальным праздником. Но во многих вузах нашей страны по инициативе преподавателей и студентов проводят различные мероприятия, устраивают конкурсы, математические олимпиады, акции для пропаганды «царицы наук» и повышения престижа важной профессии.
«Математик, это вам не гуманитарий, один учитель по-чеховски краток и логичен, а другой, как мы считаем, кто с математическим умом, называем таких «воду льет» - это гуманитарии! Но нужно бы это всем понять, наконец, что гуманитарий просто не способен быть математиком, и он не льет воду, а ему не представляется возможным говорить кратко от природы, как и не встретишь говорливого математика. Это как в предложении, которое может быть простым и распространенным: если математик - это подлежащее и сказуемое (простое, то гуманитарий - это все дополнения к нему - определения, фразеологические обороты, наречия, словом, «распространенное предложение и простое«. А теперь представьте, что в школе два завуча - математик и гуманитарий.» И почему-то так заразительно расхохотался, видимо, вспомнил моменты из жизни.
И еще много интересного рассказывал нам в поезде старый дед (04 - 06.03.24, СПАСИБО вам за науку и опыт, уважаемый «называйте меня дед Заир«, который, как оказалось, был физиком в школе. Как же он мне своих характером и анекдотами про математиков напоминал моего отца.
За то время, когда он был с нами, дед Заир научил нас многим интересным разгадкам (например, как всегда побеждать в крестиках-ноликах, хотя я уже это от папы знала и в СССР).
Это эссе посвящаю математикам, которые были в моей жизни и оставили незабываемый след в моем сердце:
Алкинский Альберт Нуриевич (закончил «химфизмат«, многогранная неординарная личность с большим количеством увлечений, отличный семьянин, добрейшей души человек, мудр и щедр). Интересный факт: отец Альберта был самым первым дипломированным агрономом в маленьком селе, который сейчас знают и в РФ, он настолько желал выучиться и сделать землю плодородной, что сам добрался до Одессы (где пешком, где поездом, где на чем придется, не имея денег, но имея большие надежды и желание помочь деревне, закончил и достиг своей цели. А вот сына назвал в честь Альбе?рта Эйнште?йна (напомню через Википедию, что он (нем. Albert Einstein; 14 марта 1879, Ульм — 18 апреля 1955, Принстон) — один из наиболее значительных физиков XX века, создатель специальной и общей теорий относительности[К 1], лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года за теорию фотоэффекта«. Его цитаты читайте в самом конце, после анекдотов.
Травкина Любовь Никифоровна (классрук, математик от бога, про таких, как она, и в старших классах можно сказать «учительница как мама«, п. ч. заботливая, терпеливая, добрая и прекрасная женщина). Она, к примеру, приносила картошку, чтобы показать, что такое сечение и мы дома должны были другой пример из учебника сделать на картошке;
Фанави Зиевич (математик в первом институте, мягкий и добрый человек, легко, как и Алкинский А. Н. и Травкина Л. Н.) просто и легко объяснял нам, приезжим из провинции и деревень, основы высшей математики, которые не изучались у нас, а только в некоторых математических школах столицы, про него можно сказать, что для нас был как отец).
Деду Заиру (крымский татарин из Краснодарского края) - весельчаку, добряку, знающему миллион разных историй из жизни и анекдотов, неунывающий, хотя прожил тяжелую жизнь.
Заки Ахметович, БИРО, преподаватель математики, который за «хочешь, я тебе за семь минут рассказу про «Excel«, и тебе не нужно будет проходить недельный курс здесь?» И прямо на подоконнике, напротив кабинета его кафедры, показал мне и я была в восторге! Я не понимала без подсказки, ведь для гуманитария всегда нужна поддержка, помощь от математиков, а здесь, прямо на работе, когда я нуждалась в скорейшем освоении этого сложной, в те годы, программы (ибо как раз в этом году завезли компьютеры и мы обязаны были не только пройти курс, но и обучиться этой программе «Эксель«).
Ирине Фатыховне Хажеевой, нашей дальней родственнице, которая была лучшим математиком городка, где она живет, выпустила много классов, практически все поступили в вузы. Когда я приходила к ним, она занималась с выпускниками. А с ее взрослым сыном мой сынишка играл в шахматы, и он удивлялся, что первоклассник не сдается и думает (он ведь, может, не знает, что математические гены у этого мальчонки).
Вагапову Фагиму, который с сыном играл в шамхаты, и однажды сын его обыграл, и умный мужчина не стал психовать, а просто пожал ему руку, поблагодарил за игру и отметил его отличную игру (может, все математики такие, как мой папа) Но, оказалось, что он не подыгрывал ему, как однажды в первые годы обучения меня шашкам и шахматам, делал папа (не только он, некоторые взрослые люди умеют подбодрить детей, чтобы они не бросали то, что начали, будь это шахматы-шашки, будь это выполнение заданий, а знали, что начатые дела нужно обязательно завершать и тогда «кончил дело - гуляй смело!«) Этот мальчик научил свою будущую жену играть в шашки!
