МААМ-картинки

«Мир искусства». Методическое пособие по использованию нетрадиционных способов рисования

Александра Баранникова
«Мир искусства». Методическое пособие по использованию нетрадиционных способов рисования
▼ Скачать + Заказать документы

Баранникова А. И.

Общие задачи по РТВ

• Развивать у детей способности самостоятельно использовать нетрадиционные приемы рисования.

• Учить детей применять соответствующие выразительно- изобразительные средства для воплощения образов.

• Учить представлять события в последовательности его развития; устанавливать зависимость между отдельными событиями.

• Расширять представления о предметах и явлениях окружающей жизни, растительном и животном мире, живой и не живой природе.

Публикация «„Мир искусства“, Методическое пособие по использованию нетрадиционных способов рисования» размещена в разделах

• Научить детей различной технике изображения и применению каждого вида отдельно и в комплексе.

Планируемые результаты

Иметь представление:

• о предметах и явлениях окружающей жизни, растительном и животном мире, живой и не живой природе;

• о применении новых способов преобразовании впечатлений – наделение образов действиями фантастического характера;

• о способности «войти» в состояние героя;

• об использовании соответствующих выразительно- изобразительных средств, для воплощения образов;

• об играх таинственного мышления «Хорошо-плохо», для сравнения признаков предметов, явлений.

• о различной технике изображения;

• о применении каждого вида отдельно и в комплексе.

Знать:

• художественные произведения;

• сказки разных народов мира;

• стихи и загадки;

• растительный и животный мир;

• насекомых;

• рыб (6 – 8 видов);

• птиц сказочного происхождения;

• цветы (8 – 10 видов);

• деревья лиственные и хвойные:

• времена года;

• явления природы.

Уметь:

• пользоваться нетрадиционным изобразительным материалом;

• выбирать материал, на котором будет нанесено изображение;

• составлять рисунок, соблюдая все требования: передачу перспективы, цвета, технику исполнения.

Перспективный план

по изобразительной деятельности

для предшкольного возраста

Сентябрь

1 «Лето»

1 часть Учить детей отражать в рисунке впечатления о лете.

Выполнять набросок простым карандашом.

Расширять представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

2 «Лето»

2 часть

Учить детей передавать в рисунке колорит данного времени года, разные цвета красок и различные приемы работы с кистью и поролоном. 2

3 «Виноград» Формировать умения самостоятельно выбирать цвет ягод винограда.

Передавать способ изображения винограда – пальцевой живописью. 1

4 «Волшебный лес полон чудес»

1 часть Вызвать интерес к созданию волшебных деревьев.

Научить детей использовать пластилин для нанесения фона на лист картона тонким слоем.

5 2 часть Научить детей прорисовывать острым концом кисти на тонированном пластилином фоне волшебные деревья.

6 3 часть Пробуждать детей фантазировать и наделять деревья волшебными качествами.

Использовать в работе фольгу, уметь закреплять её с помощью пластилина, изображая листву. 3

7 «Домики для листовичков»

1 часть Вызвать у детей интерес к незнакомому для них волшебному царству.

Учить изготавливать декоративную рамку для будущего рисунка.

Наносить мазки косметической палочкой по принципу – ёлочка, по краю листа.

8 2 часть Придумывать домиком причудливую форму в виде грибов разной формы.

Использовать в работе палитру, смешивая белила и гуашь.

2

Октябрь

1 «Мебель для листовичков»

1 часть Продолжать вызывать у детей желание оказывать помощь листовичкам и нарисовать для них эскизы мебели.

Побуждать детей к самостоятельному выбору содержания.

Научить проводить ровные, вертикальные и горизонтальные линии простым карандашом.

Учить видоизменять имеющиеся представления о мебели и создавать на этой основе относительно новые предметы мебели.

2 2 часть Помочь детям воплотить задуманное до конца.

Нанести на изделие различные узоры красками и косметическими палочками по выбору ребёнка.

Обратить внимание на контрастность цвета и насыщенность красок.

