Светлана Родионова
«Мир цветов». Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука «Л»
▼ Скачать + Заказать документы
h3]Подгрупповое логопедическое занятие[/h3]
Тема: «Звук «Л». Мир цветов».
Этап: автоматизация звука «Л» в словах, фразе, тексте.
Цель: закреплять правильное произношение звука «Л» в словах, фразе, тексте.
Задачи:
• Образовательные:
- формирование практических умений и навыков пользоваться фонетически чистой, грамматически правильной речью;
Публикация «„Мир цветов“, Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука „Л“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
- формирование кинестетического образа звука «Л» (ощущения положения органов артикуляции);
- уточнение и расширение словарного запаса по теме «Цветы».
• Коррекционно-развивающие:
- устранение дефектного произношения звука «Л», автоматизация звука в словах, предложениях;
- развитие силы выдыхаемой воздушной струи;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие общей моторики и координации движений.
• Коррекционно-воспитательные:
- воспитание любви, бережного отношения в природе (цветам);
- воспитание заботливости к окружающим.
Методы и приё мы:
- упражнение;
- игровое упражнение;
- дидактическая игра;
- художественное слово;
- словесное пояснение;
- игра малой подвижности
Оборудование:
Демонстрационный материал:
фланелеграф, 2 магнитные доски, 2 корзинки, синяя и зеленая салфетки, мяч; 2 вазы (синяя и зеленая, цветы (гладиолус, подсолнух, фиалка, аню-тины глазки, ландыш, клевер, лютик, лилия, василек, тюльпан, ромашка, солнце;
Раздаточный материал:
6 карточек с изображением цветов, карточки на воздушную струю, конверты, карточки – отгадки, игровое поле, карточки с изображением фиалки
Предварительная работа:
- разучивание игры для развития слухового внимания «Где ключи?»;
- знакомство с комплексом артикуляционной гимнастики «У бабушки»;
- расширение знаний по лексической теме «Цветы».
Ход занятия
I. Организационный момент
Дети заходят в зал. Логопед обращает внимание на гостей.
Логопед : Сегодня на занятии мы будем упражняться в правильном произнесении звука «Л». Куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (цветы)
II 1. Игра «Где ключи?»
Цель: развитие слухового внимания
Логопед : Я предлагаю отправиться в интересное и познавательное путешествие в Мир цветов и звуков. Но нам надо открыть замок. Я предлагаю поиграть в игру «Где ключи?» и найти ключи от замка. (Дети стоят с закрытыми глазами спиной к кулисам, на расстоянии друг от друга, логопед ходит между детьми, позвякивая связкой ключей. Игра повторяется 3 раза.)
Логопед : Вот мы и попали в Мир цветов.
Кулисы открываются, дети оказываются в Мире цветов. Логопед предлагает детям сесть за столы.
2. Артикуляция и характеристика звука «Л».
Логопед : Здесь живут не только цветы, но и звуки. Мы сегодня продолжим упражняться в произнесении звука «Л». Скажите, что делают губы, где нахо-дится кончик языка, поет ли голосок, какая выходит воздушная струя, когда мы произносим звук «Л» (дети отвечают и выкладывают на столе соответствующие карточки)
- Звук «Л» согласный или гласный, звонкий или глухой? (дети дают характе-ристику звуку)
3. Артикуляционная гимнастика:
Цель: развитие подвижности органов артикуляции, закрепление артикуляционного уклада звука «Л».
Логопед : Давайте подготовим наши язычки к путешествию.
Сказка «У бабушки».
Толстые внуки приехали в гости (толстячки,
С ними худые – лишь кожа да кости (худышки)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (улыбочка)
Поцеловать они всех потянулись (трубочка) слюни глотаем
Утром проснулись - в улыбочку губы (улыбка)
Чистили мы свои верхние зубы (парус)
Вправо и влево, внутри и снаружи (парусом вправо и влево)
С нижними зубками тоже мы дружим (то же у нижних зубов) слюни
Губы сожмем мы и рот прополощем (надувание щек)
И самоваром пыхтим, что есть мочи (выпускаем воздух через губы)
Блюдца поставим – положат блины нам (лопаточка)
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на лопаточку)слюни
Блинчик жуем, завернем и надкусим (мясорубка)
Следующий блинчик с вареньем закусим (вкусное варенье)
Чашки поставим, чтоб чаю налили (чашечка) слюни глотаем
На нос подули – мы чай остудили (чашечка и подуть)
Чаю попили – никто не обижен (чашечка вперед – назад)
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (вкусное варенье)
4. Слуховое внимание, фонематический слух.