И всем (не только математикам) добропорядочным учителям, которые любят детей как своих, которые отлично знают свой предмет, потому и могут легко и просто объяснять, не применяя особых методик, а используя всё, лишь бы помогли ребенку понять непростую и сложную науку, полюбить ее и не бояться этой дисциплины (урока, занятия).
Вот так я могу сказать, исходя из этих примеров, что настоящие учителя математики - любящие свой предмет, а потому они могут донести до каждого человека пути решения сложных заданий, это люди, которые не только отлично владеют своим предметом, но еще к тому же необычные и неповторимые люди, которые имеют подход к каждому ребенку или студенту! Такие не забываются!
Итак, рассказ
В одном маленьком городке жил-был добрейшей души папа, который был учителем. Но учителя бывают разные: географы, языковеды, биологи, математики, физики, химики. А я расскажу про мудрого математика, который любил числа и формулы, поэтому его любили как дети и их родители, уважали коллеги и ценило начальство!
Он был мудрым и забавным человеком, который умел находить общий язык со всем местным населением. Больше всего его любили дети во дворе и студенты.
Когда отец-математик после работы садился побеседовать с соседями, к нему подбегали ребятишки и просили поиграть с ним в «математику«. Зная, что дети всегда любят загадки и приключения, он всегда в записной книжке имел целый список игр по математике, загадки с цифрами, словом, он сам придумывал их, а по ходу игр рождались новые интересные идеи, которых записывал в свой любимый блокнот, который подарила ему его маленькая дочка. А дома он играл в эти игры с ней. Так, дочка и дети во дворе и не поняли, что он через игры и загадки научил любить эту замечательную науку - математику!
Даже студенты ходили на его уроки, никто не сбегал, ведь многие себе и представить не могли, насколько математика может быть веселой и увлекательной!
А однажды он пригласил всех детей соседей в свой дом и объявил, что проведет урок математики в необычной форме. А в этом ему помог блокнот, в котором было много идей по математике.
Вместо обычных задач он рассказал детям забавные загадки и головоломки, связанные с числами и операциями. Дети были в восторге, они смеялись и разгадывали загадки, не замечая, как быстро учатся математике. Дочь была на седьмом небе от счастья, ведь у нее теперь стало еще больше друзей, чем любимые подружки!
Однажды, в их семью пришла их родственница с сыном, который в руках держал учебник и был очень печально. Не всем математика дается легко, не все способны сразу понять сложные задачи, уравнения или примеры.
А у папы-математика всегда в голове имелись идеи, он мог запросто обходиться без блокнота, который был для него больше как талисман, как подарок от маленькой любимой дочурки. И он быстро при нем придумал новый способ подхода.
Жена математика пригласила его маму в кухню, где она готовила обед, чтобы потом все дружно поели.
Папа-математик дома - это просто папа, потому дочка тут как тут (она любила его слушать, запоминала с детства его игровые задачки, которые он придумывал вместе с ребусами, головоломками, даже кроссворд он сделал и отправил в республиканскую газету, этот ребус они составляли всей дружной семьей). И вот, он убрал со стола свои учебники, попросил дочку принести мелкие игрушки-зверюшки, которые были у нее (она принесла коней со всадниками из набора «Солдатики«, которые напоминали пластмассовые памятники; принесла собачку, ежика, обезьянку, лошадку пластмассовую и скорей села рядом, чтобы слушать сказки про математические задачи, которые, как в сказках, имеют сложности, препятствия, и их нужно пройти, для этого есть формулы и правила, подсказки и советы).
Сначала мальчик и девочка перебирали игрушки, мальчик расслабился и забыл, что перед ним учитель, ведь он уже увлекся игрушками. А папа-математик в это время придумал, как помочь ему решить задачу.
Он тоже взял игрушку, и они втроем «скакали«, «прыгали«, «лаяли» на предполагаемого «незнакомца» (воображение детей - великое качество, которое можно грамотно использовать в жизни для обучения и воспитания, обезьянка высоко «забиралась» на настольную лампу. И по ходу игры предложил ребенку представить числа как этих животных, которые тоже могут прыгать, скакать и играть. Благодаря этой забавной ассоциации, ребенок с папой- математиком вместе «играли«, как папа с дочкой «ездили» из пункта А в пункт Б с машинками (это были обычные спичечные коробки, которые «ехали» от одного конца стола в другой).
Как радовалась дочка, когда мальчик без особого труда решил задачу и улыбнулся. Потом он побежал к маме, чтобы обрадовать ее. За обедом мальчик вдруг сказал, что он тоже хочет быть учителем математики, как этот папа-математик, потому что впервые в жизни он влюбился в цифры и задачи. И он действительно выучился на математика, и тоже вспоминает, что главным учителем и вдохновителем в его становлении как профессионального матемитика был его УЧИТЕЛЬ - папа-математик девочки.