Закрепить названия цветов спектра. 2

3 «Вещи для листовичков» Вызвать у детей интерес и сочувствие к игровым персонажам, желание помочь им.

С уважением и вниманием относиться к фантазиям ребёнка.

Использовать в работе трафареты.

Учить обводить трафареты простым карандашом, не сдвигая его.

Заполнять рисунок поролоновым тампоном и гуашью. 1

4 «Железная дорога для листовичков»

1 часть Вызвать у детей желание нарисовать железную дорогу для путешествий листовичкам.

Изображать простым карандашом окрестность – растительность, дома, животных и людей.

5 2 часть Закрашивать изображение пальцевой живописью, не выходя за контурные пределы.

Стремиться закончить рисунок до конца.

Развивать художественно-творческие способности детей.

Совершенствовать монологическую форму речи, используя для этой цели рисунок. 2

6 Экологический проект «Разведка осенних примет»

1 часть Учить детей отражать в рисунке впечатления о золотой осени, передавать её колорит.

Научить детей рисовать деревья собственной ладонью, самостоятельно выбирать цветовое решение тёплых оттенков

7 «Удивительный мир бабочек»

2 часть Научить детей способом монотипии изображать бабочку.

Украшать крылья бабочки солью. 2

8 «Земля – наш общий дом» Воспитывать интерес и бережное отношение к обитателям Земли.

Самостоятельно выбрать сюжет и изобразительные средства для реализации.

Располагать изображение по всему листу. 1

Ноябрь

1 «В моем саду дивные яблочки молодильные»

1 часть Учить детей передавать в рисунке волшебство деревьев и плодов.

Самостоятельно выбирать оттенки красок и накосить их кистью из поролона.

2 2 часть Дополнить рисунок сказочными замками.

Развивать у детей творческое воображение.

Использовать в работе оживку белилами, наносить по контуру спичкой. 2

3 «Осенний ковер» Развивать, умнея располагать узор на квадрате, заполняя элементами середину, стороны и углы.

Научить детей приемом оттиска листьев окрашенных гуашью смешанного типа на бумагу.

1

4 «Дом моей мечты»

1 часть Учить рисовать дома разных конструкций.

Показать красоту архитектуры, познакомить с ее элементами.

Совершенствовать умения располагать дом в центре листа, с боку.

Развивать умения наблюдать, анализировать, выделять характерные и существенные признаки.

5 2 часть Учить использовать схему талантливого мышления и игру «Хорошо - плохо» для сравнения признаков предметов при составлении дома своей мечты.

Выполнять набросок простым карандашом.

Закреплять умение наносить вертикальные мазки на силуэт дома.

6 3 часть

Закрепить знания о полутонах: голубой, розовый.

Учить украшать витражи, купола, стекла, арки, башенки гуашью с использованием поваренной соли.

3

7 «Сказочная птица»

1 часть Развивать умения создавать сказочные образы.

Проявлять способность «войти» в изображаемые события – попытаться описать и нарисовать облики и характер героя.

8 2 часть Развивать у детей самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочной птицы – монотипия, пальцевая живопись, рисование ладонью и свечой. 2

Декабрь

1 «Волшебное превращение пятен на палитре» Упражнять детей в смешивании красок трех основных цветов для получения краски другого цвета и оттенка.

Развивать воображение.

Побуждать «оживлять цветовые пятна», дорисовывая их до предметной или сюжетной картинки.

Прорисовывать контур рисунка с сильным нажимом на контрастный карандаш и восковую свечу. 1

2 «Птица счастья»

Вызвать у детей желание нарисовать фигурку волшебной птицы. Помогать каждому ребенку в подборе цветовой гаммы для росписи птицы концом кисти и мазками и осуществление задуманного.

1

3 «Красивые плошки для экибаны»

1 часть Продолжать побуждать детей к самостоятельной передаче образов. Использовать в работе все известные мазки в разном направлении концом кистью и косметическими палочками.

4 2 часть Упражнять детей в украшении плошек налепами из пластилина, бисера и стекляруса. Развивать фантазию, творчество. Уметь с небольшой силой нажима вдавливать украшения.