Логопед : Скажите, как называют человека, который
- пчел разводит (пчеловод)
- птиц разводит (птицевод)
- овощи разводит (овощевод)
- цветы разводит (цветовод).
Послушайте, какое несчастье случилось с одним из них:
Жил один цветовод, он развел огород,
Приготовил старательно клумбы,
Он принес чемодан, полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна, и взошли семена –
И на клумбах, засеянных густо,
Астророзы росли, одуванлилии росли,
Ромашландыш, фиалгладиолус…
Логопед : Ребята, назовите семена каких цветов у него перепутались. (астры, розы, одуванчики, лилии, ромашки, ландыши)
Логопед : Назовите цветы, которые вы видите (ромашка, мак, одуванчик). Есть звук «Л» в этих словах. Какой звук слышится во всех словах? («К»)
5. Игра «Положи и посчитай цветы»
Цель: автоматизация звука «Л» в слове, развитие фонематического слуха, совершенствовать грамматический строй (согласование числительных с существительными).
Логопед : В природе существует много цветов. Я буду называть цветы, а вы, услышав название со звуком «Л», должны положить перед собой на стол цве-точек. (Логопед спрашивает у каждого ребенка, какие цветы он будет выкла-дывать: фиалки, гладиолусы, подсолнухи, колокольчики).
Логопед называет цветы : мак, ландыш, роза, ромашка, фиалка, пион, астра, хохлатка, одуванчик гладиолус, незабудка, гвоздика, нарцисс, подсолнух (дети, услышав название цветка со звуком «Л», выкладывают на столе цветы).
Логопед : Посчитай, сколько фиалок (гладиолусов, колокольчиков, подсолну-хов) ты положил (каждый ребенок считает, согласуя числительное с существи-тельным: одна фиалка, две фиалки, три…., пять фиалок).
6. Игра «Соберём букеты»
Цель: развивать фонематический слух, упражнять в различении на слух и в речи звуков «Л» - «ЛЬ».
Логопед : У меня есть цветы. Помогите составить из них букеты. (логопед достает из корзинки цветы, дети их называют)
Логопед : Я предлагаю выбрать цветы, в названиях которых звук мягкий и поставить их в зеленую вазу, а с твердым звуком и поставить в синюю вазу (дети выходят к мольбертам и распределяют цветы по вазам :
в зеленую – лютик, василек, клевер, лилия, тюльпан;
в синюю - ландыш, хохлатка, фиалка, гладиолус, подсолнух.
Логопед : А почему ромашку не поставили в вазу? (нет звука «Л»)
Я предлагаю букет, который находится слева от вас, отправить Деду Морозу. Назовите цветы в этом букете (дети перечисляют цветы, в которых слышится твердый звук «Л»).
7. Игра «Помогите пчеле».
Цель: выработка силы и направления воздушной струи, автоматизация звука «Л» во фразе, совершенствование грамматического строя (форма предложного падежа существительных).
Логопед : Как сказано в загадке, цветы пчел медом угощают. Положите перед собой карточки, и посадите на цветы пчел.
- Где сидит пчела? ( ответы детей полным предложением: «Пчела сидит на фиалке, гладиолусе, подсолнухе, хохлатке»).
Логопед : Помогите пчелке взлететь, подуйте на нее. Не забывайте, как правильно дуть, следите за щеками (дети несколько раз выполняют задание). – Скажите, где сидела пчела, пока не улетела? (каждый ребенок составляет предложение, используя глагол в прошедшем времени: «Пчела сидела на фиалке»,
8. Игра «Что нужно?»