Когда дочка подрастала, ей не всё было понятно по физике, тогда папа-математик приглашал ее к себе в педучилище после его уроков, и он показывал ей амперметры и вольтметры, принцип работы. Как забудешь про султанчиков (султан электрический, а так просто рассказать про Броуновское движение мог только он. Потом к нему с дочкой стали приходить ее подружки-одноклассницы, и на выпускном экзамене все хорошо и легко сдали физику и математику!
Даже была забавная ситуация, рассказанная мамой одной из ее подружек на родительском собрании:
«Прихожу домой, а моя доча сидит у телефона как «прилипленная«. Моя ли это непоседа! Спрашиваю: «Ты домашку сделала?» Она, не глядя мне в глаза, отвечает: «Да, только математика осталась!» Я пришла раньше и не знала, что это не в первый раз, и удивили еще больше, что она подтянулась по математике. «А почему ты у телефона торчишь?» «Я жду, когда у N папа с работы придет и объяснит ей задачу, а она мне продиктует по телефону!» Как тогда класс хохотал. Папу-математика иногда приглашали заменить учителей математики, и даже приглашали на работу, но он не мог оставить студентов, которые приехали из разных деревень республики, он жалел их и старался, чтобы они хорошо понимали физику и математику, чтобы с первого захода все сдали предметы, а в школе он согласился помогать. Он очень любил детей, как и они его, ведь он везде был как отец, который никогда не ругался, не унижал, не ставил себя выше других, был скромным и большим шутником. А вы, к примеру, знаете добрые анекдоты про математиков? (В конце предлагаю прочитать и у вас непременно поднимется настроение)
И вот такой добрый учитель с чувством юмора и имеющий большой запас знаний и игр, папа- учитель жил в своем доме, радуя всех своей креативностью и шутками. Его уроки стали настоящими праздниками математики, а дети всегда с нетерпением ждали следующего занятия у любимого учителя.
Теперь расскажу, как я сдала экзамен по математике на вступительном экзамене в вуз почти мистика)
В институт первым был не экзамен, а собеседование, где высший балл был «два«, а проходной балл был самый высокий по всему вузу на наш факультет, п. ч. он тогда был молодым (мы - второй выпуска). Легко, без труда и я получила эти «два балла«, я стала готовиться ко второму экзамену - по математике. Математика для гуманитария - это не простая задача, а папы остался на родине, «репетировать» (в те годы и слова такого не было, просто все от души занимались с другими, помогали, существовала замечательная «продленка» для тех, у кого родители - не учителя, и приходят домой уставшие после тяжелого трудового дня, там не до детей, поругал за «двойки«, покормил и отбой). Но по математике у меня были твердые «пятерки» вперемешку с «четверками«. Если ты волновался каждый раз перед сдачами экзаменов в школе на выпускных, а тогда мы сдавали семь предметов, то в вуз, куда ты так мечтал попасть с третьего класса (вот вам и «мечты сбываются«, но нужно еще и стремиться к ней, достигать цели, сама по себе мечта останется «мечтать не вредно» и только).
Я не помню, ложилась ли я вообще, для меня и ночью даже было светло, как мне казалось. У подруги мама жила с нами, она нас и кормила, но заставлять и меня спать она не могла. Я и ей помогала по математике, вместе сидели за партой. А вот математику я обожала, потому что я ее знала. Но как-то было странно то, что наши отличники-математики - настоящие умы и надежда школы, не могли решить простые (это для меня простые) трех-четырехэтажные уравнения в выпускном классе, поднимала руки, на доске легко вычисляла на удивление классу. Но вот некоторые «сложные» моменты давались с трудом, тогда подключался папа.
И вот, завтра экзамен. Ночь. Вижу во сне, как я беру билет и мне попалось то, что мы с папой как раз перед отъездом повторяли.
На экзамене я смело взяла билет, и узнала, что там три, а не два вопроса, как в школе. Может, первый вопрос меня так взбодрил, ведь так как раз был вопрос, который приснился во сне.
Зная, что не нужно терять время на написание этого вопроса, я стала вспоминать те, которые были посложней, ведь в любое время я могу даже устно рассказать и там же написать.
За столом сидели строгие преподаватели. Я уверенно и быстро, как учил меня папа, рассказал всё и сижу, жду, пока совещаются преподаватели. От волнения я опустила глаза на колени.
Вдруг шепот перешел в обычный голос, который выдал старый преподаватель, как истинный математик из портретов классиков:
- «ОТЛИЧНО!» Вы согласны?
- ДА! - Это я ответила. Почему, не знаю, отвечать надо, раз задали.
И тут внезапно гробовую тишину взорвал грохот смеха, то преподаватели и абитуриенты смеялись надо мной, потому что. вопрос был задан экзаменаторам, а не мне. И я тоже потом стала смеяться со всеми.