2

5 «Колобок готовиться к Новому году»

2 части Развивать фантазию, творческое воображение. Учить наделять известные сказочные персонажи качествами, которые им не присущи. Закреплять умение закрашивать равномерно рисунок в одном направлении.

2

6 «Приключение колобка зимней ночью» Учить использовать выразительно - изобразительные средства для воплощения образа. Развивать воображение. Разводить на палитре краски, начиная со светлых тонов.

1

7 «Новый колобок» Развивать у детей самостоятельность, активность в поисках изображения сказочных героев. Закреплять приемы рисования красками всей кистью и ее концом.

1

Январь

1 «Зимняя сказка»

2 части Учить передавать в рисунке зимний пейзаж с хвойными деревьями. Самостоятельно придумывать композицию рисунка, передавать штрихами разного характера на елях, соснах, коре деревьев. Рисовать восковой свечой с разным нажимом для получения различной интенсивности цвета. 2

2 «А что было потом?» Развивать способности детей придумывать сюжет рисунка по предложенному началу. Развивать творчество, умение выдумывать имеющие представления. Использовать соответствующие выразительно -изобразительные средства для изображения новогодних образов и их действий: восковые свечи, цветной клейстер, расческу.

1

3 «Волшебный цветок»

1 часть Учить детей видеть красоту цветов. Создавать графическое изображение гелиевыми ручками.

Побуждать к созданию оригинального образа в рисунке.

Развивать воображение.

4 2 часть Знакомить детей с образцами растительного орнамента на предметах народно - прикладного искусства. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь людям, попавшим в беду. Наносить гуашь в пределах контура пальцами, бумажным тампоном.

2

5 «Шахматное королевство»

1 часть Дать детям представление о шахматах. Знакомить с жанром портрета (характер и настроение изображенных людей, их одежда, интерьер и пейзаж на заднем плане). Дать представление о многообразии видов графических изображений.

6 2 часть Учить рисовать портрет простым графитным карандашом, используя средства выразительности - линии, точки, пятна, штрихи, контраст белого и черного. Развивать образное мышление, воображение 2

7 «Мое желание» Выполнить рисунок по замыслу. Проявлять творческие способности. Во время выполнения наброска проводить менее заметные линии простым карандашом и более яркие в цвете.

1

Февраль

1 «Пегас»- крылатый конь

1 часть Учить детей видеть красоту лошади, передавать в рисунке строение Пегаса, его окраску, движения (повернул, наклонил голову, встал на дыбы, скачет, эмоциональное отношение к изображению. Прорисовывать плавные линии простым карандашом. Рисовать фигуру лошадки из частей.

2 2 часть Закреплять умение работать в смешанной технике (цветные карандаши и акварель). Тонировать поверхность фигурки поролоновым тампоном. Развивать воображение, творческую активность. 2

3 «Чудо - дерево»

1 часть Учить видеть красоту и разнообразие деревьев. Передавать образ сказочного дерева, используя лист бумаги овальной формы. Развивать навыки рисования фломастерами, применяя графические средства выразительности: линия, пятно, штрих, точка. Наносить вертикальные штрихи фломастером, зубной щеткой.

4 2 часть Продолжить сюжет рисунка. Закрашивать акварелью дерево, и все что на нем нарисовано. Дополнить сюжет деталями - солнце, созревшие предметы, люди, собирающие урожай. Наносить мазки тычком. 2

5 «Следы на снегу» Развивать эмоциональное восприятие окружающего мира - передавать красоту зимнего леса, следы зверей: кончиком кисточки дети рисуют следы зайчика, всей кистью следы волка.

1

6 «Что за зверь?» Расширять представление детей о зверях и их повадках. Научить детей поэтапному изображению животных. Учить передавать полусухой кистью, расческой, цветным клейстером и гуашью шерсть животного в пределах контура. 1

7 «Листочками мы рисуем на листочках»

2 части Расширять представление детей о возможных способах художественного изображения. Знакомить с методом печати листьями. Закрепление знаний о теплой цветовой гамме. Формировать навыки создания несложной цветовой композиции. Закрашивать поверхность засушенного листа дерева и с особой осторожностью переносить его, но лист бумаги.