Цель: развитие общей и мелкой моторики, совершенствование координации речи с движениями.
Дети рассказывают стихотворение, сопровождая движениями:
Что нужно, чтоб вырос красивым цветок,
Чтоб крепким высоким стал стебелек,
Чтобы бутончик раскрылся,
Чтобы пышнее цветок распустился?
Землю лопатой нужно взрыхлить.
Семечко бережно посадить.
Что семечку нужно, чтоб прорасти?
Дождичку нужно почаще идти.
Семечко чистой водички напьется
И стебелек через землю пробьется.
9. Игра «Исправь ошибку»
Цель: совершенствование навыков словоизменения (образование формы винительного падежа существительных).
Логопед предлагает поиграть с мячом.
Логопед : Послушайте, какое предложение я составлю о себе, а вы должны составить предложение о себе: «Я посадила много колокольчиков». Дети составляют: Я посадил (а) много гладиолусов (фиалок, ландышей, подсолнухов).
10. Игра «Закончи предложение»
Цель: совершенствование навыков словообразования (прилагательные от существительных)
Логопед : Если цветы растут на лугу, как мы назовем цветы? Закончите предложение (луговые).
В лесу растут цветы (лесные).
В поле растут цветы… (полевые).
В саду растут цветы… (садовые).
В теплице растут цветы… (тепличные).
В оранжерее растут цветы… (оранжерейные).
Логопед предлагает детям сесть на стулья.
11. Упражнение «Составь предложение».
Цель: упражнять в составлении предложения по сюжетной картинке, автоматизация звука «Л» во фразе.
Логопед : Расти цветам помогает солнце. В слове «солнце» есть звук «Л»? Измените слово так, чтобы появился звук «Л» (уменьшительно-ласкательная форма - солнышко) (на фланелеграфе размещены солнце, фиалка, подсолнух, гладиолус, ландыш).
Логопед : Расскажите, какие цветы ласкает солнышко своими лучами ( каж-дый ребенок составляет предложение: «Солнышко ласкает лучами ландыш и т. д.»)
12. Игра «Отгадай загадку»
Цель: автоматизация звука «Л» в словах, тексте, развитие логического мышления.
Логопед : Я буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать. У вас есть подсказки. Если отгадаете правильно, кладете карточку на игровое поле, перевернув изображением вниз.
• Кто такая? Каши зачерпнет и отправит в рот. (ложка)
• Ножек четыре, шляпок одна,
Нужен, колб станет обедать семья (стол)
• Вафельное и полосатое, гладкое и лохматое,
Всегда под рукою – что это такое? (полотенце)
• Всех на свете обшивает, что сошьет – не надевает. (иголка)
• Самый бойкий я рабочий в мастерской,
Колочу я что есть мочи день-деньской. (молоток)
• Прежде, чем его мы съели, все наплакаться успели. (лук)
• Колкую, зеленую срубили топором.
Колкая, зеленая к нам приходит в дом. (елка)
• Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (белка)
• Серовато, зубовато, по полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (волк)
• Круглое, румяное, я расту на ветке:
Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)
• Очень много силы в нем, ростом он почти что с дом.
У него огромный нос, будто нос лет тыщу рос. (слон)
• Этот конь не ест овса, вместо ног - два колеса,
Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем. (велосипед
Логопед обращает внимание детей на то, что в итоге у них получилось изображение цветка, вспоминают его название (фиалка). Предлагает послушать стихотворение о фиалке и проговорить его:
На солнечной опушке фиалка расцвела,
Лиловенькие ушки тихонько подняла.
Логопед : В природе фиалок осталось мало, поэтому их рвать нельзя. Пусть они растут, цветут и всех радуют.
О чем мечтает цветовод?
В его мечтах весь мир цветет.
И люди, глядя на цветы, становятся добрей.
Пусть эти славные мечты исполнятся скорей. (Е. Серова)
III. Итог.
Логопед предлагает детям вспомнить, что делали на занятии, что вызвало затруднение, что было интересно. Дарит детям на память изображение фиалки со стихотворением. Дети прощаются с гостями.