Март 2

1 «Усатый-полосатый» Научить детей передавать в рисунке образ котенка. Углублять навык детей работать по - сырому.

1

2 «Пушистые цыплята» Совершенствовать навыки детей выполнять работу полусухой кистью. Распределять краску равномерно поролоновой кисточкой в пределах контура. 1

3 «Кружевные рыбки» Научить передавать признаки необычности, сказочности образов с помощью различных средств выразительности - линии, цвета, пятна, элементов декора. Прорисовывать концом кисти всю поверхность силуэта, а так же дать детям возможность выбрать средства выразительности по желанию. 1

4 «Сказочный зверь» Научить детей передавать изображение сказочных животных. Развивать фантазию, творческое мышление. Проявлять способности «войти» в состояние героя, пытаться нарисовать его внешний облик, характер, действие. Применять все ранее изученные способы рисования по желанию ребенка.

1

5 «Букет в холодных тонах» Закреплять знания детей холодной гаммы цветов. Учить создавать декоративную композицию, используя ограниченную гамму. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творческие способности. Совершенствовать плавные, слитные движения концом кисти, печатанием колпачками от фломастеров. 1

6 «Сказочное царство»

1 часть Создавать рисунок по мотивам сказок, рисовать сказочные дворцы. Закреплять умение выполнять изображение в определенной цветовой гамме (В теплый - дворец Солнца, в холодный - дворец Луны, Снежной королевы.) Выполнять работу простым карандашом со слабым нажимом.

7 2 часть Продолжать развивать умение тщательно, без пропусков, в шахматном порядке наносить мазки более светлых тонов, а затем и темных давая им подсохнуть, не сливая, на определенном расстоянии друг от друга.

2

8 «Конек-горбунок» Передавать в рисунке образ сказочного героя. Самостоятельно выбирать эпизод для изображения. Накладывать краску одну на другую.

1

Апрель

1 Игровое упражнение, «Каким было небо вчера?» Учить замечать изменение в природе. Подбирать цветовую гамму в зависимости от погоды.

1

2 «Небо при закате солнца» Учить замечать цвет и оттенки красок вечернего неба, описывать его, рисовать акварелью на влажной бумаге. Передавать мягкие переходы одного цвета в другой акварелью и кистью и ватным тампоном. 1

3 Дидактическая игра «Составим натюрморт»

1 часть Продолжить знакомство с натюрмортом, его содержанием, композицией, подбором предметов. Воспитывать красоту в сочетании форм и цвета.

4 2 часть Передавать окраску знакомых предметов. Развивать композиционные умения. Вырабатывать навыки закрашивать нетрадиционным изобразительным материалом. 2

5 «Рисование витражей»

2 части Познакомить детей с витражом, его прикладным назначением. Учить выполнять декоративный рисунок гуашью, заполняя его геометрическими формами. Овладеть приемами заливки красок. Совершенствовать работу с трафаретом и пластилином. 2

6 «Рисуем палочкой» Познакомить детей с техникой рисования палочкой с круглым концом. Аккуратно обмакивать конец палочки в густую гуашь и ритмично отпечатывать на листе бумаги тонированной в цвет по желанию ребенка не выходя за пределы контура.

1

7 «Цветные отпечатки» Научить детей отпечатывать стороны спичечного коробка опушенные в гуашь. Овладеть техникой печатания и других предметов : простой карандаш, пальцы, плоские предметы маленькой формы. Прижимать сначала к салфетки, а затем к бумаге.

1

Май

1 «Новая игра» Научить детей наносить на согнутый лист бумаги густую гуашь и плотно прижимать складывая. Рассмотреть изображение и увидеть в нем бабочку, сову или другой предмет. Дополнить рисунок недостающими деталями, выполненными концом кисти. Развивать творческие способности.

1

2 «Сказочный дворец»

1 часть Научить детей создавать сказочный дворец. Закреплять умения детей рисовать основу здания простым карандашом и придумывать украшающие детали.

3 2 часть Научить детей создавать сказочный дворец. Закреплять умения детей рисовать основу здания простым карандашом и придумывать украшающие детали.

2

4 «Яркие ладошки» Овладеть приемом рисования ладошкой опущенной в гуашь. Учить входить в изображаемые обстоятельства. Дополнять рисунок недостающими на взгляд ребенка деталями. Добиваться четкости изображения.

1

5 «Цветочки на полянке» Расширять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности, растительном мире. Учить видоизменять, преобразовывать, дополнять. Прикладывать ладошку растопыренными пальцами.

1

6 «Зеленые елочки» Учить самостоятельно, составлять рисунок. Расширять пространственные представления. Располагать елочки по всему листу. Добиваться четкости проведения кончиком кисти контурных очертаний 1

7 «Тучи по небу летают» Овладеть техникой рисования - кляксография. Находить в пятнах и цветовых сочетаниях образ, настроение движения. Наносить пятна в нужном месте, дополнять рисунок недостающими предметами. Использовать прием размывания акварели всем ворсом кисти и ее концом.

1

8 «Что получилось?» Развивать творчество, воображение. Наносить вертикальные и горизонтальные мазки в пределах контурной линии.

Критерии и уровни

Старший возраст

Высокий уровень

У ребенка развиты способности и навыки по использованию нетрадиционных приемов рисования. Умеет применять соответствующие выразительно-изобразительные средства для воплощения образов.

Средний уровень

Проявляет небольшие затруднения о различной технике изображения и применении каждого вида отдельно и в комплексе. Может дать оценку своего рисунка. Успешно разбирается в цветовой гамме.

Низкий уровень

Ребенок затрудняется в самостоятельном использовании нетрадиционных способов рисования. Не проявляет должного интереса и живописи. Слабо владеет техникой рисования карандашом и кистью.

Предшкольный возраст

Высокий уровень

Ребенок самостоятельно владеет всеми приемами рисования. Осуществляет идеи, используя нетрадиционные способы рисования.

Средний уровень

Допускает иногда незначительные ошибки при передаче перспективы. Владеет техникой смешивания красок, но иногда допускает не точности. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к рисованию.

Низкий уровень

Ребенок часто допускает ошибки при самостоятельном составлении рисунка. Затрудняется называть цвета смешанного спектра. Не владеет техническими навыками в использовании нетрадиционных способов рисования.

Диагностика для детей старшего возраста

1. Оригинальность мышления.

2. Способность анализировать.

3. Технические навыки.

4. Цветоведение.

5. Использование нескольких способов рисования.

Диагностический материал для детей старшего возраста

1. Иллюстрация к произведениям.

2. Изображение предметов круглой, овальной прямоугольной, и треугольной формы.

3. Название цветов и их оттенков: красный, жёлтый, синий, белый, чёрный, коричневый, оранжевый или серый. Сочетание цветов. Узор, элементы узора: мазки, точки, прямые, кольца, дуги.

4. Работа с палитрой.

5. Изображение явлений действительности. Декоративное рисование.

6. Простейшие элементы казахского орнамента. Изображение предметов и персонажей, объединённых единым содержанием.

Диагностика для детей предшкольного возраста

1. Оригинальность мышления.

2. Способность анализировать.

3. Технические навыки.

4. Цветоведение.

5. Использование нескольких способов рисования.

Диагностический материал для детей предшкольного возраста

1. Изобразительно- выразительные средства.

2. Изображение предметов с натуры и по представлению.

3. Способы изображения предметов.

4. Передача пропорций предметов, окраски, несложных движений человека и животных.

5. Нетрадиционные методы рисования: монотипия, «по мокрому», сухой кистью, свечой, пальцами, ладонью или поролоном.

6. Иллюстрации к детским книгам.

7. Технология закрашивания: сверху вниз, слева направо и по косой, по форме, ритмичное нанесение мазков, штрихи по всей форме, не выходя концом, закрашивание поверхностей поролоновыми тычками или клеевой кистью, рисование пальцем «по сырому».

Игры на развитие творческих способностей

«На что это похоже?»

Цель: назвать как можно больше предметов, напоминающих по форме

увиденное.

Описание: предложить детям рассмотреть предложенные карточки с изображением различных геометрических форм, ломаных округлых линий, потом сочетание форм и линий. Дети могут работать как по одному, так и в парах.

«Хорошо-плохо»

Цель: развивать умение анализировать, наблюдать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений.

Описание: 1 вариант. Используются иллюстрации к книгам художницы Т. Мавриной. Когда дети высказываются на эту тему, спросить, а что лучше - разноцветная страна или одноцветная? Почему? Чаще всего мнения детей разделяются и тогда можно предложить разделиться на две подгруппы – одна рисует город в одном цвете, другая подгруппа – многоцветный. Дети делятся по желанию.

В конце игры оба листа выставляются на выставку, рассматриваются детьми и еще раз подводят итог – что хорошо, а что плохо.

2 вариант. Нарисованные картины ставятся рядом. Из каждой подгруппы дети выбирают «защитника», который доказывает точку зрения своей подгруппы. Или аргументировано доказывает, что может быть и плохо и хорошо, но они считают так и т. д.

«Волшебный предмет»

Цель: развивать у детей творческое воображение. Учить видоизменять, преобразовывать имеющиеся представления на этой основе относительно новые образы.

Описание: у воспитателя на доске большой лист бумаги с нарисованным овалом. Воспитатель спрашивает, что здесь нарисовано. Воспитатель направляет мыслительную деятельность детей на преобразование овала в другие предметы. Детей можно разделить на две подгруппы. Чья подгруппа назовет больше предметов, та и выиграет.

«Игра – рисунок, в несколько рук»

Цель: развивать способности находить в противоестественных сочетаниях фигур, фантастических персонажей, давать им название и наделять их действиями.

Описание: дети делятся на подгруппы в три человека. На подгруппу дается один лист бумаги. Первый ребенок рисует нечто, подсказывающее образ, со смыслом или без. Второй ребенок рисует, отталкиваясь от первоначального замысла (наметки), использует ее в качестве элемента другого изображения, но с иным значением. Третий ребенок не дополняет, первых двух детей, а меняет его направленность.

Конечный результат не так важен, как сама игра. Интересна и сама борьба, возникающая при попытке завладения чужими формами и назвать свои.

В конце игры появляются необычные персонажи, чудо – юдо, фантастический пейзаж и т. д.

Литература

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском саду.

Министерства Просвещения, 1957г.

2. Художественное творчество и ребенок.

Ветлугина Н. А. М. Педагогика, 1972 г.

3. Бернер Л. А. Домашняя школа мышления.

М. Знание, 1955 г.

4. Казакова Т. Г. Развитие у дошкольников творчества.

М. Педагогика 1985 г.

5. Страунинг А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на

Занятиях по изобразительной деятельности. 1991 г.

6. Дзюба П. П. Практическая копилка. Воспитатель детского сада. Издательство «Феникс» 2006г.

7. Корчаловская Н. В. Пасевина Г. Д. комплексные занятия по развитию

творческих способностей дошкольников. Издательство «Феникс»

2004 г.

1

Публикации по теме:

Нетрадиционные техники рисования Одним из средств развития художественно-творческих способностей дошкольников являются нетрадиционные изобразительные техники. Нетрадиционные.

Влияние нетрадиционных методов рисования на положительные эмоции детей. Из опыта работы (тезисы) Тезисы накопления опыта работы по нетрадиционной технике рисования дошкольников воспитателя МБДОУ детский сад №29 Асфатуллиной Лены Сагитовны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Мир искусства». Методическое пособие по использованию нетрадиционных способов рисования
Опубликовано: 3 мая 2013 в 17:30
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Мир искусства». Методическое пособие по использованию нетрадиционных способов рисования» (включая файлы) размещена пользователем Александра Баранникова (УИ 92932) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД